Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одесса. Запорожье




Крупнейший приморский город Украины и здрав­ница — Одесса основана в 1794 г. на месте крепости Хаджибей. Одесса развивалась как портовый город с большим внешнеторговым оборотом, (к концу XIX в. по внешнеторговому обороту она догнала Петербург). Население Одессы, первоначально не превышавшее 10 тыс. чел., к 1850 г. составляло 100 тыс. жителей. К началу XX ст. Одесса была крупным торгово-промышленным капиталистическим центром юга России.

После Великой Октябрьской социалистической революции бурно раз­вивалась промышленность города (общая мощность предприятий в 20— 30-е годы возросла в восемь раз), ведущей отраслью стала металлооб­работка. Механизированный Одесский порт стал одним из крупнейших в Европе. Особое значение Одесса приобрела как курорт всесоюзного значения.

Большой ущерб городскому хозяйству был нанесен во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время Одесса — один из крупнейших городов Украины, административный, промышленный, политический и научный центр, крупный порт. По состоянию на 15/1 70 г. население горо­да составляло 892 тыс. человек.

Проект планировки старой Одессы был составлен в 1794 г. и осущест­влен к 1830 г. Схема построена на двух прямоугольных сетках, примы­кающих друг к другу под углом. Расцвет русского ампира, совпавший с периодом становления города, отразился на облике его основных ан­самблей. Работы Тома де-Томона, Мельникова, Боффо, Мартоса, Заха­рова и Кваренги сформировали архитектурный стиль старой Одессы.

Следствием развития дореволюционной Одессы была резкая диффе­ренциация городской застройки: центральные благоустроенные кварта­лы вблизи берега моря, полосу от Ланжерона до Аркадии занимали бур­жуазия, богатые-промышленники и купцы, трудящиеся расселялись на неблагоустроенных территориях — Слобода-Романовка. Пересыпь, Бугаевка, Молдаванка, Застава. Плотность застройки в центре вслед­ствие высокой стоимости участков достигала 70—80%.

Стихийное развитие порта, промышленных предприятий и путевого хозяйства отдалило основные селитебные места от моря. Территория города расчленена промышленными предприятиями и железными дорогами на отдельные районы, густая сеть городских улиц еще больше де­лила ее на мелкие кварталы. Магазины, административные и другие учреждения сосредотачивались в основном в центральной части города, а в целом по городу они размешались неравномерно. Так же неравно­мерно были распределены зеленые насаждения.

В проектах планировочного развития города (1932, 1939 гг.), преду­сматривались значительные преобразования, упорядочение функцио­нального зонирования городской территории и системы городских ма­гистралей, расширение сети учреждений культурно-бытового обслужи­вания, развитие курортной зоны и др.

В первые же послевоенные годы (1946—1948 гг.) Гипроградом УССР был разработан новый генеральный план города, предусматривающий устранение недостатков сложившейся планировки.

Проект генерального плана, разработанный Одесским филиалом Гипрограда в 1966 г., учитывает максимальное использование земель в пределах городской черты и сведение до возможного минимума изъя­тие земель, занятых сельскохозяйственными угодьями. Осуществление в ближайший период нового жилищного строительства намечается пре­имущественно на свободных территориях, компактными массивами, с обеспечением благоприятных условий для жителей и удобной терри­ториальной связи с местами приложения труда. Увеличение численности населения предусмотрено проектом до 900 тыс. человек. На проектный период предусматривается реконструкция сложившихся районов и вы­нос из селитебных территорий ряда промышленных предприятий. Наме­чены значительная реконструкция и дальнейшее развитие порта. В це­лях совершенствования сложившейся планировочной структуры преду­смотрено формирование преимущественно комплексных планировочных, а также жилых районов.

Формируемые общегородской центр с выходом к морю, а также цент­ры планировочных и жилых районов являются основой архитектурно-планировочной организации и объемно-пространственной композиции города.

В проекте планировки и застройки Одессы намечено разграничение города на зоны грузового и пассажирского транспорта; создание скоро­стных магистралей, обеспечивающих прямую связь мест проживания с местами приложения труда и местами отдыха. Создается магистраль­ная улица вдоль санаторно-курортной зоны, которая улучшит ее обслу­живание. Транзитный грузовой и д|гковой транспорт выносится на вне­городскую объездную дорогу. Связь по морю проектируется в двух направлениях: порт — пляжи Комсомольский, Отрада, Ар­кадия и далее на Черноморку и Ильичевск и порт — Лузановка — Крыжановка.

