Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по дисциплине «Экология»

Краткий курс лекций

по дисциплине «Экология»

по специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью»

 

Москва 2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.................................................................. 3

Введение............................................................................................. 4

1. Биосфера....................................................................................... 18

1.1. Основные понятия и определения...................................... 18

1.2. Этапы эволюции биосферы................................................. 21

1.3. Строение биосферы.............................................................. 25

1.4. Биогеоценоз........................................................................... 27

1.5. Популяция............................................................................. 29

2. Экосистемы.................................................................................. 34

2.1. Общая характеристика экосистем....................................... 34

2.2. Экологические факторы...................................................... 39

2.3. Экологическая ниша............................................................ 42

2.4. Трофические цепи и сети..................................................... 43

2.5. Круговорот вещества в экосистеме.................................... 45

2.6. Устойчивость экосистем.................................. ……………47

2.7. Энергетика и продуктивность экосистем.......................... 51

3. Техногенные воздействия

в системе Биосфера – Человек....................................................... 54

3.1. Нарушения круговоротов вещества

в социоприродных экосистемах................................................ 54

3.2. Техногенные факторы деградации биосферы................... 56

3.3. Загрязнение окружающей среды......................................... 59

3.4. Химическое загрязнение...................................................... 60

3.4.1. Классификация и источники загрязнения............... 60

3.4.2. Загрязнение атмосферного воздуха.......................... 62

3.4.3. Загрязнение водоемов................................................ 64

3.4.4. Загрязнение почв........................................................ 66

3.5. Радиационное загрязнение.................................................. 67

3.6. Перенос и трансформация

загрязнителей в биосфере........................................................... 72

4. Экология и здоровье человека................................................... 74

4.1. Качество жизни, здоровье

и окружающая среда.................................................................... 74

4.2. Заболеваемость населения................................................... 76

4.3. Средняя продолжительность жизни человека................... 79

4.4. Влияние загрязнения окружающей среды

на здоровье человека................................................................... 81

Библиографический список………………………...90

 

 

Краткая история становления и развития экологии. Термин экология (от греч. «ойкос» – дом, жилище, «логос» – учение, наука) предложил в 1869 году крупный немецкий биолог Эрнст Геккель (1834–1919). Как самостоятельная научная дисциплина экология выделилась в цикле биологических дисциплин в начале ХХ в. и всю первую половину столетия она развивалась как биологическая наука. В этот период экология понимается как наука об отношениях организмов или их групп как между собой, так и со средой их обитания, т.е. как наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Связь экологии с другими дисциплинами. Будучи по происхождению биологической наукой, экология в настоящее время превратилась в комплексную междисциплинарную науку, включающую наряду с биологическими также и социально-экономические, географические, духовно-нравственные, культурно-эстетические знания и призванную сыграть важную роль в формировании нового, экологически ориентированного мировоззрения современного человека. В связи с этим современные экологические знания неразрывно связаны с другими областями научного знания.

Ранее неоднократно подчеркивалось, что экология возникла как раздел биологии. Действительно, в основе экологии лежит фактический материал из различных отраслей биологии, так как воздействие окружающей среды на организмы может оцениваться с помощью биологических показателей их состояния.

Взаимоотношения общества и природы. На самых ранних стадиях становления общества социальные качества нового биологического вида – человека только начинают оформляться. В течение самого длинного (первобытного) этапа человеческой истории главной целью людей являлось приспособление к природе. Человек внимательно, чутко улавливал биологические ритмы, подстраивался к ним, стремился соответствовать требованиям, которые предъявляла окружающая среда. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу: собирательство вытесняется охотой, добычей, а затем производством продуктов питания – животноводством и растениеводством.

Бурно развиваются человеческие потребности, а также и способности. Возникают ремёсла, растут города, усложняется политическая жизнь, накапливаются знания. Однако зачастую общество вовремя не замечает и не предотвращает разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. В средние века человек отразил в культуре сознательное стремление жить правильно, не нарушая не только юридические, но и нравственные нормы, которые в целом обеспечивали устойчивое, природосообразное развитие общества.

Развитие присущего только людям способа включения культуры во взаимоотношения с природой приносит человеку как огромные возможности, так и небывалые трудности, связанные с обособлением культуры от природы. Уже в эпоху Возрождения меняется иерархия социальных целей и ценностей. Культура переключается с проблемы соответствия человека миру (природной и социальной среде) на проблему соответствия мира человеку. Человек сам становится мерой совершенства, гуманизм и человечность – основной целью, а окружающая его природно-социальная среда – средством достижения цели. В Новое время (с ХVI века) отношения общества и природы выходят на новый виток своего развития, еще более динамичный и драматичный. Человек рассматривает природу лишь как средство удовлетворения собственных растущих день ото дня потребностей. Общество культивирует по отношению к природе потребительскую, явно агрессивную линию поведения.

С средины ХХ века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создаётся новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей (компьютеризация, информатизация). В результате возможности общества воздействовать на природу и изменять природные комплексы необычайно возросли. Рост экономической и технической мощи человечества приводит к тому, что конфликт между обществом и природой достигает небывалой прежде остроты, что обусловило возникновение экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, т.е. ситуацией, когда природная среда на нашей планете будет непригодной для обитания на ней живых существ. Однако общество продолжает наращивать темпы потребления, навязывая всем своим членам ориентацию на максимальную «потребительскую корзину», в которой и съестные деликатесы, и самая новая бытовая техника, автомашина (и обязательно самой последней марки), изощрённый, огромный набор одежды, престижное жильё, спутниковое телевидение.

Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, характеризующееся несоответствием (чрезмерностью) антропогенной нагрузки на природную среду экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не только усилением воздействия человека на природу, но и резким увеличением влияния измененной людьми природы на здоровье населения и на общественное развитие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индексы переменного и фиксированного состава. Индекс структурных сдвигов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.