Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейтральная группа продуктов




Углеводная группа продуктов

Белковая группа продуктов

-Мясо животных и птиц (кроме свинины) в любой кулинарной об­работке.

- Вареные колбасы, сосиски, сардельки, кроме содержащих свинину.

-Свежая рыба и морепродукты (мидии, кальмары и др.) в любой кулинарной обработке.

- Яйца.

-Молоко любой жирности.

-Сыр жирностью до 50% (эта величина относится к реализуемому сыру и характеризует количество жира в сухом веществе сыра. В самом таком сыре содержится до 25% жира).

-Продукты из сои.

-Почти все виды фруктов с косточками и семечками, цитрусовые, экзотические (киви, манго, ананас и др.), арбузы и дыни.

-Все ягоды, кроме черники.

-Вареные и консервированные томаты и шпинат.

-Напитки — фруктовые чаи и соки, сухие и полусухие вина, яблоч­ное вино (сидр), шампанское.

Примечание: мясо животных и птиц, колбасные изделия желательно употреблять в небольшом количестве, а алкогольные напитки — неболь­шими дозами.

У. Г. Хей причислял кислые фрукты к «белковой группе», но его последователи считают, что только малая часть кислых фруктов соче­тается с богатыми белком продуктами. Эти фрукты можно есть вмес­те с молоком или кисломолочными продуктами на завтрак или пере­кусывая ими между основной едой. В изделия из фарша лучше добавлять не белый хлеб, а творог или мелко натертую морковь.

-Все виды зерен злаков.

-Все изделия из муки грубого помола и с отрубями.

-Некоторые виды овощей и фруктов — картофель, топинамбур (зем­ляная груша), редька, свежие финики и инжир, бананы, мягкие сладкие яблоки, сушеные фрукты, не обработанные серой, кроме изюма — он отнесен к нейтральной группе.

- Сласти — мед, сиропы (сгущенные соки) фруктов, фруктоза.

-Картофельный и кукурузный крахмал.

-Пиво.

Примечание: сладости в небольшом количестве можно сочетать с про­дуктами белковой группы.

-Копченые колбасные изделия, не содержащие свинину,

-Маринованная и копченая рыба.

- Кисломолочные продукты: творог, сметана, кефир, йогурт и др.

-Сыр 60%-ной жирности, брынза/домашний сыр.

-Сливки.

-Жиры: коровье и растительные масла, маргарин.

-Яичный желток.

-Орехи и семена, кроме арахиса (имеет кислотообразующее свой­ство), оливки и маслины.

-Черника и изюм.

- Овощи: все виды капусты, включая квашеную, морковь, кабачки, огурцы, баклажаны, свекла, редис, сладкий и острый перец, репча­тый и зеленый лук, чеснок, все листовые салаты, сельдерей, зеле­ный горошек, свежие шпинат и томаты.

- Все съедобные грибы.

-Любые проросшие зерна, ростки, побеги.

- Пряности, специи и приправы.

-Напитки: минеральная вода, травяные чаи, разбавленные овощные

соки, водка.

- Желеобразующие вещества, дрожжи.

Примечание: соусы к салатам готовят из растительных масел, сливок, зелени, лимонного сока — к «белковым» блюдам; из кисломолочных про­дуктов (сметана, простокваша и др.) — к «углеводным» блюдам.

Отметим, что представленная классификация продуктов по трем группам является надуманной. Прежде всего, это положение относится к включению почти всех фруктов и ягод, томатов, шпината, некото­рых напитков (фруктовый чай, соки фруктов, вино и др.) в белковую группу, хотя в этих продуктах очень мало белка или присутствуют толь­ко его следы. По У. Г. Хею, это объясняется тем, что в указанных про­дуктах много органических кислот и при совместном употреблении с продуктами, богатыми углеводами, они могут нарушить переварива­ние углеводов, точнее — крахмала.

Последователи У. Г. Хея смягчили эту рекомендацию, но все же оставили фрукты и подобные им продукты в белковой группе. Сыр жирностью до 50% (по количеству жира в сухом веществе, но не в це­лом продукте) отнесен к белковой группе, а сыр 60%-ной жирности — к нейтральной. Это объясняется тем, что в более жирном сыре якобы меньше белка. Однако это не соответствует фактическим данным. Почти все овощи отнесены к нейтральной группе, так как в них «по­чти в равных количествах содержатся белки и углеводы». На самом деле, в большинстве овощей в 3-5 раз больше углево­дов, чем белка. Примеры подобной произвольной группировки про­дуктов можно продолжить. Мало убедительны и другие пояснения к классификации продуктов. Например, кисломолочные продукты бо­гаты белком, но включены в нейтральную группу, так как их белки в желудке легче перевариваются, чем белки молока, входящего в белко­вую группу. Свинина и продукты из нее исключены из классифика­ции, так как, по мнению У. Г. Хея и его последователей, «накоплено много фактов, свидетельствующих о вреде свинины». Это утвержде­ние противоречит науке о питании, но соответствует пищевым пред­писаниям иудаизма, ислама и некоторых других религий. К правилам раздельного питания относятся указания по режиму приема пищи. Рекомендуется по утрам есть, по возможности, щелоч­ную пищу, в обеденное время — белковую, вечером — углеводную. Между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) рекомендует­ся выдерживать примерно четырехчасовые интервалы. В эти интерва­лы можно перекусить или выпить фруктовый чай. Сторонники систе­мы У. Г. Хея подчеркивают, что в раздельном питании «индивидуальное стоит выше общего».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ БЛЮД РАЗДЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ

□ Пищевые продукты должны быть, по возможности, свежими f натуральными, т. е. не обработанными промышленным способом. Для сохранения естественной пищевой ценности продуктов желательны такие щадящие методы тепловой кулинарной обработки, как варка на пару, тушение, легкое обжаривание или нагрев в фольге.

□ Зерна злаков, масличные семена и орехи следует дробить и молоть свежими, чтобы избежать потери пищевых веществ. Тесто из муки грубого помола надо вымешивать дольше, чем обычное, добав­лять в него двойную по сравнению с тестом из белой муки порцию дрожжей. В качестве разрыхлителя теста можно использовать пить­евую соду.

□ В основном следует применять неочищенные фрукты и ово­щи, если кожура их съедобна. Картофель следует готовить в кожуре («в мундире»).

□ При тепловой обработке продуктов лучше употреблять олив­ковое и подсолнечное масла, а кукурузное и другие нерафинирован­ные растительные масла использовать в холодном виде, например, для салатных соусов. Для тушения овощей надо применять очень неболь­шое количество коровьего или растительного масла и при необходи­мости — немного воды. Жиры желательно добавлять тогда, когда блю­до уже готово и немного остыло. Это позволяет лучше сохранить незаменимые жирные кислоты и витамины.

□ Не рекомендуются панировка в сухарях и соусы или подливки, заправленные мукой.

□ При приготовлении блюд не следует соединять богатые серой продукты (белокочанная капуста, кабачки, репа, турнепс, горох и др.) с крахмалистыми продуктами, так как это может повысить газообра­зование в кишечнике.

□ Вместо поваренной соли желательно применять морскую соль. Не рекомендуется столовый уксус, его можно заменять в блюдах ли­монным соком, кефиром или простоквашей. Некоторые готовые блю­да можно приправлять медом, но мед не используют при тепловой об­работке изделий и блюд. Как исключение допустимо иногда приправлять лимонным соком (он относится к белковой группе) уг­леводные блюда, а белковые блюда — медом, относящимся к углевод­ной группе.

□ Следует избегать приготовления кулинарных изделий и блюд из муки высшего сорта и сахара, например, сладкой и сдобной выпеч­ки, из шлифованного риса, манной крупы и саго, высушенных струч­ковых (горох, фасоль, чечевица), свинины, пищевых концентратов и консервов, макаронных изделий из белой муки и других рафиниро­ванных продуктов.

РАЗДЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ПО Г. Шелтону

Герберт Шелтон (1895-1985) — американский специалист не­традиционной медицины и нетрадиционного питания, предста­витель натуропатии (натуральной гигиены). В 1939 г. он создал в климатически благодатном районе США «Школу здоровья», где для оздоровления и лечения людей применялось все, что имеет отноше­ние к натуральной (естественной) жизни. В этом санатории особо важ­ное значение придавалось питанию — специфическому вегетарианс­кому и раздельному в сочетании с «физиологическим очищением и отдыхом» — голоданием. Г. Шелтон — автор многих книг, среди которых наиболее известны «Правильное сочетание пищевых продуктов», «Голодание может спас­ти вашу жизнь» и семитомная «Гигиеническая система», один из то­мов которой — «Ортотрофия» — посвящен питанию. Само слово «ор-тотрофия» в переводе с греческого означает «правильное питание». В «Ортотрофии» Г. Шелтона сходятся различные направления нетра­диционного питания с авторским переосмыслением и оригинальным подходом к каждому из них.

Можно выделить три главных направления разработок Г. Шелто­на по питанию:

1) «естественное питание» за счет натуральных растительных про­дуктов с резким уклоном в сторону сыроедения и отказом от зер­новых продуктов;

2) собственная система раздельного питания;

3) собственная методика голодания.

Некоторые рекомендации Г. Шелтона в той или иной степени со­впадают с таковыми у других сторонников нетрадиционного питания, другие же — резко расходятся с ними.

Можно выделить 12 Общих правил питания по Г. Шелтону:

1. Ешьте простую пишу из немногих видов продуктов.

Если человек употребляет за один прием всего один вид пищи, тогда он съест меньше, чем при разнообразной пище из многих про­дуктов.

2. Начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов и ягод.

Рекомендуется есть фрукты и ягоды в их естественном, сыром виде и целиком. Г. Шелтон считал, что неразумно делать из фруктов и ягод только соки. Исключение могут составить особые случаи (на­рушения жевательного аппарата, некоторые болезни). Свежие фрук­ты и ягоды лучше сушеных, а консервированные — практически бес­полезны и являются просто сластями. Г. Шелтон советовал есть фрукты и ягоды в один прием при небольшом их разнообразии — не более трех видов. Г. Шелтон указывал, что фрукты и ягоды содержат много мине­ральных веществ и большинство витаминов, сахара (глюкозу, фрук­тозу и сахарозу) в их наиболее здоровой и готовой к усвоению форме и доставляют вкусовое удовольствие. Однако в этих продуктах мало белка, кальция и некоторых витаминов. Следовательно, фрукты и яго­ды — не универсальная еда, и жить, питаясь только ими, можно непро­должительно.

3. Съедайте за день хотя бы одну крупную порцию салата.

Подразумеваются салаты из сырых овощей, которых должно быть не более четырех видов в каждом салате. Салаты следует употреблять без поваренной соли, растительного масла, уксуса, лимонного сока или любых иных приправ. Особенно пригодны для салата капуста, огур­цы, томаты, зеленые листья огородных растений и салата, сельдерей, петрушка, кресс-салат, лук, редис и др. Однако лук, редис, редьку и другие пряные или острые овощи не рекомендуется употреблять час­то или в большом количестве. Салаты желательно съедать два раза в день при трехразовом питании (три приема пищи). Г. Шелтон считал зеленые листья важнейшими в питании челове­ка. Фрукты и ягоды не могут их заменить. Он утверждал, что именно зеленые листья поставляют те белки, которые по составу аминокис­лот наиболее соответствуют белкам организма человека. Белки зер­новых продуктов, корнеплодов (морковь, свекла, брюква, репа, редис и др.) и клубнеплодов (картофель, топинамбур и др.), фруктов и ягод совсем не содержат или содержат недостаточное количество незаме­нимых аминокислот — триптофана, лизина и др. Зеленые листья яв­ляются источниками многих витаминов, щелочных минеральных эле­ментов, кальция и железа в легкоусвояемой форме, хлорофилла, а также нежной клетчатки. Надо сказать, что Г. Шелтон сильно преувеличивает пищевую цен­ность зеленых листьев, особенно в отношении белка и его аминокис­лотного состава, кальция и железа.

4. Употребляйте орехи как главный источник белка.

По мнению Г. Шелтона, орехи, особенно в сочетании с зелеными листьями, могут обеспечить потребность человека в белке и заменить источники животного белка — мясо, рыбу, молоко и молочные про­дукты, яйца. Сам Г. Шелтон был вегетарианцем и противником мяса и молоч­ных продуктов. Однако он подчеркивал, что не навязывает своих взгля­дов, а их доказывает. Таким образом, замену белка животных продук­тов на белок орехов вместе с зелеными листьями следует считать настоятельной, но не обязательной рекомендацией.

5. Употребляйте жиры в умеренном количестве. Необходимость ограничения в питании жиров (коровьего и рас­тительного масла, сметаны и др.) Г. Шелтон объясняет не особеннос­тями химического состава и энергетической ценностью этих продук­тов, а тем, что они тормозят пищеварение. Он считал, что жиры отрицательно влияют на усвоение белков и тем самым усиливают про­цессы брожения в желудочно-кишечном тракте. В результате организм, но особенно печень и почки, будут перегружены токсинами. Он пред­лагал добавлять жиры в блюда, а не во время приготовления пищи, а также не употреблять белки вместе с жирами. Отметим, что в рекомендованных Г. Шелтоном орехах как «глав­ном источнике белка» жиров в 2-4 раза (в зависимости от вида оре­хов) больше, чем белка. Кроме того, его мнение о «токсинах», возни­кающих от действия жира на переваривание белка, не имеет научного подтверждения.

6. Варите продукты очень недолго.

Г. Шелтон является сторонником употребления только сырой пищи. Тем, кто к такому питанию еще не готов, предлагается применять мак­симально щадящую тепловую кулинарную обработку продуктов.

7. Ограничьте или исключите зерновые продукты.

Г. Шелтон утверждал, что злаки и соответственно зерновые про­дукты (хлеб, крупы, макароны и др.) не относятся к «естественному питанию» человека и не являются необходимыми и полезными для его жизни и здоровья. Поэтому лучше всего злаки полностью изъять из питания, особенно из рациона маленьких детей. Как исключение допустимы в пищу: зерна злаков молочно-восковой спелости, т. е. пока они не созрели (например, зеленая кукуруза в стадии роста, в которой еще мало крахмала), но после отделения от стебля зеленая кукуруза должна быть съедена не позже чем через сутки; пророщенное зерно, в частности пшеницы; в сухие цельные зерна злаков, но не в виде каш. Однако все они дол­жны составлять лишь малую часть рациона, и их можно есть толь­ко с большим количеством свежих фруктов и зеленых овощей и в нужных сочетаниях — по правилам раздельного питания. Наиболее последовательные сторонники «естественного пита­ния» разделяют взгляды Г. Шелтона на злаки. А. Чупрун в книге «Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом)» (1991) пишет, что зерновые продукты являются ошибкой человечества и одной из причин некоторых «болезней цивилизации». Противоположную по­зицию занимают макробиотики, основу питания кото­рых составляют зерновые продукты. Следует обратить внимание на то, что сторонники беззернового или преимущественно зернового питания сообщают об успешном применении своих диет при одина­ковых заболеваниях. Другие виды нетрадиционного питания (раз­ные варианты вегетарианства, питание в учении йогов и Аюрведы) не разделяют обе крайние точки зрения на злаки, как, впрочем, и на­ука о питании.

Как пример «одной из самых худших комбинаций, которая когда-либо попадала в рот человеку», Г. Шелтон приводит овсяную кашу, куда добавляют молоко и сахар. Он утверждал, что такое блюдо прак­тически не усваивается, оно может часами оставаться в желудке и вы­зывать брожение. Особенно обрушивался Г. Шелтон на хлеб, называя его потребле­ние «одним из великих проклятий современной жизни». Приготов­ленный из лишенных отрубей злаков, содержащий соль, дрожжи или соду, подвергнутый высокотемпературной обработке при выпечке, употребляемый 3-4 раза в день в неразборчивых сочетаниях с други­ми продуктами, хлеб, по мнению Г. Шелтона, является одним из глав­ных источников болезненных состояний. Потребление хлеба даже без других продуктов разрушает здоровье. Но хлеб в сочетании с други­ми, например животными белковыми, продуктами (мясом, рыбой, яй­цами, молоком, сыром) причиняет еще большие неприятности. Таковы абсурдные взгляды Г. Шелтона на злаки в целом и на хлеб в частности. Отметим только, что эти продукты были и остаются ос­новой питания сотен миллионов людей, можно даже сказать, большей части населения мира.

