Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности

Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

Периодизация процесса обучения грамоте.

Общая характеристика современного метода обучения грамоте.

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

СОВРЕМЕННЫЙ ЗВУКОВОЙ

ЛЕКЦИИ № 7-8.

 

2. Приёмы анализа и синтеза.

 

1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте

Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять в речи, обозначать буквами. Особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твёрдости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и анализа его звучания в разных словах.

Этот метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу и тесно связан с ним.

Со времён К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошёл сложный путь развития. Рассмотрим основные принципы метода.

I. С точки зрения целей формирования личности.

1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер. Воспитание реализуется через использование материалов букваря и азбуки.

2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему аналитико-синтетических и речевых упражнений. Оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения.

II. С точки зрения психолого-лингвистической.

1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на образцовые тексты, включает систему развития речи.

2. В качестве исходной языковой единицы берётся звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию, развитию речевого (фонематического) слуха.

4. В качестве единицы чтения берётся слог (слоговой принцип как следствие аналогичного принципа русской графики).

5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению слогов, использованию слоговых таблиц.

6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого выделяются звуки, устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними.

III. С точки зрения организационной.

1. Устанавливается определённая последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу).

2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения.

3. Письмо не отрывается от чтения, а идёт параллельно с ним.

4. На практической основе систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии.

IV. С точки зрения приёмов обучения.

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму.

2. Введение элементов моделирования. Использование моделей слогов, слов, предложений.

 

2.Приёмы анализа и синтеза.

Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период.

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение нового звука из слога (слова), его изучение, установление его характеристики: гласный или согласный, твёрдый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звуковой аналитико-синтетический метод | ЛЕКЦИЯ № 9
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.