Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Проблемы общения между людьми затрагивают все без исключения сферы деятельности, все уровни взаимоотношений – от сугубо личных до международных

Проблемы общения между людьми затрагивают все без исключения сферы деятельности, все уровни взаимоотношений – от сугубо личных до международных, а теоретическое их осмысление занимает не только психологов, но и широкие круги специалистов самого разного профиля. Представление о коммуникации и взаимодействии неотделимы от интеллектуальной деятельности, которая без такого взаимодействия лишается смысла.

Естественно, общение между людьми осуществляется при помощи языка. Ведь язык – одно из самых удивительных и загадочных явлений, существующих в человеческом обществе. Без преувеличений можно сказать, что язык является величайшим достижением человечества: язык создал человека, сделав его единственным разумным существом на земле.

Но говорящий обычно не отдает себе отчета в тех сложных и противоречивых явлениях, которые привели к возникновению, исчезновению или сохранению каких-либо элементов языка, не имеет ясного представления о механизмах регулировки языковых звеньев, которые дают языку возможность быть адекватным средством общения людей в любой период человеческой истории.

Люди говорят посредством слов, судьбы которых намного сложнее, разнообразнее, удивительнее человеческих судеб. Слова – немые свидетели человеческой истории и культуры. Развитие значений слов лучше любых хроник и свидетельств современников отражает человеческие судьбы, интересы, нравы, обычаи, верования, способы мышления. Именно "молчание" языка является настойчивым призывом разгадать то, что написано между строк языка, что, безусловно, поможет лучше разобраться в сущности человеческой культуры, наиболее ярким проявлением которой всегда является язык. Не случайно И.А.Бунин писал:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь!

В этих словах заключен призыв беречь слово, которое представляет собой неповторимое явление, имеющее свою историю и заключающее в себе целый мир.

Предлагаемый лекционный курс по культуре речи, стилистике и риторике направлен на формирование речевой и ораторской культуры студентов. Основываясь главным образом на достижениях классической и, в частности, русской риторики, предлагаемый лекционный материал ставит своей целью:

· научить вести беседы на бытовые, деловые и профессиональные темы;

· научить участвовать в обсуждении проблем, в которых говорящий достаточно компетентен;

· ясно и лаконично, в хорошей литературной форме излагать свое мнение по какому-либо вопросу;

· познакомить студентов с особенностями ведения полемики;

· познакомить студентов с историей развития русской и западноевропейской риторики;

· помочь студентам стать "талантливыми читателями" (Маршак) художественного текста, то есть привить им, насколько это возможно, чувство языка, воспитать языковую интуицию.

В кругу проблем эстетического воспитания важное место занимает вопрос о стилистической грамотности студентов. В связи с этим лекционный материал по стилистике русского языка призван помочь достижению следующих целей:

· познакомить студентов с теоретическими основами стилистики;

· ввести студентов в круг актуальных проблем современной науки;

· развивать и совершенствовать навыки практического применения различных стилей языка и речи;

· способствовать использованию в речи всего арсенала выразительных средств языка.

Содержание и цели лекционного курса, связанного с культурой речи, характеризуются прежде всего ориентацией на формирование речевой культуры общения, развитие умения пользоваться различными языковыми средствами в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях, типичных для профессиональной деятельности.

Методические особенности курса "Культура речи" заключаются в специфическом характере сочетания теоретических знаний и практических умений, что предопределяется целями и задачами изучения самой дисциплины. Доминирует установка на формирование профессиональных коммуникативно-речевых умений.

 


 

МЕСТО РИТОРИКИ, КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И СТИЛИСТИКИ

В СИСТЕМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития фармакологии | Риторика как наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.