8. Исключите сахар и другие продукты промышленного производства.

По мнению Г. Шелтона, белый сахар — это продукт «медленного умирания». Сахар не является необходимой частью питания. Тягу к сластям надо удовлетворять сладкими фруктами, а не «стряпней кон­дитеров и булочников». Питание, считает Г. Шелтон, требует рефор­мы — полного поворота к Природе и отказа от переработанных, ли­шенных естественных свойств, содержащих различные добавки продуктов пищевой индустрии (муки тонкого помола, полированного риса, пастеризованного молока, консервов, концентратов и т. д.). Эти рекомендации полностью совпадают с мнением сторонников натуро-патии и других видов нетрадиционного питания, особенно дзен-мак-робиотики и сыроедения.

9. Исключите грибы и некоторые фрукты, ягоды и овощи.

Г. Шелтон не относил к пище даже съедобные грибы. Он считал, что грибы абсолютно не усваиваются организмом человека и прохо­дят по кишечнику точно в таком же виде, как были проглочены. К ма­лоусвояемым продуктам отнесена и свекла. Из питания следует ис­ключить ревень и крыжовник в связи с большим содержанием в них щавелевой кислоты. Таким образом, некоторые распространенные ра­стительные продукты отнесены к бесполезным или вредным. Справедливости ради скажем, что грибы действительно относят­ся к трудноперевариваемым продуктам. Однако это не означает, что они целиком «проскакивают» от желудка до заднего прохода, во вся­ком случае у здоровых людей. Кроме того, различные методы кули­нарной обработки улучшают переваривание грибов. Нет оснований относить к неусвояемым овощам свеклу. Наконец, в крыжовнике мало щавелевой кислоты, в частности меньше, чем в рекомендуемых Г. Шел­тоном зеленых листьях салатов.

10. Исключите потребление соли, пряностей, специй и приправ. Г. Шелтон считал, что эти продукты не только бесполезны, но и вредны: они раздражают желудок и тем способствуют образованию в нем злокачественных опухолей, извращают аппетит и вызывают пе­реедание, тормозят усвоение пищи. Человек, который употребляет «естественную пищу» и ест только тогда, когда голоден, не нуждается в возбудителях аппетита. Если человек не может получить удоволь­ствие от еды без пряностей и приправ, тогда надо пропустить прием пищи. По мнению Г. Шелтона, столовый уксус тормозит пищеварение и более вреден для печени, чем алкоголь. Вредными для организма, особенно для печени, он считал и органические кислоты — лимонную, яблочную и др. Однако кислые фрукты и ягоды не являются нездоро­вой пищей, хотя и их не следует употреблять в избытке. Утверждение Г. Шелтона о вредности органических кислот или торможении пищеварения от пряностей, специй и приправ не соот­ветствует данным науки о питании. Кроме того, практически все фрук­ты и ягоды и большинство овощей являются главными источниками органических кислот в питании. Отметим также, что другой последо­ватель «естественного питания» — Д. С. Джарвис — настоятельно ре­комендует постоянное потребление яблочного уксуса.

11.Пейте только чистую воду.

Г. Шелтон признавал только один напиток — воду. Питьевая вода не должна быть холодной, жесткой и содержать добавки, например, фтор. Лучше всего прохладная вода, которую надо пить медленно и не во время приема пищи. Соки фруктов и овощей, молоко и кисломо­лочные напитки Г. Шелтон относит к еде, а кофе, чай, какао, пиво, вино, различные безалкогольные сладкие напитки — к «ядам».

12. Соблюдайте режим приема пищи.

Утренний прием пищи должен быть очень легким, или его вовсе мож­но пропустить, дневной прием не должен быть плотным (надо работать, а не переваривать пищу), а основная еда, включающая и белковую пищу, должна быть вечером и после небольшого отдыха по окончании работы. Напомним, что в рассмотренном выше учении У. Г. Хея о раздельном питании даны противоположные рекомендации: основной прием пищи должен быть в обед, в дневное время, а в ужин следует употреблять мень­ше пищи, причем желательно не белковой, а углеводной. С позиций науки о питании, не следует плотно есть перед сном. Однако время основного приема пищи (дневное или вечернее) зави­сит от национальных и семейных традиций, а также от индивидуаль­ных склонностей. В разных странах и даже у разных народов, живу­щих в той или иной стране, эти традиции различны. Таковы весьма своеобразные взгляды американского натуропата Герберта Шелтона на «правильное, естественное питание».

ПРАВИЛА РАЗДЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПО Г. ШЕЛТОНУ

Правильное сочетание продуктов во время приема пищи — важ­нейшая составная часть системы питания Г. Шелтона. Г. Шелтон сформулировал правила раздельного питания, которые предназначены для здоровых и больных людей, т. е. для всего челове­чества. Эти правила изложены ниже с сохранением стиля их автора.

1 Сочетание кислот с крахмалом. При пережевывании крахма­листой пищи (хлеб, крупы, картофель и др.) переваривание крахмала начинается в полости рта под действием фермента слюны амилазы, выделяемой слюнными железами. Амилаза частично расщепляет крах­мал до мальтозы в слабощелочной среде. Если крахмалистая пища со­четается с кислыми продуктами, то действие амилазы прекращается и крахмал не начинает перевариваться. Поэтому крахмалистую пищу нельзя сочетать с кислыми фруктами, ягодами, овощами или их сока­ми, квашеной капустой, маринованными огурцами, салатами с добав­лением столового уксуса и т. д.

ВЫВОДЫ: ешьте кислую и крахмалистую пищу в разное время!

2. Сочетание кислот с белками. В желудке происходит начальная стадия переваривания белков под действием фермента пепсина, который активен в кислой среде. Эту среду создает соляная кислота желудочного сока. Однако добавление кислот фруктов, ягод, некоторых овощей и их соков или столового уксуса расстраивает желудочное пищеваре­ние, замедляя секрецию пепсина или даже разрушая его. В результате переваривание белка ухудшается, что приводит к его гниению. Оши­бочно употребление белковой пищи (мяса, рыбы, яиц и др.) с кислы­ми фруктами и ягодами, их соками, томатным соком или соусом, кис­лой капустой, маринадами. Исключение составляют орехи и сыр, которые в сочетании с кислотами не так быстро разлагаются, как дру­гая белковая пища. ВЫВОДЫ: ешьте белки и кислые продукты в разное время!

3. Сочетание белков с жирами. Жиры подавляют секрецию желу­дочного сока, уменьшают выработку соляной кислоты и пепсина же­лудочными железами. Это означает, что не следует есть сливочное и растительное масла, сливки, жирные подливки вместе с белковой пи­щей. Однако тормозящее действие жира на переваривание белка мож­но устранить путем употребления с ними большого количества зеле­ных овощей. ВЫВОДЫ: ешьте жиры и белки в разное время!

4. Сочетание белков с сахарами. Все сахара, в том числе мед, слад­кие фрукты, варенье, оказывают тормозящее действие на секреторную и моторную функции желудка. Сахара, принимаемые с белками, за­держивают переваривание белков. Сахара не подвергаются перевари­ванию во рту и желудке, этот процесс происходит в кишечнике. Если сахара есть отдельно, то они не задерживаются в желудке и быстро переходят в кишечник. При употреблении вместе с белками сахара задерживаются в желудке, «ожидая», когда переварится белковая пища. В это время сахара могут подвергаться брожению. ВЫВОДЫ: ешьте сахара и белки в разное время!

