Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правительства РБ

Совет министров. Правительство РБ

Традиционно в конституции современных государств закрепляют положения об организации государственной власти. Согласно теории разделения властей одной из ветвей власти является исполнительная власть. Разные страны в зависимости от политической конфигурации, исторических традиций, иных особенностей отличаются по юридическому и фактическому учреждению исполнительной власти. При наличии президента, монарха, как главы государства может принципиально меняться статус исполнительной власти как в системе разделения властей в целом (ее соотношение с законодательной и судебной властью) так и внутри организации самой исполнительной власти. Сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что президент может быть в системе организации государственной власти не только главой гос-ва, но и главой исполнительной власти. Опыт организации государственной власти в других странах в этой области имеет практическое значение для совершенствования реализации принципа разделения властей и оптимизации организации исполнительной власти в РБ. Конституция 1994 года до внесения в нее изменений и дополнений учреждала исполнительную власть в РБ главой которой являлся президент РБ – глава государства. Кабинет министров являлся центральным органом управления осуществляющий исполнительную власть в РБ, по вертикали ему подчинялись центральные органы управления (министерства, департаменты и исполнительно распорядительные органы). Характер компетенции президента и правительства обуславливал объем их полномочий, взаимодействия. Такая практика – типична для большинства стран, где имеет место президент как глава исполнительной власти и сильное правительство с масштабным кругом полномочий в этом случае правительство – действительно кабинет высших должностных лиц возглавляющих республиканские органы государственного управления, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере государственного управления. В государствах с такой моделью организации государственной власти часто руководитель правительства, как кабинета министров имеет высокий политико-правовой статус, называется премьер-министром, компетенция и полномочия которого не ограничиваются организационным руководством деятельности правительства. Как правило, в этом случае премьер – глава исполнительной власти тем самым существенно ограничивая компетенцию президента по руководству исполнительной властью. В государствах, где сильная президентская власть создает Совет Министров, под руководством председателя Совета Министров в этом случае правительство выполняет важную роль по осуществлению исполнительной властью и содействию в этом президенту, как главе государства. Ключевой термин в данном случае в названии правительства «Совмин» председатель правительства в этом случае является не только высококвалифицированным специалистом в области управлении, но и опорой президента в организации деятельности правительства. Такая модель закреплена в изменениях и дополнениях 96 года.

2) Порядок формирования и состав Совмина

Совмин в РБ – коллегиальный орган и на его заседаниях председательствует премьер. Таким образом предопределяет его состав. Будучи подотчетным президиума и ответственным перед национального собрания. Премьер назначает президента с согласия парламента. Заместители, министры назначаются президентом. В соответствии со ст. 84 президент определяет структуру правительства, структура правительства обуславливает и его состав. Одним из первых НПА -указ «о совершенствовании системы государственного управления и иных государственных организаций подчиняется правительству РБ» который был принят в соответствии со ст. 84. Т.к. органам правительства следует относить министерства комитеты при сомине, которые являются органами государственного управления, а также государственные организации подчиняются правительству РБ.

Структура Совмина.

