Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология моделей олигополии




Основные признаки олигополии

Тема 6. Олигополия

1.Основные признаки олигополии.

2.Типология моделей олигополии.

3.Модель олигополии с ломаной кривой спроса.

4.Показатели монопольной власти и антимонопольное законодательство.

5.Оценка эффективности олигополии.

Ключевые понятия

Олигополия (от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимодействие, демонстрируя кооперативное или некооперативное поведение, особенно в области ценообразования.

Основные признаки:

1. На рынке оперирует несколько (от 2 до 20) крупных и очень крупных производителей.

Так как фирм немного, то:

1)На рынке обязательно присутствует стратегическое взаимодействие между фирмами – склонность к совместной деятельности, особенно в области ценообразования. При проведении своей конкурентной линии, монополист должен учитывать поведение и реакцию конкурентов.

2) Склонность монополистов к совместной деятельности делает олигополистические цены достаточно стабильными.

3) По степени взаимозависимости олигополисты могут осуществлять как кооперативную стратегию (вступать в сговоры), так и некооперативную (не вступать в сговоры).

2. Олигополисты могут предлагать как однородные (производство никеля, нефти, газа), так и дифференцированные продукты (производство телевизоров, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д.)

3. Рынок защищён барьерами, из которых главными являются: значительный эффект масштаба производства, различные законодательные барьеры (патентные и др.), монополия на ресурсных рынках, а также: сговоры между фирмами, слияния и поглощения.

4. Олигополисты способны воздействовать на цены. При этом склонность к совместным действиям в процессе ценообразования делает олигополистические цены более стабильными и неизменными, чем на любом другом рынке.

5. Олигополисты, производители дифференцированного продукта, активно занимаются неценовой конкуренцией, как правило, связанной с реальным совершенствованием продукта, технологий и т.д.

6. Доступ к рыночной информации закрыт, несвободен.

7. Олигополисты способны извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Из всех особенностей можно выделить 3 самые основные:

1. Стратегическое взаимодействие фирм.

2. Относительная стабильность олигополистических цен.

3. Отсутствие единой (общепринятой) модели олигополии.

 

1. Первый подход (1838г.) – теория олигополии Курно.

Это первая попытка анализа рынка олигополии и дуополии (2 производителя на рынке) при предположении, что конкуренты не реагируют на ценовые изменения ведущего олигополиста. Курно предполагал:

1) Каждый олигополист стремится продать объём продукции, максимизирующий его прибыль.

2) Для любого рынка существует определённое и стабильное равновесие между объёмом продаж и ценой продукта.

3) Уровень цены продаж определяется количеством продавцов на рынке, т.е., чем больше продавцов, тем более низкой окажется цена, и наоборот.

Достоинство модели: сама постановка вопроса об олигополистической взаимосвязи между фирмами.

Недостаток модели:предположение, что конкуренты не реагируют на ценовые изменения, предпринимаемые одной из фирм в отрасли.

2. Второй подход (1939г.) – теория олигополии под названием “Теория изгибающейся кривой спроса” (Холл, Хитч, Суизи).

Авторы изучали рынок олигополии, предполагая, что конкуренты обязательно реагируют на ценовые изменения в отрасли. При этом, как правило, поддерживалось любое понижение цен и не поддерживалось повышение цен.

Достоинство модели:предположение о реакции олигополистов на ценовые изменения.

Недостаток модели: она не объясняет, каким образом первоначально устанавливается цена на рынке.

3. (1944г.) – Теория игр (Нейман, Моргенштерн).

Теория игр это теория, моделирующая в виде игры выбор, осуществляемый взаимозависимыми субъектами с различными интересами из определённого набора поведенческих стратегий, учитывающих реакцию их соперников.

Пример.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.