5. Сочетание белков с крахмалами. Переваривание крахмала и белка столь различно, что при смешивании в желудке они мешают друг другу. Если хлеб и мясо есть одновременно, то вместо почти нейтраль­ного сока, выделенного в желудке в первые часы переваривания хле­ба, будет выделяться высококислотный желудочный сок. В результа­те этого переваривание крахмала (за счет попавшего в желудок фермента амилазы слюны) прекращается. Таким образом, первые ста­дии переваривания крахмала и белка происходят в противоположной среде: крахмал требует слабощелочной среды, белок — кислой. Когда человек ест мясо, рыбу, яйца или сыр с хлебом, картофелем или кру­пами, он потребляет белки и крахмалы. Такого смешения пищи в жи­вой природе нет, исключая современного человека и прирученных до­машних животных («Природа никогда не производит бутерброды»). Следует избегать употребления бобовых (кроме стручковых овощей), содержащих большое количество белка и крахмала. Именно этим объясняются трудности переваривания и склонность к брожению ком­бинации бобовые—хлеб и мясо, каждый компонент которой требует разных условий для переваривания. ВЫВОДЫ: ешьте белковую и крахмалистую пищу в разное время!

6. Сочетание белков с белками. Неразумно потреблять более од­ного вида белка во время приема пищи, так как разные белки требуют неодинаковых изменений желудочной секреции по времени выделе­ния и составу сока. Одна белковая пища на один прием должна обес­печить наиболее эффективное ее переваривание. Следовательно, не следует есть одновременно такие сочетания, как мясо и сыр, мясо и орехи, молоко и орехи, яйца и орехи и т. д. Но два разных вида мяса или два вида орехов можно употреблять в один прием пищи: в этих случаях пищеварение не нарушается. ВЫВОДЫ: ешьте лишь одну концентрированную белковую пищу за один прием!

7. Сочетание сахара с крахмалами. Переваривание крахмала обыч­но начинается во рту и продолжается при соответствующих условиях в желудке. Сахара перевариваются не во рту и желудке, а в тонкой кишке. Когда сахара употребляют в отдельности, они быстро перехо­дят из желудка в кишечник. Если сахара едят с крахмалистой пищей, они задерживаются в желудке» где в условиях тепла и влаги возникает их брожение. Сахар, варенье, джемы, мед, патока, сиропы, употребля­емые вместе с хлебом, печеньем, кашами, пирожными и другой крах­малистой пищей, вызывают брожение. Это проявляется повышенной кислотностью желудочного сока, изжогами, кислой отрыжкой. Слад­кие фрукты в сочетании с крахмалами также приводят к брожению. Сладкие булочки с изюмом или мед с оладьями гарантируют броже­ние в желудке. Кроме того, употребление сахара с крахмалом наруша­ет переваривание крахмала в ротовой полости. В большом количестве слюны, выделяемой на сахара, нет фермента амилазы, нужной для рас­щепления крахмала. ВЫВОДЫ: ешьте крахмалы и сахара в разное время!

8. Сочетание крахмала с крахмалами. Необходимость употреб­ления только одной крахмалистой пищи более важна в качестве сред­ства для предупреждения переедания, чем средства для предотвраще­ния плохого сочетания пищи. Переедание крахмалов может привести к брожению в желудке. Только люди, способные к самоконтролю при еде, могут позволить себе два вида крахмала в один прием. Обычно же, когда люди едят картофель с хлебом, происходит переедание крах­малов с последующим брожением. ВЫВОДЫ: ешьте только один вид крахмала в один прием пищи!

9. Сочетание молока с другими продуктами. Молоко является ес­тественной пищей только для детенышей млекопитающих, причем они употребляют только молоко, а не сочетают его с другой пищей. Из-за присутствия в молоке белка и жира оно плохо сочетается почти с лю­бой пищей, кроме кислых продуктов. Когда молоко попадает в желу­док человека, оно свертывается. Свернувшееся молоко обволакивает частицы другой пищи, изолирует их от действия желудочного сока и препятствует перевариванию. Поэтому нежелательно употребление молока с хлебом и другими мучными изделиями, кашами, а также с любой белковой пищей. ВЫВОДЫ: пейте молоко отдельно от другой пищи или вообще не употребляйте!

10. Сочетание дыни и арбузов с другими продуктами. Дыни и арбузы не перевариваются в желудке и при отдельном от других про-
дуктов употреблении быстро его покидают. Однако при совместной
еде с другой пищей эти бахчевые культуры «застревают» в желудке,
где разлагаются с образованием газов. Аллергии на дыни не бывает, за
нее принимают расстройства, возникшие от неправильного употреб- ления дыни. Если дыни и арбузы есть отдельно от других продуктов,
то ими можно наслаждаться без последующего дискомфорта. ВЫВОДЫ:ешьте дыни и арбузы отдельно от другой пищи!

11. Десерты. Десерты употребляют в конце приема пищи, обыч­но после того как человек насытился или даже съел больше, чем ему нужно. К десертам относятся пирожные, пирожки, сладкие фрукты, компоты, мороженое. Они плохо сочетаются почти со всеми видами пищи, и в них нет ничего полезного. Поэтому десерты нежелательны. Охлажденные десерты, например мороженое, создают препятствие для нормального переваривания в желудке других продуктов. ВЫВОДЫ: избегайте десертов!

Таковы основные правила совместимости пищевых продуктов по Г. Шелтону. Промежутки между приемами несовместимых продуктов составляют в среднем 3 ч. Фактически каждый прием пищи должен состоять из продуктов, обеспечивающих правила раздельного пита­ния. Кислые продукты («кислоты») можно употреблять примерно за 20-30 мин до употребления крахмалистой или белковой пищи.

Последователи Г. Шелтона предлагают иной вариант: есть фрук­ты за 15-30 минут до одного из основных приемов пищи. Наконец, Г. Шелтон советовал употреблять сладкие и очень кислые фрукты и ягоды отдельно — в разные приемы пищи. К любым фруктам не сле­дует добавлять сахар. Он не рекомендовал пить большое количество фруктовых и овощных соков между приемами пищи, так как это мо­жет послужить причиной «несварения желудка».С перевариванием пищи и раздельным питанием связаны реко­мендации, касающиеся сочетания воды и пищи. По Г. Шелтону, вода, выпитая за 10-15 минут до еды, разбавляет пищеварительные соки, и пища быстро покидает желудок, не переваренная полностью. Он предложил следующее правило: «Пейте воду не ранее чем через 30 ми­нут после приема фруктов, через 2 ч после крахмальной пищи и через 4 ч после белковой пищи».

Классификация пищевых продуктов

В рекомендуемых Г. Шелтоном правилах употребления во время еды «белков, жиров, углеводов, крахмала, сахара, кислот» под этими названиями подразумеваются продукты с преимущественным содер­жанием тех или иных пищевых веществ. Для понимания практики раздельного питания Г. Шелтон предло­жил следующую классификацию пищевых продуктов.

1.Белковые продукты. В эту группу вошли продукты, содержа­щие большое количество белка: нежирные мясо и рыба, яйца, сыр, тво­рог, соя, маслины, арахис, большинство видов орехов.

2.Углеводные продукты. В эту группу включены продукты, кото­рые содержат большое или умеренное количество крахмала, сахарис­тые продукты и сладкие фрукты и ягоды. К крахмалистым отнесены зерновые продукты (хлеб, крупы, ма­кароны и др.), зрелые бобовые, кроме сои, картофель, кабачки, тыква; к умеренно крахмалистым продуктам — цветная капуста, свекла, мор­ковь, брюква. В число «сахаристых продуктов» включены желтый (с остатками патоки) и белый (рафинированный) сахар, конфеты, мед, джемы, варенье, сиропы. Сладкие фрукты и ягоды — это бананы, фи­ники, инжир, хурма, сладкий виноград, изюм, чернослив.

3.Жировые продукты. Эту группу составили продукты с боль­шим содержанием жира: коровье масло, свиное сало и другие живот­ные жиры, растительные масла, жирные мясо и рыба, сливки, сметана, некоторые орехи.

4.Кислые фрукты и овощи. В эту группу входят продукты — источники большого количества кислот: лимоны, апельсины, грейпфруты, ананасы, гранаты, кислые яблоки, персики, слива, то­маты и др.

5.Полукислые фрукты. Эта группа включает продукты с умерен­ным количеством кислот: груши, абрикосы, манго, свежий инжир, слад­кие яблоки, слива, персики, вишня.