Предусмотрена комплекс­ная система внутригород­ских и загородных зеленых насаждений. Коренным об­разом будет преобразован ландшафт приморской и прилиманных полос. Наме­чается значительно расши­рить площади зеленых на­саждений общего пользова­ния. В юго-западной части города и в районе Жеваховой горы будут созданы крупные парки.

В проекте генерального плана Одесса решается в едином комплексе с города­ми-спутниками Ильичевском и Овидиополем, размещен­ными в пригородной зоне, развитие которых служит средством регулирования роста города. В населенных пунктах пригородной зоны будет размещен ряд пред­приятий, имеющих производ­ственную связь с Одессой, а также предприятия, подле­жащие выносу из города.

Особенностью планировочной структуры Одессы является выход горо­да к морю и организация курортной зоны, расположенной вдоль побе­режья Черного моря и вблизи Куяльницкого и Хаджибейского лиманов.

Выход города к морю, создание прибрежной зеленой зоны отдыха, а также организация архитектурных комплексов нового ядра центра с учетом гармонического сочетания их со сложившейся ансамблевой за­стройкой Одессы расширят и обогатят архитектурную панораму и силу­эт города.

Запорожье — крупнейший промышленный, транспортный и культур­ный центр Украины. Он возник одновременно со строительством Днепровской ГЭС в 1927 г.

Для нового города была выбрана территория на обоих берегах Днеп­ра. По проекту планировки в границы города входил также г. Алексан­дровск, основанный в 1791 г. как одно из укреплений оборонительной линии.

В 1932 г. был утвержден первый генеральный план нового города, на­зывавшегося тогда Большое Запорожье, разработанный Гипроградом УССР *. Развитие города предусматривалось на правом берегу (воз­ле ГЭС и на берегу вновь образуемого озера им. Ленина); на левом бе­регу — размещение основных промышленных предприятий и сели­тебной территории, включая район старого города, а также развитие зоны отдыха на!острове Хортица.

В основу решения планировочной структуры города было положено четкое деление его территории на функциональные зоны, организация удобной транспортной связи между селитьбой, промышленностью и зо­нами отдыха, а также новая система размещения учреждений культур­но-бытового обслуживания и дифференциация их на местные, районные и общегородские.

Особенностью планировки селитебных зон явилась линейная система с выделением полос укрупненных жилых кварталов и параллельных им более узких полос для размещения учреждений местного и районного значения.

В настоящее время население Запорожья составляет 658 тыс. человек. Промышленные предприятия образуют несколько промышленных зон. Селитебные зоны занимают значительную территорию на правом берегу, а на левом берегу представляют собой три больших основных района, вытянутых вдоль Днепра на протяжении 20 км — Соцгород, Централь­ный район и Старый город. Они объединены основной транспортной ма­гистралью города — проспектом Ленина.

Самым большим по размерам является Центральный район (терри­тория около 1200 га). Основной формой организации жилой застройки его является укрупненный квартал площадью от 4 до 11 га, в состав ко­торого входят учреждения культурно-бытового обслуживания, зеленые насаждения, спортивные и игровые площадки.

В 1957 г. в основу планировки южной незастроенной части Централь­ного района было взято архитектурно-планировочное решение, поло­жившее начало формированию микрорайонов вместо небольших квар­талов, а также организации комплекса общегородского центра с глав­ной площадью для празднеств, группой общественных зданий и зеленой эспланадой, подводящей к Днепру. Эта планировочная схема ** была одобрена Госстроем УССР и положена в основу дальнейших разработок Горстройпроекта по застройке Центрального района Запорожья. Ми­крорайоны № 100—101 и 114—115, Фестивальная площадь и новое на­правление ул. Победы, намеченные схемой, осуществлены в натуре.

