Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм

T – критерий Вилкоксона

При отсутствии контрольной группы

Оценка сдвига значений исследуемого признака

 

В психолого-педагогических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения («сдвиги») в измеряемых показателях. Такими факторами могут являться время, разнообразие условий и др.

Мы рассмотрим два варианта задачи:

а) при отсутствии контрольной группы,

б) при наличии контрольной группы.

Подбор конкретного метода решения поставленной задачи будет зависеть от объема выборки.

 

 

а) Оценка сдвига значений исследуемого признака

Данный критерий позволяет установить направленность и выраженность изменений при сопоставлении показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, и количество наблюдений n уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Но данное ограничение можно обойти, сформулировав гипотезы, включающие отсутствие изменений, например: «Сдвиг в сторону увеличения значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне».

Гипотезы:

Н0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Давайте договоримся считать типичным сдвигом сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, - сдвиг в более редко встречающемся направлении.


расчета критерия Т Вилкоксона [17]

1. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.

2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах («после» - «до»). Если необходимо, исключить нулевые сдвиги из рассмотрения. Определить, что будет считаться «типичным» сдвигом и сформулировать соответствующие гипоте­зы.

3. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдель­ным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).

4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы рангов с расчетной.

5. Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении.

6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:

, где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

7. Определить критические значения Т для данного п по Таблице 5 Приложения 3. Если Тэмп ≤ Ткр, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

 

Пример.

Проверяется эффективность программы тренинга партнерского общения. Участники должны были по 10-бальной шкале дважды оценить свое умение снижать эмоциональное напряжение, один раз – в начале тренинговой программы, второй раз – после ее завершения. Данные представлены в таблице 17. Достоверен ли сдвиг (т.е. действительно ли в процессе тренинга изменился уровень этого умения)?

 


Таблица 17.

№ п/п Код испытуемого (эксперим.группа) Снижение эмоционального напряжения Разность (tпосле- tдо) Абсолютное значение разности Ранг
До (tдо) После (tпосле)
             
             
            11,5
             
        -2    
             
            11,5
        -1    
             
             
        -1    
             
            ΣR =78

Типичный сдвиг – в сторону увеличения умения снижения эмоционального напряжения.

Посмотрите на величину сдвигов. Не забудьте, нулевые сдвиги мы исключаем из рассмотрения! В нашем примере их нет.

Шаг 4. Проранжируем абсолютные величины сдвигов, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверьте совпадение суммы рангов с расчетной.

Шаг 5. Отметим нетипичные сдвиги в таблице цветом.

Шаг 6. Подсчитаем сумму рангов нетипичных сдвигов.

Шаг 7. Определим критические значения Т для данн о го n по Таблице 5 Приложения 3.

 

Ответ: Н0 отвергается. Сдвиг значений достоверен (р≤0,05), т.е. после тренинга действительно произошло увеличение умения снижать эмоциональное напряжение в ситуации общения.


б) Оценка сдвига значений исследуемого признака при наличии

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.