6.Некрахмалистые и зеленые овощи. Это все сочные овощи не­зависимо от их цвета (зеленые, желтые, белые и т. д.). Главные из них: разные виды капусты, кроме цветной, все виды лука, зеленый горо­шек, огурцы, репа, редис, баклажаны, сладкий перец, щавель, шпинат, салат-латук, зеленая кукуруза, чеснок, петрушка, сельдерей, мангольд (листовая свекла), ботва огородных растений.

7.Арбузы и дыни.

В классификации пищевых продуктов по Г. Шелтону имеется много противоречий и ошибок. С учетом этих замечаний следует воспринимать другую предла­гаемую Г. Шелтоном классификацию пищевых продуктов, которая рекомендуется им в качестве руководства для раздельного питания. В этой классификации даны «наилучшие» и «наихудшие» сочетания продуктов во время приема пищи.

1.Мясо и рыба всех видов лучше всего сочетаются с некрахмалис­тыми зелеными овощами, хуже всего — с другими белковыми продук­тами, крахмалистыми, сахаристыми и жировыми продуктами, кислы­ми фруктами и овощами, молоком.

2.Яйца лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже все­го—с другими белковыми продуктами, крахмалистыми и сахаристы­ми продуктами, а также с кислыми продуктами.

3.Сыр и творог лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже всего — с другими белковыми продуктами, крахмалистыми, сахарис­тыми и жировыми продуктами, кислыми фруктами.

4.Молоко следует потреблять отдельно от всех продуктов или с кислыми и полукислыми фруктами и жировыми молочными продук­тами.

5.Зерновые продукты лучше всего сочетаются с зелеными овоща­ми, животными или растительными жирами, хуже всего — со всеми белковыми и сахаристыми продуктами, фруктами, кислыми продук­тами, молоком.

6.Бобовые (кроме стручковых овощей) лучше всего сочетаются с зелеными овощами, хуже всего — со всеми белковыми, сахаристыми и жировыми продуктами, всеми фруктами, молоком.

7.Жиры животные я растительные лучше всего сочетаются с зер­новыми продуктами и зелеными овощами, хуже всего — с белковыми продуктами.

8.Фрукты и ягоды кислые лучше всего сочетаются с другими кис­лыми фруктами и ягодами, орехами, молоком, хуже всего — с белко­выми продуктами, кроме орехов, крахмалистыми и сахаристыми про­дуктами.

9.Фрукты и ягоды полукислые и некислые лучше всего сочетаются с кисломолочными напитками, хуже всего — с белковыми и крахма­листыми продуктами, кислыми фруктами и ягодами, молоком.

10.Орехи (большинство видов) лучше всего сочетаются с зелены­ми овощами и кислыми фруктами, хуже всего — с белковыми, крахма­листыми, сахаристыми и жировыми продуктами, кислыми (кроме фруктов) продуктами, молоком.

11.Зеленые овощи лучше всего сочетаются с белковыми, крахмали­стыми, жировыми продуктами, полукислыми фруктами, хуже всего — с молоком, кисломолочными напитками, сладкими фруктами.

12.Дыни и арбузы не сочетаются с другими продуктами, за исклю­ исклю­чением некоторых сладких и полукислых фруктов и ягод, включая сухие.

2.Сторонники раздельного питания по Г. Шелтону внесли некото­рые уточнения в его классификацию сочетаний пищевых продуктов. Примером является обобщенная классификация И. И. Литвиной (1994),

С позиций науки о питании, теория и вытекающие из нее практи­ческие рекомендации учения о раздельном питании основаны на не­верных или устаревших представлениях и положениях. Возникает вопрос: вредно ли раздельное питание или оно в подав­ляющем большинстве случаев просто бесполезно? Если все-таки есть рыбу в одно время дня, а гарнир к ней (картофель, рис и т. д.) — в дру­гое, если отказаться от вареников с творогом или блинов с медом, мо­жет ли с человеком произойти что-нибудь страшное? Питание одним продуктом за один прием пищи не принесет боль­шого вреда. Однако длительное (месяцами и годами) раздельное пи­тание может неблагоприятно отразиться на конечном усвоении пере­варенной пищи, а также вызвать определенную детренированность пищеварительных желез с возможным срывом пищеварения при пе­реходе на смешанную пищу. При приеме каждого белкового, крахма­листого и иного продукта отдельно придется питанию посвя­тить весь день. Например, надо подсчитывать время для употребления фруктов и ягод согласно правилам раздельного питания. По нашему врачебному опыту, все это может вести к невротическим состояниям, когда навязчивые установки на «правильный прием пищи» целиком поглощают психику легко внушаемых людей. Нельзя забывать и о со­циально-психологическом значении питания. Так, человек, посвятив­ший себя раздельному питанию, может испытывать затруднения в го­стях, если нет возможности разделить предлагаемую ему пищу (пироги, пельмени и др.) на белковую и крахмалистую. Все эти сложности мог­ли бы окупиться при наличии достоверных данных о пользе раздель­ного питания, а не эмоциональных призывов его сторонников к «спа­сению организма» от токсинов и шлаков за счет соблюдения правил этого питания. В реальной жизни редко встречается идеальный вариант челове­ка, у которого функции органов пищеварения и всей системы обмена веществ соответствовали бы данным учебников по физиологии пище­варения и питанию. Конкретный человек, здоровый или больной, по-разному реагирует на тот или иной вид питания. Поэтому некоторые люди могут чувствовать себя нормально, соблюдая правила раздель­ного питания. Другие могут приучить себя к этому питанию вне зави­симости от того, бесполезно или вредно оно для них.

Нельзя исключить, что при некоторых заболеваниях (нарушения моторно-эвакуаторной функции желудка невротического характера, обострение хронического атрофического гастрита и др.) раздельный прием пищи может дать положительный эффект у части больных. Однообразной пищи человек съедает меньше, чем разнообразной. По­этому переход на раздельное питание может помочь похудеть некото­рым больным с ожирением. Однако отсутствуют объективные клини­ческие наблюдения, подтверждающие результативность раздельного питания сравнительно с традиционными диетическими и иными ме­тодиками лечения. Кроме того, при заболеваниях органов пищеваре­ния необходим индивидуальный подбор сочетаний продуктов в зави­симости от особенностей больного.

 

Лекция 5 – Особенности приготовления пищи в системе ЙОГИ

ПОНЯТИЕ О ЙОГЕ И ХАТХА-ЙОГЕ

Основоположником классического учения йоги является Патанджали (II в. до н. э.), который в трактате «Йога-сут­ра» изложил философию и практику йоги. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему, которая включает знания и дей­ствия, правила и рекомендации, затрагивает и тело, и ум, и душу человека. В древнеиндийском языке (санскрите) слово «йога» означает «со­единение», «слияние», «гармония». Философия йоги понимает под этим словом единение души человека с неким абсолютным Духом. Для практикующих начальные этапы учения йоги дается иное толкование этому слову — как единению и гармонии физического и психического состояния человека. Патанджали разделил йогу на восемь ступеней, каждая из кото­рых имеет свои смысл, программу и цель. Последовательное, посте­пенное, регулярное и неуклонное движение по восьми ступеням ведет к желаемой в йоге цели на физическом, психическом и духовном уров­нях. Эти ступени, или этапы, называемые восьмиричным путем в йоге, составляют основу классической системы йоги. Восьмиричный путь йоги включает следующие ступени.

1. Яма — межличностная очищающая дисциплина; правила обще­ственного поведения; отказ от всего плохого: ненанесение вреда жи­вому существу, терпимость к людям, честность, правдивость, нестя­жательство, обуздание чувств и желаний.

2. Нияма — внутриличностная очищающая дисциплина; выработ­ка нравственных установок; недопущение отрицательных эмоций и плохих мыслей, скромность, несуетность.

3 Асаны — позы тела, обеспечивающие полный контроль за ним; нервно-мышечная самодисциплина; физические упражнения, при ко­торых части тела, включая внутренние органы, напрягаются или рас­слабляются. Йоги практикуют 84 асаны, из которых 32 считаются особо важными для физического и духовного совершенства.

4 Пранаяма — система дыхательных упражнений для овладения праной — жизненной энергией; техника дыхания для подчинения его сознанию.

5 Пратьяхара — контроль над чувствами, «отрыв» от чувствен­ных восприятий и влияния внешних впечатлений.

