Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты монополистической конкуренции

Тема 5. Монополистическая конкуренция

1. Основные черты монополистической конкуренции.

2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

3. Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

4. Неценовая конкуренция и её издержки.

5. Оценка эффективности монополистической конкуренции.

Ключевые понятия

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монополистическую конкуренцию отличает производство дифференцированного продукта и наличие неценовой конкуренции. Рынок схож с совершенной конкуренцией по большому количеству производителей, с монополией по возможности воздействия на рыночную цену в своем ценовом сегменте.

Теория монополистическая конкуренция рассмотрена американцем Чемберленом в книге “Теория монополистической конкуренции” и англичанкой Джоан Робинсон в книге «Экономика несовершенной конкуренции».

Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.

Признаками структуры монополистической конкуренции являются:

1. На рынке оперирует большое количество малых, средних и крупных производителей ( меньше 20).

2. Фирмы производят неоднородный, дифференцированный продукт, то есть многообразные товары - субституты. Дифференциация продукта – это разнообразие потребительских условий и качеств сбыта товара, включающего в себя стиль, упаковку, условия реализации, услуги, сопутствующие продажи, пространственное место нахождение продавца, стимулированность сбыта посредством рекламы. Дифференциация позволяет обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разницы в цене субститутов и создать, тем самым, предпосылки для контроля над ценой ( рынки обуви, одежды, рынки моющих средств, гостиницы и др.) .

3. Рынок не защищён специальными барьерами, однако затруднения на входе в рынок могут сформировать: известные торговые имена, фабричное клеймо, торговая марка, известный бренд, знакомый логотип.

4. Фирма способна оказывать воздействие на рыночную цену в той степени, в которой она сумела узко отдифференцировать свой продукт, т.е. предать ему неповторимое качество, свойство.

5. Типичным явлением для рынка становится неценовая конкуренция, которая может осуществляться по следующим основным направлениям:

· реальное совершенствование качества и потребительских свойств продукта;



· предоставление более привлекательных условий покупателям при продаже, например, рассрочка, кредит, свободный доступ;

· предоставление сервисных услуг покупателям: гарантийный и постгарантийный;

· широкая рекламная компания: брендинг, обслуживание;

· более выгодное местоположение фирмы относительно рынков сбыта и т.д.

1. Доступ к информации свободен.

2. Из-за открытости рынка, равновесие в долгосрочном периоде достигается при безубыточности, однако, не исключается возможность получения экономической прибыли в ходе неценовой конкуренции.

 

2. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде

Дифференциация продукции ведёт к тому, что монополистически конкурентная фирма может в определённых пределах управлять ценой. Иными словами, кривая спроса на её продукт имеет отрицательный наклон. Обладая некоторой монопольной властью, размер которой зависит от успеха в дифференциации своего продукта по отношению к продуктам других фирм, фирма – монополистический конкурент является ценоискателем и стремится установить цену, максимизирующую прибыль.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, достаточно эластичен, но всё-таки убывает (так как рыночная власть не велика). Кривая спроса более пологая, чем у чистой монополии, поскольку потребителям легче переключится на товары-заменители при повышении цены. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластична кривая спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к совершенной конкуренции и тем меньше будет рыночная власть отдельной фирмы.

Первый шаг анализа модели монополистической конкуренции – исследование процесса принятия решений отдельной фирмой. Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объём выпуска, при котором придельный доход равняется предельным издержкам (MR=MC), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периодемогут получать прибыль или нести убытки.

а) модель максимизации прибыли

 

Находим оптимальный объем на рынке монопольной конкуренции по правилу . Находим точку пересечения ATC и перпендикуляра, проецируем её на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть прибыль на единицу продукции (). Заштрихованный прямоугольник – максимальная прибыль ().

Если фирмы в краткосрочном периоде получали экономическую прибыль, то это стимулирует ко входу на рынок новых фирм-конкурентов, что приводит к увеличению видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих фирм. По мере того как спрос на продукцию присутствующих на рынке фирм падает, происходит снижение цены и, следовательно, уровня экономической прибыли.

б) модель минимизации убытков

Находим точку пересечения MC и MR, проецируем её на количественную ось Qmc – это и есть оптимальный объем выпуска. Далее продолжаем перпендикуляр вверх до пересечения с кривой ATC ,точку пересечения проецируем на ценовую ось P – это, не что иное как, ATC. Разница между ценой и средними совокупными издержками есть убытки на единицу продукции (). Заштрихованный прямоугольник – минимальные убытки ().

Убытки, которые несут фирмы в краткосрочном периоде, подталкивают их к выходу с рынка. Так как часть фирм покидает рынок ,количество видов предлагаемой продукции сокращается; уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. По мере того как спрос на продукцию оставшихся фирм растёт, убытки сокращаются.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Основные черты монополистической конкуренции

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.146.11.8
Генерация страницы за: 0.008 сек.