Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивный аспект педагогического общения




Зоны личного пространства

 

Дистанция Расстояние Собеседники Ситуация
Интимная 0 - 45 см Родители, дети, влюб- Доверительное, интим-
    ленные ное общение
Личная 40 см - 1,5 м Друзья, родственники Обсуждение личных проблем
Социальная 1,5-2м Коллеги, знакомые Обмен новостями
Формальная 2-3 м Начальники, подчинен­ные, деловые партнеры Переговоры
Публичная Свыше 3 м Лектор, аудитория Избежание реального общения

Грамотное использования знаний о личном пространстве, предполагает знание следующих закономерностей.

1. Не стоит начинать общение с публичной зоны.

2. Первые фразы следует начинать говорить с личной или социальной зоны.

3.Изменять дистанцию необходимо постепенно, не «перепрыгивая» через зоны.

Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).

Герменевтический барьер - это когда люди не понимают смысла сказанного, возможно, что не знают значения слов, возможно из-за разницы в толковании, возможно из-за привнесения различных смыслов в понятия.

Артикуляционный барьер относится к дефектам речи, плохой дикции, нарушениям звукопроизношения.

Сленговый барьер обнаруживается при встрече людей различных сред, использующих профессиональный, возрастной, субкультурный жаргон.

Стилистический барьер не будет преодолен, если не начать разговаривать с человеком на понятном ему языке. Это может касаться репрезентативных систем восприятия, когда одним бывает более доступна звуковая, другим - зрительная, а третьим - чувственная информация или доминирование полушарий также сопровождается ведущим типом репрезентации. Для одних (правополушарных) - это необходимость эмоциональной окраски, ярко выраженного отношения к информации, для левополушарных необходима четкая логика, стройная аргументация, полная доказательность информационного сообщения.

Завершая разговор о коммуникативной стороне общения, уместно будет вспомнить слова Ю. М. Лотмана, о том, что интеллигентный человек тот, кто разговаривает с каждым на понятном ему языке. Для педагога важно не только быть понятым, но и давать ученикам возможность видеть горизонт, т. е, образцы того, куда можно идти, чему научиться, чего достичь в областиинформационных обменов.

Перцептивная сторона педагогического общения рассматривалась А. А. Бодалевым, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Г. Добровичем, В. А. Кан-Каликом, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой и др. Под перцепцией понимается восприятие человеком окружающих и самого себя в поле взаимодействия. В этом аспекте рассматриваются вопросы стереотипов, предрассудков, каузальной атрибуции, когнитивные карты построения социальной картины мира учащимися и педагогами. Все большую популярность завоевывает интегрированный подход к проблемам детерминации взаимодействия - влияния черт, отношений и ситуаций. Активно исследуются механизмы понимания людьми друг друга: идентификация (уподобление, соотнесение себя с другими); эмпатия (вчувствование, проникновение в эмоциональный мир партнера), рефлексия -(видение себя со стороны, самоанализ); аттракция (симпатизирование другому, вызов у него аналогичных чувств). Г.М. Андреева отмечает, что многочисленные исследования выявили пять типов людей по перцептивным стратегиям.

1. Рациональный человек ориентирован на логические доводы, взвешенность, расчет.

2. Наивный психолог имеет клишированное сознание, делает необоснованные обобщения, генерализирует.

3. Производитель данных ориентируется на первые впечатления.

4. Когнитивный скупец делает много ошибок, так как пользуется минимумом информации.

5. Когнитивно-аффективный тип ориентируется скорее на эмоциональное впечатление, чем на рассудочные основания [2].

Применяя эти знания для рассмотрения психологии учителя, необходимо отметить опасность такого восприятия, когда навешиваются ярлыки, ребенок воспринимается через призму стереотипов, собственных культурных стандартов.

Важным компонентом педагогического видения ситуации является феномен объяснения поведения учащегося, т. е. интерпретация человеческого поведения с точки зрения наблюдателя. В науке эти исследования получили название теории каузальной атрибуции, или причинного объяснения. На поведение человека могут влиять три фактора: личные особенности, обстоятельства, ситуативные причины. Эксперименты показали, что, описывая свое поведение, человек зачастую прибегает к ситуативным и обстоятельственным факторам, но когда он описывает причины поведения другого, то апеллирует к его личностным качествам. Этот феномен получил название фундаментальной ошибки атрибуции. Как часто педагоги демонстрируют данную ошибку и обнаруживают различные ее модификации. Некоторые из них выглядят следующим образом:

1) будучи виновником аналогичного события, человек склонен приписывать другому те же личностные детерминанты.

2) тенденция обвинять в случившемся жертву.

3) способность находить рациональные объяснения случайным явлениям.

К области социальной перцепции также относятся такие эффекты восприятия в условиях педагогического процесса, которые можно рассмотреть как барьеры общения: первого впечатления, ореола, самореализующегося прогноза и др.

Барьер первого впечатления заключается, в том, что первое благоприятное или неблагоприятное впечатление способно сформировать стойкое последующее впечатление.

Барьер орела заключается в том, что предварительная информация о человеке, полученная до встречи с ним, может закрыть доступ к реальному восприятию данного человека во время встречи.

Барьер самореализующегося пророчества заключается в том, что из множества различной информации, которую транслирует человек о себе, наблюдатель выбирает (зачастую бессознательно) ту, что произвела наиболее сильное впечатление.

Например, исследования показали, что те дети, чьи имена нравились учителю, имели более позитивное самоотношение. Учителя считали, что тратят больше времени на слабых, а на самом деле больше помогали сильным [32].

Кроме того, стать барьерами могут культуральные и ролевые стандарты, через которые учитель смотрит на окружающих.

Традиции, обычаи, обряды, национальная ментальность могут стать непреодолимой пропастью в понимании людьми друг друга. Не меньшие сложности возникают на пути общающихся не личностно, а «личинно», т. е. с позиции своих ролевых статусов, где существуют строгая иерархия, ритулизация, предписанность норм и вариантов поведения.

Таким образом, необходимо отметить, что единственным средством против стереотипизации, клиширования, ригидности в восприятии учителями своих подопечных, коллег, самих себя является тренировка безоценочного восприятия педагогической реальности. Будущим учителям необходимо учиться сначала просто описывать факты, происходящие действия, а уже затем пытаться интерпретировать их.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.