6 Дхарана — концентрация мысли; умение сосредоточиться на чем-нибудь одном при изоляции других мыслей и образов.

7 Дхьяна — медитация (сосредоточенное размышление) с вника­нием в сущность объекта умственного созерцания при отрешенности от внутренних переживаний и внешнего мира.

8 Самадхи — самореализация; полное вникание в сущность объек­та сосредоточенного размышления, когда очищенный ум сливается с этим объектом. Самадхи определяют как сверхсознание, как освобож­дение духа от тела, которое невозможно выразить словами. Оно близ­ко буддистскому понятию о нирване — состоянии полного покоя вне пространства, времени, бытия и желаний, состоянии погруженности в космическое сознание.

Цель практики йоги — достижение такого состояния, когда человек выходит за границы фи­зического тела и разума, а душа отождествляет себя с высокой Душой и Богом. Однако это возможно только после овладения 8-й ступенью йоги — самадхи, которую могут достичь немногие йоги. Существует еще понятие о Крийя-йоге, которую можно назвать йогой очищения, или гигиеной йогов. Крийя-йога не является одной из ступеней йоги, но ее правила должны соблюдаться на всем восьми­ричном пути в йоге. Рекомендации по питанию йогов практически от­ражены именно в Крийя-йоге. Санскритское (древнеиндийское) слово «хатха» состоит из двух слов: ха — «солнце» и тха — «луна», что символизирует два противопо­ложных начала, которые, будучи соединены вместе, означают единство противоположностей в природе. Санскритское изречение «В здоровом теле — здоровый дух» также означает единство противоположностей и имеет свое воплощение в йоге. Каково место питания в йоге? В дзен-макробиотике и учении Ма-хариши Аюрведы, которые включают в себя элементы йоги, питание имеет ведущее значение. В противоположность это­му в йоге питанию отводится важная, но не ведущая роль. Правила питания, как и правила очищения тела, распространяются на все сту­пени восьмиричного пути в йоге, являются необходимым фоном для овладения йогой, но не самостоятельными ступенями. Если только питаться, как рекомендует йога, или только воздерживаться от пищи, как делают йоги, или только очищать разными методами желудок и кишечник, как предлагает йога, — это все будет формальными и бес­плодными элементами йоги — псевдойогой.

САТТВИЧЕСКОЕ, РАДЖАСТИЧЕСКОЕ И ТАМАСТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ. Согласно учению йоги, существует пища трех видов: саттвическая — чистая, раджастическая — возбуждающая, тамастичес-

кая — нечистая. Эти названия соответствуют трем гунам, т. е. свойствам или качествам всего в природе — саттва, раджас и тамас. Сочетание указанных гун порождает все разнообразие явлений, дей­ствий, предметов и т. д.

Саттва — это качество чистоты, равновесия, гармонии, доброты, покоя, ясности ума, света, счастья.

Раджас — это качество возбудимости, активности, действия, же­лания, страсти, раздражительности.

Тамас — это качество инертности, бездействия, тупости, невеже­ства, равнодушия, заблуждения, тяжести, мрака.

Включение тех или иных продуктов и пищи в указанные гуны имеет определенные различия в зависимости от школ современ­ной йоги. Болгарский последователь йоги В. Евтимов (1986) относит к чис­той (саттвической) пище молоко и молочные продукты, включая мас­ло, фрукты, ягоды, овощи, орехи и зерна злаков; к возбуждающей (рад-жастической) пище — мясо, рыбу, яйца, пряности и специи, кофе и крепкий чай, алкогольные напитки, горячие и острые блюда; к нечис­той (тамастической) пище — несвежую, залежавшуюся, перегретую или разогретую, подгнившую пищу, в первую очередь мясную. Духовно возвышенные люди предпочитают чистую пищу, но в со­временном обществе (имеется в виду население стран с развитой эко- номикой) все больше людей употребляют возбуждающую пищу. В ре­зультате, по мнению В. Евтимова, развиваются расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем и различные заболевания. Для занима­ющихся йогой рекомендуется саттвическое питание, т. е. молочно-растительное.

На саттвическую пищу как основу питания йогов указывает ди­ректор Институтов йоги в Индии и США Пфулгенда Синха (1990). Однако в слова «саттвическая, или чистая, пища» он вкладывает не­сколько иное понятие, чем рассмотренное выше. Саттвической является пища свежая, чистая, натуральная, просто приготовленная, подвергнутая минимальной тепловой обработке, с включением очень небольшого количества пряностей, специй и при­прав. Идеальная саттвическая пища — это сырые фрукты, ягоды, ово­щи и орехи. Близко к этой пище стоит натуральное молоко. Раджастическая пища включает жареные, тушеные, острые и пря­ные блюда, различные сласти и сладкие напитки, крепкий чай и кофе, алкогольные напитки. Наконец, к тамастической относится пища, подвергнутая особо интенсивной кулинарной обработке, жесткой промышленной перера­ботке, недостаточно свежая (длительно хранилась или подвергнута вторичной тепловой обработке), прогорклая, включающая большое количество поваренной соли, черного и красного перца, карри (смеси пряностей), других пряностей, специй и приправ.

Согласно Пфулгенда Синхе, йога подразделяет пищу именно на саттвическую, раджастическую и тамастическую, а не на вегетариан­скую или невегетарианскую. Не сам по себе продукт, а способы его хранения и приготовления превращают продукт в пищу того или ино­го вида. Широко распространенное мнение, что вегетарианская пища всегда саттвическая, а невегетарианская является раджастической или тамастической, — ошибочно. Цветная капуста или картофель в про­цессе хранения и приготовления могут стать тамастической пищей, а свежие рыба или яйца могут быть приготовлены таким образом, что превратятся в саттвическую пищу.

С одной стороны, такой подход расширяет перечень продуктов, входящих в рацион людей, занимающихся йогой. С другой — он огра­ничивает кулинарные возможности приготовления блюд. Все ска­занное не означает, что Пфулгенда Синха не ставит на первое место в питании йогов растительно-молочную пищу, даже с уклоном в сыро­едение.

В учении йоги принято считать, что раджастическая пища способ­ствует перееданию, после ее приема длительно отмечается чувство тяжести, она пробуждает страсть, плотские желания. Тамастическая пища развивает в человеке грубость, тупость, агрессивность, равноду­шие. Оба эти типа пищи не рекомендуются занимающимся йогой, так как они не способствуют физическому, умственному и духовному раз­витию и обновлению.

Понятие о саттвическом питании теснейшим образом связано с представлением йоги о пране — жизненной энергии. Прана — это уни­версальная энергия, которая проявляется в самых разнообразных ви­дах во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Солнце, воз­дух, свет, вода, минералы, пища — все насыщено праной. Если человеку недостает праны, он становится слабым, в нем малс «жизни». При достаточном запасе праны человек бодр, энергичен, по­лон «жизни». Количество праны во Вселенной постоянно и неизмен­но. Человек может притягивать к себе невидимый поток праны и из­влекать ее из воздуха, воды и пищи. Учение йогов направлено на увеличение праны, которую вбирает в себя человек. Физические, дыхательные и психические упражнения, морально-этические и другие положения йоги должны научить чело­века правильно накапливать и расходовать прану. Чем пища ближе к саттвической, тем больше в ней праны.

Рассмотренное разделение пищи на виды, прежде всего на саттви­ческую и тамастическую, характерно не только для питания йогов, не и для питания людей, религией которых является буддизм или индуизм. В Древней Индии пища, как и многие явления и предметы, дели лась на «чистую» и «нечистую» согласно магическим и религиозно-философским представлениям.

