Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского

Эта книга была издана Сперанским в 1792 г, когда он занимался преподавательской деятельностью в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.

Филологические взгляды Сперанского изучены недостаточно. Но курс словесности, впоследствии опубликованный под названием «Правила высшего красноречия», был еще в рукописном виде широко распространен и популярен. Как личность, Сперанский в свое время был известен. Его государственная и политическая деятельность достаточно освещена в научной литературе.

Будучи человеком незаурядным и разносторонне образованным, Сперанский уже в молодости проявил себя как смелый и талантливый оратор.

В конце XVIII в. русский литературный язык прошел уже значительный путь развития. Менялись и представления об искусстве речи. Сперанский, как считают современники, среди других русских деятелей «трудился над положением краеугольного камня зданию нового русского слова».

Под красноречием Сперанский разумел искусство ораторской речи и в своем труде изложил основные нормы и правила этой речи. В книге развернуто говорится об одной разновидности ораторского искусства – о слове церковной проповеди.

Несмотря на обширные знания в области риторических учений древнейшего и нового времени, книга Сперанского не явилась компилятивным сводом высказываний на тему красноречия. Работа явилась плодом самостоятельного размышления автора о сущности ораторского искусства и о том, как следует излагать его основы.

Нельзя считать случайностью то факт, что Сперанский на первое место в книге поставил не собственно научные стороны риторики, а те ее части, которые позволяли усилить эмоционально- психологические моменты восприятия речи. В этом отношении показательны даже названия специальных глав в книге: «О страстном в слове», «О вкусе», «О высоком в мыслях», «О высоком в страстях», О красивом в мыслях», «Усовершения вкуса», «О чувствительности вкуса», «О утончении или нежности вкуса», «О соразмерности начал вкуса».

Характер содержания книги определялся ее назначением. Сперанский писал: «Надобно очень различать кафедру философскую от кафедры церковной: с одной говорят уму, с другой сердцу. Но говорить уму и говорить сердцу суть два случая очень между собою различные, различные по выбору своего предмета и по образу его представителя».

Курс словесности Сперанского читался в кругу студентов Духовной академии. Этим и определялось своеобразие лекций.

В политической и государственной деятельности Сперанского называли законником и теоретиком. Его филологическая работа также относится к нормативно-риторической, «учительской» литературе.

Стремлением к регламентирующему началу в области ораторского искусства пронизаны главы о том, каким должно быть произнесенное «слово» (как жанр ораторского искусства), какие в нем выделяются части, каково их сочинение, расположение и соразмерность.

Теория трех стилей представлена в книге Сперанского в трансформированном виде. Она изложена автором в категориях эстетики и связана в большей степени с особенностями восприятия.

В таком виде, по существу, он не имеет ничего общего с ломоносовской теорией стилей.

Сперанский в своей идейно-эстетической концепции трех родов речи ближе стоит к тем взглядам, которые изложены в трактате Цицерона «Об ораторе», нежели к трудам своих соотечественников. В наибольшей степени Сперанского интересовала стилистика индивидуальной речи, представления о которой он раскрыл, излагая теорию слога, обратившись к понятию его выражения.

Именно в этой части книга Сперанского наиболее самобытна. В книге автор поставил теоретический вопрос о стилеобразующих различиях слога, о самых характерных чертах языка личности.

Острое чутье языка и обширные филологические познания давали возможность автору и самому с нормативной точки зрения оценить семантические и стилистические свойства языковых единиц. Так, при слове «августейший», переведенном на русский язык эпитетом высочайший, Сперанский заметил, что латинское augeo не значит «возвышаю», но умножаю, увеличиваю. Следовательно, и перевод должен быть другим: великий и величайший. Разбирая синонимические единицы типа авторов – авторский, академиков – академический, Сперанский сразу же точно и тонко определил грамматическую природу этих варьирующихся форм: «Они принадлежат к грамматикам; так должно показать, каким образом и в каких пределах некоторые существительные в родительном падеже приемлют вид прилагательных, в старину у нас даже писали еговъ, так как в грубом просторечии употребляют ихные, ихных. Грамматика должна показать, что тут правильно и что неправильно» (замечание на издательство словаря славено-российского).

Свою теорию выражения слога Сперанский связывает, с одной стороны, с проблемой различий в употреблении слов и выражений, с другой – с особенностями сцепления мыслей (или понятий) главных и мыслей (понятий) побочных. Каждая мысль, считает автор, существует не сама по себе, а в системе понятий, к ней принадлежащих и с него род целого составляющих: «Оторвите главную мысль от сего целого: она будет уединенна, она будет слаба, но предложите ее вместе с системою: окружающие ее понятия усилят ее, отражая в ней яко в своем средоточии, свой свет, они ее возвысят, расширят, и ум, рассматривая ее одним взглядом, обозрит вместе с нею тысячу других».

