Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели экономической безопасности функционирования транспорта




Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием экономики России. Однако, переход к ры­ночным отношениям, значительное изменение форм собственности в связи с поспешным проведением не всегда обоснованной приватизации на транспорте при фактическом отсутствии государственного регулирования экономических процессов, бескон­трольности иностранных инвестиций привели к существенному ухудшению экономической безопасности транспорта. Положение усугубляется резким сокращением доходов транспортных предприятий вследствие падения объемов перевозок, кризисом непла­тежей, предельным износом основных производственных фондов, ухудшением социальных условий работников транспорта.

В этих условиях, в рамках национальной безопасности России, закономерно выделяется проблема экономической безо­пасности отечественной транспортной системы. Она может быть решена при создании условий для поддерживания такого уровня развития транспорта, который позволит удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках и обеспечить его готовность к работе в чрезвычайных ситуациях. При этом важно противостоять внутренним и внешним угрозам, снижающим экономическую безопасность транспорта.

Состояние транспорта, отвечающее требованиям экономической безопасности, должно характеризоваться набором опре­деленных ключевых ресурсов и результирующих показателей - индикаторов стабильности, за пределами пороговых значений которых система теряет способность обеспечения функционирования экономики страны.

Один из основных показателей:

- транспортоемкость валового внутреннего продукта, измеряемый в приведенных т-км на рубль ВВП. Это сложный интегрированный показатель, зависящий от изменения темпов перевозочной работы и состояния экономики транспорта и народно­го хозяйства. Значение данного показателя и структура приведенного грузооборота могут быть основой для определения перспек­тивного спроса на транспортные услуги, прежде всего, объема перевозок как в целом по транспорту, так и по отдельным его зидам. Численное значение удельного показателя транспортоемкости ВВП, наблюдаемое в последние годы остается практически постоянным, поскольку сокращение объема перевозок и валового внутреннего продукта происходит примерно одинаковыми тем­пами. Тенденция к незначительному уменьшению этого показателя объясняется внедрением новых технологий, достижениями научно - технического прогресса и др. Показатель транспортоемкости ВВП может использоваться при проведении маркетинга и анализа полноты удовлетворения спроса на транспортные услуги. Он также отражает уровни резерва провозной, пропускной и перерабатывающей способностей транспортных коммуникаций и узлов, без которых невозможна ненормальная работа транспор­та. Нормальное значение транспортоемкости ВВП для транспортной системы России в целом, определенное экспортным путем, находится в пределах 1,08-1,10 приведенных т. - км. на 1 рубль ВВП (в ценах 2000 г.). Значения и динамика этого показателя для отдельных видов транспорта требуют детального изучения.

степень износа и старения основных производительных фондов, измеряемая процентом износа, является также одним из основных показателей - индикаторов экономической безопасности функционирования транспорта. Это ключевой показа­тель работоспособности транспорта при мониторинге и анализе состояния экономической безопасности. Определенное эксперт­ным путем пороговое значение износа и старения производственных фондов (ОПФ) транспорта составило 50 - 55 %. Нормальное состоящие ОПФ по экспертной оценке должно характеризоваться степенью износа не более 30 - 40 %, что обеспечивает расши­ренное воспроизводство транспорта.

уровень инвестиций в развитие транспорта, измеряемый а процентах от общего объема инвестиций на развитие экономики страны, является показателем - индикатором, определяющим развитие производственных фондов, а также устойчи- вость работы транспортных сооружений и навигационных систем. Этот показатель тесно взаимосвязан с предыдущим, однако может рассматриваться и как самостоятельный. Пороговое значение этого показателя определяется минимально потребными инвестициями на ежегодное обновление ОПФ, обеспечивающими возможность расширенного воспроизводства. Экспертным путем определить пороговое значение этого показателя крайне сложно, т.к. оно зависит от множества факторов и общего состояния экономики страны.

уровень импорта технических средств транспорта, узлов и запасных частей к ним в процентах от общего количе­ства поставляемых транспортных технических средств, влияет на обеспечение устойчивости работы транспорта, особенно в переходный период. Этот показатель должен иметь нормальное и пороговые значения в целом по транспорту и по отдельным транспортным средствам (локомотивы и вагоны), морские и речные суда, автомобили и автобусы). Включение этого показателя в перечень важнейших индикаторов безопасности функционирования транспорта дает возможность определить наступление мо­мента критической зависимости от импорта транспортных средств и важнейших видов потребляемой им продукции (максимально допустимого уровня удовлетворения спроса предприятий транспорта за счет импортных поставок).

уровень выделяемых средств на развитие научного потенциала транспорта определяется как доля от доходов транспорта или от размера выделяемых средств на науку а целом по стране (возможно в процентах от ВВП). Нормальное значе­ние этого показателя должно составлять 2,0 - 2,5 %, а пороговое - не ниже 1,0 % от величины доходов транспорта. Мировой практикой доказано, что выделение средств на науку ниже" 1 % в течение пяти лет ведет к ее деградации. В России в 2004 г. на транспортную науку было выделено менее 0,4 % от доходов транспорта. Из-за недостатка средств свертываются фундаменталь­ные и прикладные научные исследования, проектно конструкторские работы по проблемам совершенствования и развития транс­порта, распадаются сложившиеся научные коллективы. Приток молодых кадров в транспортные научные организации практически прекратился. В результате этого научно-технический потенциал транспорта снизился до критически опасного уровня, произошло отставание по ключевым направлениям научно-технического развития, сложилась тенденция дальнейшего технического отста­вания отечественного транспорта от мирового уровня.

уровень деятельности зарубежных экспедиторских фирм на российском рынке, измеряемый в процентах от общего объема перевозочной работы в международном сообщении, характеризует распределение этой работы между отечественными и зарубежными перевозчиками. Установление порогового значения этого показателя будет способствовать защите отечественных перевозчиков на внешнем рынке транспортных услуг.

ущерб транспорта страны из-за переключения перевозочной работы с транспортных магистралей страны на зару­бежные транспортные коммуникации или потери возможных транзитных перевозок, размер ущерба характеризует эффективность деятельности транспортных министерств в конкурентной борьбе за рынки транспортных услуг и получение дополнительных дохо­дов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.