Сингалы — основное население Шри-Ланки (Цейлона) — являются буддистами. К «чистым» продуктам у сингалов относятся рис «благородные» плоды и овощи, имбирь, перец и другие пряности; к «нечистым» — мясо и «грубые» плоды и овощи. Вареная пища — «чистая», жареная — «нечистая». В подношение богам включается только «чистая» пища, а демонам полагается и мясо, и жареное. Это не означает, что сингалы не едят жареных блюд. Но, по древней традиции беременной женщине следует остерегаться «нечистой» пищи. При всем этом среди сингалов мало вегетарианцев, они едят рыбу, мясо птиц и животных. Высшая каста индуизма — брахманы, многие из которых и в современной Индии едят только молочно-растительную пищу. У брахманов пища делится на «совершенную» и «несовершен­ную». К первой относятся молоко и молочные продукты, карри — сложная смесь пряностей и все кушанья, обжаренные в топленом масле; ко второй — рис, бобовые, лук, чеснок, чапати — пшеничные лепешки из пресного теста.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ПИЩЕВЫЕ РАЦИОНЫ В ЙОГЕ

Свежие фрукты, ягоды и овощи, прежде всего в сыром виде, зани­мают почетное место в списке продуктов для питания йогов. Считается, что эти продукты даны человеку самой природой и являются есте­ственной пищей, богатой жизненной энергией — праной. По мнению некоторых современных специалистов йоги, в ежедневном рационе обязательно должна быть, по крайней мере, одна тарелка салата из сы­рых овощей и по одному яблоку, апельсину и банану. Это не исключа­ет замены указанных фруктов на другие с учетом сезона года и места проживания. Йоги, как и дзэн-макробиотики, считают, что местные плоды и овощи находятся в природном равновесии с организмом. Од­нако рекомендации йогов по этому поводу не столь категоричны, как у макробиотиков. Кроме того, последние вообще резко ограничивают потребление фруктов и ягод, а большую часть овощей едят после вар­ки. Помимо свежих фруктов и ягод йоги допускают в питании и высу­шенные на солнце, например, изюм и курагу. Ассортимент овощей до­полняется зеленой ботвой огородных растений. Широко применяют­ся зеленый горошек и другие стручковые овощи. Важное значение с точки зрения саттвического питания придается тому, чтобы плоды и овощи не были деформированными и подгнившими. В питании ис­пользуют и соки плодов, реже овощей, но свежеприготовленные, а не после хранения в течение нескольких часов и тем более — консерви­рованные.

Во время обучения в школах йоги ученикам запрещается есть лук, чеснок и все овощи, которые созревают не под прямыми лучами солн­ца, — свеклу, морковь, редис, картофель и др. В период приобщения к йоге ученикам категорически запрещается любая возбуждающая (рад­жастическая) пища, например, чай и кофе. Кроме того, они должны приостановить свою сексуальную жизнь, стать брахма-чари нами — холостяками. Это считается необходимым для преобразования сексу­альной энергии в более возвышенную энергию, которая развивает пси­хические и духовные силы йога. Без этого воздержание теряет свой смысл.

Разумеется, все это относится к тем, кто действительно хочет познать йогу, а не овладеть несколькими приемами Хатха-йоги. После обучения разрешается употреблять в пищу как наземные, так и подземные овощи, но отношение к луку и чесноку остается отри­цательным.

В некоторых руководствах по йоге лук и чеснок допускаются в пищу после их варки. Осторожное отношение к этим пряным овощам, как и вообще к пряностям, специям и приправам, обусловлено тем, что все они способствуют переходу саттвического питания в раджас-тическое, а при неумеренном употреблении — в тамастическое. Речь идет не о том, что специи или приправы вообще нельзя употреблять, а о том, чтобы не злоупотреблять ими. Их можно применять для улуч­шения вкусовых качеств блюд, но не в избыточном количестве. При таком подходе мера зависит от самого человека. Истинные йоги все-таки не используют в питании ни пряности, ни специи и приправы. Вместо них для улучшения вкуса применяют соки плодов и овощей, в частности цитрусовых, иногда — кисломолочные напитки. Поварен­ную соль йоги употребляют очень умеренно, а в современных руко­водствах рекомендуется заменять обычную соль на морскую. Зерна злаков йоги применяют в цельном виде (проросшие, сы­рые — после замачивания в воде, после варки), в виде круп с мини­мальной очисткой, например, коричневого (нешлифованного) риса, а также муки грубого помола, т. е. содержащей основные части цельно­го зерна.

В некоторых руководствах по йоге рекомендуется ежедневно съедать 50-100 г проросшей пшеницы, которую готовят следующим образом: промытую пшеницу кладут в широкую мелкую посуду, заливают хо­лодной водой до уровня поверхности зерен, покрывают мокрой ткане­вой или марлевой салфеткой и ставят в темное место (можно и при комнатной температуре) в среднем на 24 ч до появления ростков дли­ной не более 1 мм. Варианты употребления проросшей пшеницы или других зерен злаков:

• жевать проросшие зерна, пока во рту не образуется «молочная» кашица; для вкуса можно добавить мед или измельченные орехи;

• пропустить 1-2 раза проросшие зерна через мясорубку, залить кипятком и остудить; если налить мало кипятка, то получится каша, если много, то нечто вроде киселя; можно добавить по вкусу мед, не­много морской соли, фруктового сока, простокваши и т. д.

С позиций йоги, проросшие зерна лучше непроросших, так как они обогащены жизненной энергией, поглощенной из воздуха и света. Про­росшие зерна действительно имеют большую ценность, чем сырые или вареные, благодаря образованию ряда пищевых веществ в результате прорастания. В каши из вареных злаков (рис, пшеница, овес и др.) можно добав­лять мед, сахар-сырец, коровье или нерафинированное растительное масло, молотый арахис, миндаль или другие орехи.

Для начинающих заниматься Хатха-йогой А. Н. Зубков и А. П. Очаловский (1991) рекомендуют отказаться от хлеба и мучных изделий, изготовленных с применением дрожжей. Авторы утвержда­ют, что дрожжи подавляют микрофлору кишечника, а это ведет к ги­повитаминозам и снижению иммунитета, они способствуют также за­держке холестерина в организме.

Индийские йоги применяют муку грубого помола для изготовле­ния тонких лепешек из пресного теста (они особенно популярны в шта­тах Северо-Западной и Центральной Индии) и лепешек из кислого те­ста, для которых закваской служит тесто, оставленное от предыдущей готовки. Но закваска, по сути своей, является носителем комплекса микроорганизмов, включая дрожжи. Наконец, в настоящее время мно­гие йоги используют в питании обычный дрожжевой хлеб, но не из ра­финированной белой муки. Из традиционных в Индии мучных изде­лий йоги не рекомендуют только жаренные в кипящем масле лепешки.

Составной частью пищевого рациона людей, практикующих йогу, могут служить бобовые. Индийские йоги используют множество мест­ных разновидностей бобовых, но редко — сою. В странах западного мира в настоящее время у занимающихся йогой стали популярными различные продукты и изделия из сои.

Йога рекомендует регулярное потребление сырых орехов — мин­даля, фисташек, грецких, кешью и др. Полная горсть смеси разных орехов является достаточной ежедневной порцией. Считается, что сырые орехи способствуют увеличению выработки тепла в теле. По­этому зимой орехи надо есть в большем количестве, чем летом.

Источником полноценного белка, легкоусвояемого кальция и дру­гих пищевых веществ в рационах йогов издревле служили молоко и кисломолочные напитки, реже — творог. Использовали пахту — про­дукт, получаемый при сбивании масла из сливок. Преобладание кис­ломолочных продуктов объясняется историко-географическими кор­нями йоги, так как в жарком климате Индии сохранить молоко в свежем виде затруднительно. По этой же причине йоги едят коровье масло главным образом в перетопленном виде. Кисломолочные напит­ки разводили водой, иногда добавляя соль или сахар, употребляли с лепешками, зерновыми или бобовыми кашами. В рекомендациях для практикующих йогу имеются указания на допустимость употребле­ния сыра, но не острого или соленого. Некоторые отечественные авторы настаивают на том, что йоги не едят сахар. Это не совсем верно. Йоги рекомендуют вместо рафини­рованного белого сахара темный (коричневый), содержащий патоку. В Индии они употребляют гур — сахар-сырец с большим количеством патоки, который иногда используется как приправа к рису или лепеш­кам. Гур считается полезным при заболеваниях желудочно-кишечно­го тракта. Допустимо употребление стеблей сахарного тростника, ко­торый просто жуют. Разбавленный сок тростника пьют как напиток, добавляют в молоко и блюда из риса и других злаков. Отметим, что и поныне на улицах индийских городов можно выпить стакан свежевы­жатого сока из сахарного тростника. Индия — родина сахара, само это слово происходит от древнеиндийского слова «саркара». Рафинированный сахар можно заменить на мед, который был и остается характерным продуктом в питании йогов. Если мед густой, то рекомендуется смешивать его с растительным маслом, молотым миндалем, вареными зернами пшеницы, пресным сыром или творо­гом. Мед растворяют в воде, чае или молоке и пахте. Однако йоги предостерегают от злоупотребления медом: содержание его в пище­вом рационе не должно превышать 2-3 столовых ложек (30-50 г). Не рекомендуется перегретый мед, т. е. добавленный в блюда и изделия, которые подвергаются тепловой обработке. Вода, соки плодов и овощей, молоко, пахта — главные напитки в рационе йогов. Чай и кофе используются, но ограниченно, некрепкие и, желательно, с молоком. Безусловно исключаются алкогольные на­питки.

