Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевое общение, его структура

III. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ ИЛИ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п.

Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п.

Выделяются два вида поведения:

· вербальное (словесное)

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Следовательно, формирование социально активной личности человека предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у человека «коммуникативной компетентности», которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватность целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания): стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения).

В речевом общении выделяются три стороны:

I. Интерактивная (взаимодействие);

II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией);

III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способомречь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического (неречевого) контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко обернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту (высшему уровню коммуникации).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) поведенческий

2) аффективный;

3) информационный.

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) процессуальный

2) знаковый;

3) текстовый.

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

1) личностная;

2) метаязыковая.

1. Личностная коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например:

«Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» - спрашивает учитель.

В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая функция «толкование», объяснение учителем нового материала целиком основывается на метаязыковой коммуникации. И от того, как построены его высказывания, во многом зависит полнота и глубина знаний учащихся.

По типу отношений между участниками различаются:

· межличностная;

· групповая

· массовая коммуникация;

по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, «снимает между собой и участниками общения необходимую дистанцию»);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение - совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Территориальные и социальные диалекты (говоры, жаргоны) и отчасти просторечие как особая форма русского языка, находящаяся за пределами литературного языка | Речевая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.