Все различие умов, полагает Сперанский, заключается в мыслях побочных, окружающих главную, потому что главные мысли, составляющие ораторское слово, почти у всех одинаковы. Используя современную терминологию, можно сказать, что Сперанский в этих частях книги развивал свою теорию идиолекта («сколько родов выражения, столько может быть родов слога»).

Понятие индивидуально-авторского стиля или слога в поэтиках и риториках конца XVIII в. не было разработано в том виде, в каком оно понималось уже в начале XIX в.

В целом рассуждения о качествах и свойствах слога выдержаны в духе традиционных представлений о качествах хорошей речи. К общим свойствам хорошего слога Сперанский относит: ясность, разнообразие в его форме и стилистике, единство слога (части должны быть разнообразны, но целое едино), соразмерность слога с материей («необходимо, чтоб слог был равен или однозвучен с своею материею»).

Следует отметить также, что в своей книге М.М. Сперанский уделяет большое внимание страстям как эмоциям, чувствам: «Основание для красноречия суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно… Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».

Сперанский считает, что страстное должно занимать главное место в доказательствах, т.е. логические доказательства подкрепляются эмоциональной речью. Доводами начинается убеждение. Но этого мало. Они воздействуют на ум человека. Убеждение должно потрясти сердце.

Потрясти сердца слушателей подлинным красноречием оратору помогает «язык движений, тона и внешнего вида». Он «должен дополнить лицом, рукой то, чего не может выразить словом».

Сама книга тоже написана увлекательно и образно. Она затрагивает не только разум, но и эмоции ученика. Вот, например, как излагает Сперанский правила расположения мыслей:

1. "Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой. Есть понятия, по естеству своему тесно связанные между собой, но сия связь не для всех и не всегда бывает приметна – надобно открыть, надобно указать путь вниманию, проводить его, иначе оно может заблудиться или прерваться. В жару сочинения все кажется самим собой, воображение все слепляет в одно. Приходит холодный разум – и связь сия исчезает, все нити ее рвутся, сочинение распадается на части, и на месте стройного целого видна безобразная смесь красот разительных".

2. "Второе правило в расположении мыслей состоит в том, что все они были подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли все относится. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к самому концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно".

Стремясь действовать на эмоции учеников, М.М.Сперанский иногда использует юмор, например, когда рассказывает о ясности как важнейшем свойстве слога: «Хотеть написать собственно для того, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей. Если вы сие делаете для того, чтобы вам удивлялись, сойдите с ума – вам еще более будут удивляться». Рассуждая о том, почему язык оратора «должен призвать на помощь другой язык – язык движения», М.М.Сперанский пишет: «Наши мысли бегут несравненно быстрее, нежели наш язык, коего медленный, тяжелый и всегда покоренный правилам ход бесконечно затрудняет выражение».

Неоднократно напоминая древний афоризм Poeta nascuntur oratores fiunt (поэтами рождаются, ораторами становятся), Сперанский советует усиливать собственное красноречие чтением правил, образцов и собственными упражнениями в сочинении. Сам автор владел тайнами слова в совершенстве. Его «Правила высшего красноречия» написаны в изящной художественной манере и воспринимаются как уникальный памятник русского красноречия на рубеже XVIII – XIX вв.

Русская риторика прочно существовала в теории словесности вплоть до первых десятилетий XX в.

«Ораторская речь – неотложная тема филологической науки. В русской филологии возрождается интерес к риторике. Его поддерживают требования общественного быта. Причина же его возникновения глубже. Она лежит в принципиальном пересмотре теории слова и в изменении общего направления лингвистических интересов. В лингвистике русской старые принципы диалектологического «народничества», тяготевшие как к центру к проблеме этнографической колонизации, поколеблены… в тех случаях, когда научная работа лингвиста сочетается с постановкой проблем «культуры» современного литературного языка, с речевым воспитанием общества, - вопрос об ораторской речи получает еще большую остроту, как живая задача технологической реформации" (В.В. Виноградов).

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов В.И. Искусство художественного слова. – М., 1954.

2. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М.: Народное образование, 1995. – 160 с.

3. Аннушкин В.И. Риторическое художество в Древней Руси // Русс. речь. –1992. - № 2.

4. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. Пособие для учителя.–М.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1959.

5. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.

6. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. – Ярославль, 1982.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.

8. Брызгунова Е.А. Эмоционально-эстетические различия русской звучащей речи. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

9. Будагов С.Н. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. – 1973. - № 1.

10. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.

11. Василенко Ю.С. О голосе педагога. – Советская педагогика, 1972, № 7.

12. Вербовская Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: Искусство, 1977.

13. Веселов П.В. Современное деловое письмо в промышленности. 3-е изд., доп. – М.: Издательство стандартов, 1990. – 160 с.

14. Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи. – Киев, 1986.

15. Гак В.Г., Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. – М.: Знание, 1988.

16. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.

17. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей.– М.: АПН РСФСР, 1957.

18. Гинзбург Л.Я. Поэтика Мандельштама. – М.: Советский писатель, 1985.

19. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/ Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с.

20. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

21. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1975.

22. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

23. Григорьев В.П. К спорам о слове в художественной речи // Слово в русской советской поэзии. – М., 1975.

24. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж.–М.: "Внешсигма", 1997.–320 с.

25. Жест в разговорной речи. – М., 1973.

26. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера.–М.: "Финпресс", 1997. – 352 с.

27. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.

28. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.

29. Как правильно подготовить и оформит приказ/ Сост. В.В. Андреянова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 64 с. - (Библиотека журнала "Консультант директора").

30. Кантер А.А. Системный анализ речевой интонации. – М.: ВШ, 1988.

31. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., 1970.

32. Козлянинова.П. Произношение и дикция. – м., 1977.

33. Ковалев В.П. Выразительные средства художественной речи. – Киев: Рад. шк., 1985.

34. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. – М.: "Ось-89"- 1997. – 304 с.

35. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. – 560 С.

36. Куракина К.В. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского.– М.: ВТО, 1959.

37. Ладыженская Т.А. Литературная норма в лексике и фразеологии.– М., 1983.

38. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. – М., Просвещение, 1967.

39. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. – М.: Наука, 1979.

40. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. – Л.: Просвещение, 1968.

41. Мастерство устной речи / Под ред. Голубкова/. – М.: Просвещение, 1965.

42. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просвещение, 1976.

43. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М.: "Академия", 1998. – 432 с.

44. Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. ч. I. – М., 1974.

45. Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. – М.: Советская Россия, 1986.

46. Найденов В.С. Выразительность речи и чтения. – М., 1969.

47. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.

48. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи.– М., 1993.

49. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – 3-е изд., переработ.– М.: Политиздат, 1989. – 255 с.

50. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. – М., 1982.

51. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Высш. школа, 1979.

52. Поль С. Сопер Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. – 448 с.

53. Промтова И.Ю. Воспитание речевой культуры режиссера. – М., 1978.

54. Психологические тесты. Ахмеджанов Э.Р. Составление, подготовка текста, библиография. – М., 1996. – 320 с.

55. Пуковский К.Н. За живое образное слово. – М.: Знание, 1967.

56. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд., – М.: ВШ., 1998. – 239 с.

57. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики /Сб. ст./. – М.: Наука, 1972.

58. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964.

59. Савкова З.В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. – Л., 1981.

60. Савкова З.В. Средства речевой выразительности. – Л., 1982.

61. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Искусство, 1975.

62. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.

63. Самоукина Н.В. Искусство управления персоналом банка. – М.: Русская Деловая Литература, 1997. – 208 с.

64. Сарычева Е.Ф. Сценическая речь. – М., «Искусство», 1955.

65. Сарычева Е.Ф. Сценическое слово. – М., Советская Россия, 1963.

66. Сафьянов В.И. Этика общения. – М.: Знание, 1991. – 64 с.

67. Секреты умелого руководителя/ Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.

68. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 224 с.

69. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник под ред. Г.А. Аванесова и С.И. Ожегова.

70. Станиславский К.С. Собр. соч. тт. 1-3. – М.: Искусство, 1955.

71. Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. – М., 1986.

72. Сценическая речь. Учебное пособие. Под ред. И.П.Козляниновой. – М.: Просвещение, 1976.

73. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.

74. Титова А.А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 1981.

75. Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1978.

76. Федоров А.И. Образная речь. – Новосибирск, 1985.

77. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

78. Франк В.С. Поэтическое мировоззрение Пастернака //Литературное обозрение. – 1990. - № 2.

79. Харченко В.К. Функции метафоры. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

80. Хватцев М.Е. Как самому избавиться от картавости.– М., 1964.

81. Хилл Н. Ключи к успеху/ Пер. с англ. – М.: ООО "Попурри", 1997. – 320 с.

82. Храпченко М.Б. Природа эстетического слова /семиотика/. – М.: Наука, 1975.

83. Человеческое слово могуче: Кн. для внеклассного чтения. – М., 1984.

84. Черданцева Т.З Язык и его образы. – М., 1977.

85. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи.– Киев: Вища школа, 1981.

86. Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления. Метод. разработка по курсу «Сценическая речь». – М., 1980.

87. Чуковский К.Н. За живое образное слово. – М.: Знание, 1967.

88. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: А/О Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1993. – 240 с.

89. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

90. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется. – М., 1980.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Да возрастет Ея держава | Ломоносов Михаил Васильевич
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.