Мясо животных и птиц йога отвергает по следующим причинам.

-Это противоречит принципу ненанесения вреда животному: йоги должны соблюдать правила ахимсы — ненасилие, устранение зве­риных инстинктов, всеобщая космическая любовь.

-Сама мысль об употреблении в пищу мертвого тела для йогов противна.

-Йоги считают, что «астральная вибрация» убитого животного или птицы воздействует на астральное тело едока, что снижает жиз­ненную энергию (прану) организма. Отметим, что наиболее вредны­ми для астрального тела человека считаются устрицы, мидии, гребеш­ки, кальмары, раки, а наименее вредными из живых существ — рыбы. Возможно, поэтому включение рыбы в рационы йогов-невегетариан­цев допускают некоторые специалисты по йоге.

-Мясо быстро теряет свою свежесть при хранении и переходит в разряд тамастической пищи, не говоря уже о мясных продуктах про­мышленного производства — консервах, концентратах, сосисках и кол­басных изделиях.

Для тех невегетарианцев западного мира, которые хотят обучать­ся Хатха-йоге, но не могут сразу отказаться от мяса, рыбы и яиц, реко­мендуется постепенный переход на молочно-растительное питание. Сначала надо постараться употреблять эти продукты только 3-4 раза в неделю. Потом ограничивать употребление мясной пищи двумя дня­ми в неделю и отказаться от говядины, баранины и свинины, заменив их куриным мясом и свежей рыбой. Одновременно нужно уменьшать и потребление яиц, все больше вводя в рацион зерновые и бобовые продукты, орехи, сырые фрукты и овощи, творог и пресный неострый сыр. Следует пить больше молока и кисломолочных напитков. Все это надо выполнять на фоне ежедневных физических (асаны) и дыхатель­ных (пранаяма) упражнений. Йоги утверждают, что многие люди, ко­торые длительно занимаются асанами (регулярно и не менее часа в день), начинают испытывать отвращение к мясу, табаку и алкоголю, позже к рыбе, и таким образом без всяких усилий над собой постепен­но переходят на питание йогов. Этот период обычно длится несколько месяцев.

Специалисты по йоге обращают внимание на две вредные крайно­сти при переходе людей западного мира на «природно-естественное питание»:

1) только растительная пища с исключением всех продуктов жи­вотного происхождения — молока, молочных продуктов, масла, меда;

2) замена мяса избыточным потреблением зерновых продуктов, орехов, меда.

Лучшей пищей в йоге считается та, которая состоит из не обрабо­танных огнем продуктов: сырых плодов и овощей, проросшего зерна, молочных продуктов, меда и др. Но йоги не настаивают на полном мо-лочно-растительном сыроедении. По разным данным, сырые продукты должны составлять от 50 до 70% объема пищевого рациона йогов.

Предложены степени полезности пищи в зависимости от спосо­бов тепловой обработки продуктов. Оптимальной считается варка на пару, далее — в воде. Пригодны и томленые (медленное, длительное тушение) блюда, по типу тех, которые в прошлом томились в глиня­ных горшках в русских печах. Менее желательно обычное тушение, и совсем не рекомендуется жаренье. После варки овощей не следует выливать воду, в которой они варились. Ее можно пить как напиток или использовать для супов или подливок.

С позиций йоги, продукты, лишенные своих естественных свойств в результате интенсивной и жесткой промышленной переработки, яв­ляются «обезжизненными». К таким продуктам, которые должны быть отвергнуты в питании йогов, относятся мука тонкого помола и полу­ченные из нее продукты — хлеб, печенье, макароны, лапша и др., кру­пы, полностью лишенные зерновых оболочек, — шлифованный рис, манная крупа и др., рафинированный (белый) сахар, кондитерские изделия, сладкие напитки (кока-кола и др.), рафинированные раститель­ные масла, маргарины, баночные консервы, концентраты, продукты со­леные, маринованные, копченые или подвергнутые высокотемператур­ной обработке (стерилизация), продукты, содержащие пищевые добавки — красители, ароматизаторы, консерванты и др.

Однако рекомендуемые в питании йогов продукты и приготовлен­ные из них блюда тоже могут в той или иной степени потерять свою природную жизненную силу при неправильных кулинарной обработ­ке, хранении (следует избегать даже «переночевавших» блюд), повтор­ном разогревании. Следовательно, саттвическое питание обеспечива­ет сырая или подвергнутая небольшому тепловому воздействию и свежая пища.

Завтрак: чашка соевого молока или кофе из зерна злаков, изюм, миндаль, апельсин (съедается с белой подкоркой) или другие фрукты.

Обед: салат из зеленых овощей с заправкой (сок лимо­на, растительное масло, соль), вареные овощи, или коричневый рис (нешлифованный) с со­евым соусом, или печеный картофель с расти­тельным или коровьим маслом, соевая просто­кваша.

Предлагаемый рацион состоит главным образом из фруктов, овощей, их соков, продуктов из зерна и

Ужин: свежие томаты с сыром или вареным яичным желтком или йогурт из коровьего молока с медом и проросшим зерном (вместо зерна мож­но есть хлеб из муки грубого помола), фрукты, кофе из зерна злаков с медом.

Между приемами пищи:

вода, соки фруктов и овощей, свежие фрукты.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ. Йоги относят питьевую воду к средствам внутреннего очищения. Они считают, что многие недомогания и заболевания связаны с недостатком воды, ведущим к несвоевременному удалению из организма продуктов обмена веществ. Поэтому регулярное и обиль­ное потребление воды рассматривается как одно из главных условий сохранения здоровья и восстановления его при болезнях. При этом речь идет именно о пресной воде, а не о соках плодов и овощей, моло­ке, чае или других напитках. Йоги рекомендуют пить сырую воду, иде­ально — родниковую, но допустима и водопроводная. В Индии неред­ко пьют сырую речную воду, прежде всего из священной реки Ганга, особенно в ее верхнем течении. За рамки традиционных рекоменда­ций йоги выходит предлагаемая некоторыми авторами замена обыч­ной сырой воды на дистиллированную или талую (замороженную, а потом размороженную) воду, а также «оживленную» путем многократ­ного переливания из одной емкости в другую кипяченой воды.

Согласно науке о питании, суточная потребность взрослого чело­века, живущего в умеренном климате, в свободной жидкости (вода, соки, чай, жидкая часть супов и др.) равна 1-1,5 л.

В руководствах по Хатха-йоге рекомендуемое потребление толь­ко воды составляет от 8 до 12 стаканов и более в день, т. е. 1,6-2,4 л и более. В холодное время года количество потребляемой воды может быть уменьшено, в жаркое — увеличено. Вода должна быть комнатной температуры, но в жару допустимо ее очень небольшое охлаждение или питье горячей воды с добавлением лимона, или как исключение меда, а также трав (травяной чай).

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ

Цель воздержания от пищи: способствовать фи­зическому, психическому и духовному очищению организма, самообуз­данию тела, ума и души. Однако голодание свыше 30 дней проводится фактически только в духовных целях теми, кто осваивает или уже освоил последние ступени восьмиричного пути йоги — Раджа-йогу. Длительное голодание (даже в течение 2-3 недель) йоги не рекомен­дуют проводить без гуру — наставника, специалиста по йоге. Конечно, настоящие йоги, тем более аскеты, отшельники, самостоятельно осу­ществляют длительное воздержание от пищи — иногда до 40-50 дней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.