Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода. Экспериментальная и теоретическая стадии познавательной деятельности

Частные приемы и методы познания, используемые в конкретных науках, можно охарактеризовать как тактику исследования, а общие принципы и методы – как его стратегию.

Метод означает совокупность правил и приемов их использования, которые позволяют систематически добиваться поставленной цели. С появлением науки возникло учение о методе, называемое методологией.

Различают методы: всеобщие (метафизические и диалектические), общенаучные (эмпирические и теоретические стадии), частнонаучные, вырабатываемые каждой наукой (физикой, химией и т.д.).

Опираясь на открытые наукой законы, в дальнейшем их можно использовать в качестве метода исследования других частных явлений в данной области. В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые большинством наук на разных этапах познавательной деятельности.

На эмпирической или опытной стадии используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, к которым относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения.

Наблюдения являются первоначальным источником информации, но в науке они зависят от теории. Нужно располагать какой-либо идеей, предположением. Результаты наблюдений подвергаются систематизации, что приводит к эмпирическому обобщению.

Эксперимент – важный метод эмпирического исследования, который ставится так, чтобы можно было наблюдать процессы и явления в условиях, менее всего подверженных воздействию посторонних факторов. В настоящее время эксперимент значительно усложнился как по своей технической оснащенности, так и по взаимодействию с теорией.

Измерения не являются особым эмпирическим методом, а составляют необходимое дополнение любого серьезного научного наблюдения и эксперимента. Измерения бывают прямые и косвенные.

На теоретической стадии прибегают к абстракциям и образованию понятий, строят гипотезы и теории, открывают научные законы. Процесс исследования начинается не с накопления фактов, а с выдвижения проблемы. Затем предлагается гипотеза, которая на последующих стадиях исследования подробно анализируется с точки зрения ее подтверждения имеющимися эмпирическими данными и теоретическими знаниями. Также важное значение имеют абстрагирование и идеализация. Примерами идеализаций могут служить материальная точка и абсолютно черное тело.

При системном подходе объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой системы, связанные между собой определенными отношениями. В результате взаимодействия этих элементов общие, целостные свойства системы будут качественно отличаться от свойств составляющих ее элементов. Такие свойства называются эмерджентными (свойства системы как целого не сводятся к сумме свойств ее частей).

Для понимания процессов эволюции важное значение приобретают междисциплинарные исследования, проводимые в рамках новой концепции самоорганизации. Направление в науке, изучающее процессы самоорганизации в различных системах, называется синергетикой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественно-научная и гуманитарная культура | Развитие естественнонаучных представлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.