Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. Для студентов заочной формы обучения специальности «управление качеством»




ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

для студентов заочной формы обучения специальности «Управление качеством»

 

  1. Эволюция категории «качество».
  2. Современные подходы к определению содержания категории «качество».
  3. Понятие категорий «социальное качество» и «качество жизни».
  4. Возникновение управления качеством как науки и области практической деятельности.
  5. Значение основных положений школы научного управления для теории и практики управления качеством.
  6. Влияние классической школы управления на процесс развития теории и практики управления качеством.
  7. Воздействие школы человеческих отношений и поведенческих наук на формирование современных концепций управления качеством.
  8. Основные исторические формы организации деятельности в области качества.
  9. Основные этапы развития научных подходов к управлению качеством
  10. Сущность системного подхода к управлению качеством.
  11. Управляющая и управляемая подсистемы в системе качества организации.
  12. Основные составляющие политики организации в области качества.
  13. Формирование базовых положений системного подхода к управлению качеством в рамках систем бездефектного изготовления продукции (БИП) и бездефектного труда (СБТ).
  14. Основные подходы к управлению качеством, реализуемые в системе КАНАРСПИ.
  15. Разработка и внедрение системы НОРМ.
  16. Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП): цель внедрения, принципы построения, реализуемые функции.
  17. Становление российской школы управления качеством.
  18. Вклад У.Э. Деминга в развитие теории и практики управления качеством
  19. Основные положения американской школы управления качеством.
  20. Основные положения японской школы управления качеством.
  21. Особенности управления качеством в странах Восточной Европы в 50-70-е г.г. XX века.
  22. Специфика управления качеством в развивающихся странах в 50-70-е г.г. XX века.
  23. Гармонизация подходов к управлению качеством в 80-90-е г.г. XX века на основе международных стандартов ИСО.
  24. Современные подходы к управлению качеством в мировой практике.

 

  1. Эволюция категории «качество»

Проблема качества на протяжении многих веков волнует и занимает умы прогрессивного человечества: философов, экономистов, конструкторов и инженеров, социологов и политологов, биологов и экологов и т.д. В настоящее время качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором социального устройства, деятельности людей, а также имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, для развития духовной культуры общества. При этом, если все многообразие исследуемых и решаемых человечеством проблем условно подразделить на глобальные (затрагивающие интересы всего человечества) и локальные (затрагивающие интересы отдельных регионов, государств, организаций, актуальные в данный конкретный момент времени), то проблему качества необходимо отнести к рангу глобальных.

Обобщая процесс осознания категории «качество» в многогранной истории человеческой мысли, выделяют следующие вехи понимания качества: субстратное, предметное, системное, функциональное, интегральное.

Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к пониманию основных природных стихий: огонь, вода, земля, воздух. Такое понимание было обусловлено отсутствием сложных изделий, примитивным представлением об устройстве мира и физических законах природы. Поэтому свойства или качества любого объекта рассматривались с точки зрения соответствия, подобия основным стихиям.

Предметное понимание обусловлено влиянием производственной деятельности, развитием науки и техники. Было признано, что каждый предмет обладает специфическими, свойственными лишь ему качествами, которые могут быть объектом изучения и изменения.

Системное понимание качества появляется в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности становятся различные системы. Наука пришла к пониманию того, что практически любой объект материального и нематериального мира является системой. Поэтому качество каждого объекта формируется в результате взаимодействия его многообразных свойств и таким образом тоже является системной категорией.

Функциональное осознание качества связано с тенденцией определять его характеристики через количественные показатели.

Интегральное понимание ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества.

Первым исследователем категории «качество» принято считать греческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который еще в IV веке до нашей эры дал ее определение. Качество, фактически, рассматривалось им в следующих значениях:

- как видовое отличие сущности (то, благодаря чему предмет называется таким-то);

- как характеристика состояний сущности (в этом определении проявляется изменчивость качества, его способность к преобразованию, так как состояния и свойства предметов могут изменяться и переходить друг в друга).

- как свойство вещи.

Аристотель заложил основы предметного понимания категории «качество».

 

 

2. Современные подходы к определению содержания категории «качество».