Большое развитие получила сеть учреждений культурно-бытового обслуживания, но она не обеспечивает еще полностью потребностей на­селения. Наиболее значительные административные, общественные, культурно-просветительные и торговые здания расположены преиму­щественно на центральной магистрали и главной,улице города — прос­пекте Ленина. Общегородской центр еще не завершен. Многие общего­родские учреждения в настоящее время располагаются в Соцгороде и в Центральном районе, преимущественно на проспекте Ленина. Часть уч­реждений областного и общегородского значения размещается также в Старом городе.|

Городская территория пересекается железнодорожными линиями; че­рез город, минуя жилые районы, проходит автодорога Москва — Сим­ферополь, а также дороги республиканского значения. В городе соору­жены два порта (на озере им. Ленина и в Старом городе на Днепре).

Значительное своеобразие городу придает богатое природное окру­жение — Днепр с живописными скалистыми и пологими берегами, озеро им. Ленина, красивый остров Хортица, Дубовая Роща и др. Остров Хор-тица служит основным местом отдыха населения. Здесь находится не­сколько крупных баз отдыха и пионерский лагерь. Наибольшими зеле­ными массивами левобережной части города являются парки Металлур­гов в районе Соцгорода и Дубовая роща в Старом городе. Большое раз­нообразие застройке города придают широкие бульвары. Особенно хо­рошо озеленен район правобережной части города.

Для Запорожья характерна четкость планировочного решения, полу­чившего крупный архитектурный масштаб, и органическая связь с при­родой. В композиционном отношении это выражается в слившемся с природой главном архитектурном ансамбле города — комплексом соо­ружений Днепрогэса и величественного монумента Ленина на левом берегу; в линейной планировочной системе города, подчеркивающей на­правление Днепра; в раскрытых на ДнеЙр широких бульварах, связыва­ющих реку с главной продольной магистралью города — проспектом Ленина, и в других архитектурно-планировочных решениях.

Согласно разработанному в 1965 г. Гипроградом генеральному пла­ну развития Запорожья, население его к 1980 г. рассчитывалось увеличиться почти в пол­тора раза и составит 800 тыс. человек. Для размещения жилищного строительства потребуются значительные территории. Большое развитие получает на правом берегу район Днепрострой-2. Здесь намечается рас­селить 250 тыс. человек.

Структура Запорожья формируется с учетом населенных мест За­порожской агломерации, которые уже в настоящее время имеют с ним тесные трудовые, культурно-бытовые и другие межселенные связи. Так, поселок Червоноармейское в перспективе явится промышленным горо­дом-спутником Запорожья с населением в 55 тыс. человек; вторым го­родом-спутником будет расположенный вблизи Запорожья на правом берегу Днепра поселок Верхняя Хортица, население которого составит 50 тыс. человек.

Вокруг города намечается дальнейшее развитие зеленого пояса. Зона массового отдыха включает остров Хортицу, прибрежные территории ' Днепра (от границ Днепропетровской области — на севере, до с. Бе­ленькое — на юге) и другие места вблизи города и решается комплекс­но для всего населения агломерации.

Проектом предусматривается сдерживание дальнейшего промышлен­ного роста города. Ряд промышленных предприятий выносится за преде­лы селитебной территории города, организация новых промышленных комплексов намечается в районах Днепрострой-2 н ст. Передаточной. Наибольшее количество промышленных предприятий располагается в левобережной части города.

Основные селитебные районы города получают дальнейшее развитие. Намечается единая система обслуживания населения города с организа­цией общественных центров микрорайонов, жилых районов и общегород­ского.

Главной улицей и основной транспортной магистралью города оста­ется проспект Ленина, который через плотину связывает районы право­го берега с Соцгородом, Центральным районом и Старым городом. Часть транспортных потоков в продольном направлении переносится на ул. Победы и Совнаркомовскую. Сохраняется также система попереч­ных бульваров, перпендикулярных к проспекту Ленина, связывающих город с прибрежными территориями и расположенными на берегу Дне­пра парками и пляжами. Намечен вынос транзитного движения за пре­делы города и Организация скоростных магистралей, связывающих се­литьбу с промышленными зонами, а также объезднсе кольцо вокруг го­рода.

Зеленые насаждения общего пользования решаются единой системой с созданием крупных зеленых массивов в каждом оайоне, организаци­ей садов, скверов, бульваров и озелененных улиц. Большое значение в проекте придается организации прибрежной парковой зоны в Централь­ном районе.

Остров Хортица в настоящее время объявлен госу­дарственным историко-культурным заповедником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.