Понятие структура не следует отождествлять с его составом. Если в состав входят премьер, глава администрации президента, глава КГК, заместитель премьера, министры, председатели государственных комитетов, руководитель аппарата Совмина, председатель президиума национальной академии, председатель «Белкоопсоюза», и иные лица по решению президента, ранее в состав правительства входил председатель Национального банка. Структура: сам Совмин, президиум Совмина и аппарат Совмина. Каждый элемент данной структуры имеет совой состав, регулируется самостоятельным НПА, имеет собственную компетенцию и полномочия. Так состав президиума долгое время определялся указом президента о структуре правит от 5 мая 2006года № 289 в настоящее время в него внесены изменения и дополнения. Согласно указу президента в состав Совмина входят премьер, глава администрации президента, глава КГК, председатель правления Национального банка, министр экономики, министр финансов, министр иностранных дел. Основным назначением президиума является – оперативное решение вопросов от имени Совмина по наиболее важным аспектам государственно-общественной жизни. Основная форма работы – заседания. Вопросы выносимые на рассмотрение президента в силу их особой важности значения не требуют широкого обсуждения и выявления мнений всех членов правительства и потому не предполагает их непосредственного участия кроме того, это позволяет не отвлекать руководит РОГУ от решения отраслевых вопросов ими для рассмотрения вопросов выносимых на рассмотрение президиума, по которым их мнение не носит принципиального характера. Аппарат Совмина - главный орган по организационно- техническому обеспечению деятельности Совмина, премьера, а так же аппарат оказывает содействие подчинению совету министров, РОГУ и другим организациям. Аппарат действует на основе положения об аппарате о Совмине. Деятельностью руководителей аппарата, ему помогают заместители, в аппарате имеются свои структурные подразделения. Руководитель аппарата по своему статусу является министром он назначает и освобождает от должности президента по представлению Совмина. Заместителя председателя аппарата назначают и освобождают от должности постановлением Совмина, численность аппарата также утверждена Совмином. Основные задачи аппарата: организация и подготовка проектов Совмина, распоряжений премьера, а также декретов, указов, директив, распоряжений президента. Законов документов, направляемых премьеров в качестве проектов президиума, парламента, иным органам, иностранным государствам, меж государственных образов и международных организаций. Организация контроля за исполнением декретов, указов, директив и распоряжений в пределах комитета Совмина. Организация и контроль распоряжения премьера, указаний и распоряжении его заместителей, подготовка предложений связь с обеспечением выполнения этих актов. Аппарат – юридическое лицо, действует на основе положения об аппарате, его структурное подразделение установленное распоряжением премьера.

Полномочия Совмина и премьера:

Совмин осуществляет свои полномочия в пределах установленных законом о Совмине компетенции. Совмин по необходимости, но не реже одного раза в квартал, предоставляет президенту отчет, о своей деятельности, в двух месячный срок после назначения представленной в палату представительству план действий. Согласно конституции правительство – центральный орган государственного управления и осуществляет исполнительную власть в РБ. Согласно ст. 106,107 конституции Совмин в пределах своей компетенции обеспечивает контроль за исполнением законных актов. Основная задача организационно- исполнительной власти под руководством Совмина заключается в деятельности направленной на реализацию НПА принятых национальным собранием или на референдуме. Для эффективного осуществления этой функции органы исполнит власти также имеют право на издание НПА и правовых актов осуществляющих распорядительную деятельность, в определенной сфере государственного управления с этой целью в государстве государственное управление осуществляется сегментарно, каждую из областей государственного управления возглавляет РОГУ, как правило министерство, межотраслевой сферы как правило руководятся государственными комитетами. Совмин является в системой ОГУ является руководящим органом поскольку не только подчиняется напрямую президенту, но и потому что это орган общей компетенции осуществляет общее руководство всеми сферами обществ жизни. Важные функции возложены на премьера. Премьер назначает на должность президента и одобряется национальные собрания, если кандидатура не получает одобрение президент имеет право повторно предложить кандидатуру на рассмотрение. А в случае отказа, принимает решение о роспуске палаты представителей. В соответствии с законом о премьере имеет полномочия: организовывать работу Совмина, подписывать постановления Совмина, представлять программу деятельности Совмину, информирование президента о важнейших решениях, распределение обязанности между заместителями, осуществляет обязанности президент в случае вакансии или невозможности исполнения своих обязанностей. Имеет право от имени Совмина представлять Беларусь на международной арене, вести переговоры, подписывать документы. Срок полномочий. Совмин ограничен сроком полномочий президента. Это следует из положений конституции ст. 106,107 и законе о Совмине. Так в частности Совмин осуществляет свою деятельность на протяжении полномочий президента, он должен сложить свои полномочия перед вновь избранным, для этого при нем постановление о сложении полномочий. В случае сложения своих полномочий может осуществлять свою деятельность до избрания нового Совмина. До окончания срока Совмина каждый член и Совмин в целом могут заявить президенту о своей отставке если сочтут невозможным исполнять свои обязанности. В случае выражения вотума недоверия национальным собранием, и по инициативе президента может освободить от должности любого министра. В отличие от других зарубежных стран отставка отдельного министра это не влечет отставку всего правительства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система органов местного самоуправления | Тема 1.1. Предмет и задачи педагогической психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.