Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная культура. На уровень упорядоченности организации влияют многие факто­ры




На уровень упорядоченности организации влияют многие факто­ры. Один из определяющих факторов — организационная культура.

Понятие «культура» широко распространено во всех областях зна­ний. Например, говорят о культуре речи, правовой культуре, культу­ре эксперимента, физической культуре, организационной культуре. Культуру можно определить как совокупность достижений человече­ства в производственной деятельности, общественном и умственном отношении, как форму общения между людьми или, что нам представ­ляется наиболее обоснованным, как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

С позиций теории организации культура служит проявлением об­щественного сознания, отражающим процесс самоорганизации обще­ства. Культура представляет собой объективно-субъективное явление. Культура субъективна, поскольку человек является ее создателем, хранителем, носителем и потребителем. Культура объективна как ат­рибут общества и продукт человеческой цивилизации.

Культура как атрибут общества структурирована по предмету и по субъекту социально-культурного процесса. Такими субъектами могут быть: этнос, нация, страна, поселение, организация, группа людей. Предметом нашего внимания здесь будет служить организация как субъект социокультурного процесса.

Организационная культура представляет собой выражение упоря­доченности и согласованности функционирования социальной орга­низации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации.

Организационная культура и цели организации не взаимосвяза­ны — разные культуры могут обеспечивать реализацию одной и той же цели и с разной эффективностью. Рассматривая культуру с пози­ций системного анализа, можно выделить две самостоятельные, но на­ходящиеся в единстве подсистемы: идеальную и материальную куль­туру, на уровне всего общества и на уровне организационной куль­туры.

Организационная культура исследуется в узком смысле слова как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком смыс­ле слова — как культура организации, основанная на общечеловече­ских ценностях. Вместе с этим организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлени­ях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функ­ционирования организации, а также характеристик членов этой орга­низации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации. Нормы поведения обеспе­чивают формирование ориентиров организационной деятельности — существенных предположений, принимаемых членами организации. При этом исследователи выделяют такие проявления организацион­ной культуры, как культура послушания, культура инициативы и от­ветственности и др.

Таким образом, организационная культура — это набор самых важ­ных предположений, принимаемых членами организации и получаю­щих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые опре­деляют ориентиры поведения членов организации. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства ду­ховного и материального внутриорганизационного окружения.

В теории организации выделяются три основные позиции по проб­леме формирования организационной культуры.

1. Организационная культура является продуктом естественного развития организации в том смысле, что она складывается спон­танно в процессе общения и взаимодействия людей и не зависит от их субъективных желаний. Это эволюционистская модель культуры.

2. Организационная культура служит искусственным изобретением, созданным людьми и являющимся результатом их рационально­го выбора. Это целерациональная модель культуры.

3. Организационная культура представляет собой смешанную есте­ственно-искусственную систему, соединяющую в себе формаль-

но рациональные и спонтанные жизненные процессы. Это модель корпоративной и гражданской культур.

Об организационной культуре стали говорить в 1930-х гг., после проведения Хоторнских (от названия города в США) экспериментов.

Содержание организационной культуры реализуется в следующих характеристиках:

♦ понимание человеком своего места в организации;

♦ принимаемый язык общения;

♦ взаимоотношения между людьми;

♦ сохранение разделяемых организационных ценностей;

♦ внутренняя вера человека в принятые организацией идеалы;

♦ внешний вид работника и представление себя на работе.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации. Организационная культура не статична, хотя в ней присутствуют устойчивые черты, которые не меняются с течением времени. Отличительной чертой той или иной культуры яв­ляется относительный порядок базовых предположений, который мо­жет указывать на то, какая политика и какие принципы должны пре­валировать в случае смены ситуации.

В рамках организационной культуры выделяются субкультуры, но­сителями которых выступают крупные группы в организации. Суще­ствование субкультур в определенном смысле служит источником постоянного развития организационной структуры.

Культура вообще и организационная культура, в частности, связа­на с историей; она подразумевает непрерывность нравственной, ин­теллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества. Когда мы говорим о современной культуре, мы подразумеваем, какой огромный путь эта культура прошла. Культура вечна и в то же время подвижна и изменчива.

Организационная культура может и должна изменяться, особенно тогда, когда она не способствует изменению поведения работников до состояния, нужного для достижения желательного уровня организа­ционной эффективности. Как правило, это происходит при:

♦ фундаментальном изменении в миссии организации;

♦ значительных технологических изменениях;

♦ формировании СП;

♦ быстром росте организации;

♦ развитии внешнеэкономической деятельности;

♦ существовании субкультур.

Анализ изменения организационной культуры предполагает ис­пользование научного подхода, включающего ее аудит и разработку специальных предложений и мер по ее корректировке. При этом даже при благоприятных условиях процесс совершенствования организа­ционной культуры может занять длительное время. Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, не­сет в себе неписаные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социаль­ной системы. К сожалению, люди не осознают влияния существую­щей культуры, пока она не превратится для них в помеху, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока эта культура не проявится публично посредством той или иной модели организации.

Понятие «организационная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура».

Корпоративная культура — это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке). Ради достижения своих интересов фирма гото­ва в принципе идти на любые издержки нравственно-психологическо­го характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования.

Для корпоративной культуры свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека. Этот организм живет по своим законам, и объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единую «се­мью». Такое представление об организме исключает или ограничива­ет автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.

Гражданская культура организации предполагает, что рынок — про­странство конструктивного взаимодействия с равноправными партне­рами. Состязательность здесь второстепенна. Главное для организа­ции — не господство или победа над более слабыми противниками, а расширение пространства для сотрудничества, создание условий для самореализации в определенных сферах профессиональной деятель­ности.

Гражданская культура как историческая разновидность организа­ционной культуры обладает специальными чертами и качественной определенностью, позволяющей отличать ее от культуры примитив­ных или традиционных обществ. Для нее характерны критическое от­ношение к действительности, демократичность, толерантность, плю­рализм.

В гражданской культуре отсутствуют какие-либо единые, предпи­санные сверху требования и нормы, помимо нравственных общечело­веческих, общепризнанных образцов и ценностных критериев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.