Значительный разброс в трактовках данной категории по мнению объясняется:

· чрезвычайной сложностью самой категории;

· бесконечным разнообразием объектов, обладающих качеством;

· различиями восприятия свойств объекта отдельным человеком;

· особенностями языка (слово «качество» употребляется во многих значениях).

Все многообразие существующих современных трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.

1. Качество как абсолютная оценка. Качество товара представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить – оно является принадлежностью товара.

2. Качество как свойство продукции. В этом значении качество является производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше. Например, считается, что чем больше у двигателя цилиндров, тем выше его мощность, а значит, и качество. Однако подобное определение является слишком узким, так как оно не отражает полезность продукции для потребителя.

3. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Однако недостаток данного подхода может быть продемонстрирован следующим примером. Крупная американская компания по производству бытовой техники заключила контракт на поставку в Японию холодильников, которые пользовались в США спросом и считались техникой высокого качества. Однако в Японии эта компания потерпела полное фиаско, так как холодильники были слишком громоздкими для маленьких японских квартир – они просто не проходили в двери. Таким образом, продукт, на 100 % выполнивший все необходимые функции «дома», оказался негодным для японского потребителя.

4. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Харрингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потребителей за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене.

5. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей. В настоящее время большинство ученых связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги.

С начала ХХ века стало складываться так называемое «общество потребления», которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) защищаются государством и обществом. Последнее характеризуется следующими чертами:

- развитие свободной торговли, международного рынка товаров и услуг: потребитель может приобретать товар, произведенный в любой стране, следствием чего является резкое обострение конкуренции производителей, усиление их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение срока выхода товара на рынок;

- развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги, которые не только позволяют им взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и препятствуют ее появлению на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем, следствием чего является необходимость предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как он его приобрел;

- достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в целях его повышения.

Названные факторы обусловили появление нового понимания рассматриваемой категории, в соответствии с которым «качество» – это то, что ожидают потребители от результатов деятельности организации. Согласно данному подходу организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что потребитель становится участником процессов, осуществляемых производителем, заинтересован в конечном результате деятельности организации и осуществляет его оценку. Популярность данного подхода резко возросла с выходом в свет Международных стандартов (МС) ИСО серии 9000. Первая версия этих стандартов, увидевшая свет в 1987 году, содержала определение, согласно которому качество – совокупность свойств объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При том под объектом понималось все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

В последней версии МС ИСО серии 9000, которая вступила в действие в 2000 году, дана новая трактовка категории «качество», согласно которой оно характеризуется как степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования.

 

3. Понятие категорий «социальное качество» и «качество жизни».

Важнейшее значение для понимания многоаспектности категории качество, его роли в современном мире имеют понятия «социальное качество» и «качество жизни».

Категория «социальное качество» имеет фундаментальное значение для анализа социальных процессов, выяснения их природы и присущих им качеств. Социальные качества воплощаются в условиях, средствах человеческой деятельности, проявляются через бытие людей (формы поведения людей, их потребности, знания, умения), через бытие социальных общностей (семья, народ, этнос, нация). Эти качества реализуются в социальном пространстве – во взаимодействии людей. Важнейшими составляющими социального качества являются качество общества, качество человека, духовность, ментальность, качество жизни.

Социальное качество реализуется в обществе и его социальном пространстве. Качественными характеристиками общества являются: целостность, определяющая границы социального пространства, внутреннюю и внешнюю определенность; порядок, обусловливающий характер и условия регулирования; стабильность, раскрывающая тип развития общества, его устойчивость и преемственность; ценности и нормы, выражающие внутреннее пространство целостности общества, характер регулирования поведения людей, межличностных связей и отношений; тип отношения (утилитарный, адаптированный, преобразующий, духовно-нравственный) к природному миру; системно-структурная упорядоченность, выражающая меру дифференцируемое и стратифицируемое общества; общественная безопасность.

Эти качественные характеристики имеют методологическое значение для анализа социальных процессов, который позволяет полнее понять их. При этом процессы, протекающие в обществе в свою очередь воздействуют на его качество, изменяя его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.