Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель спроса на конкурентном рынке

Понятие спроса. Закон спроса

ТЕМА 3. МОДЕЛИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Спрос характеризуется не столько тем, что потребитель хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен приобрести в данной ситуации. Очевидно, что, формируя спрос, потребитель ориентируется на свой доход и цену товара.

Спрос определяется максимальными возможностями покупателя, а цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар. Величина спроса или объем спроса определяются именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести конкретный покупатель за определенный период времени при прочих равных условиях.

Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса, т.е. спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него и наоборот. Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса на один и тот же товар вследствие насыщения потребностей. Помимо цены, на спрос влияет множество факторов: доход потребителей, их ожидания, цены на рынке товаров-заменителей (субститутов) и т.д.

Получается, что спрос представляет собой функцию всех этих факторов:

Qd = f (P, I, Z, W, P sub, P com, N, B), где

Qd – спрос,

P – цена,

I – доход,

Z – вкусы покупателей,

W – ожидание,

P sub – цена товаров субститутов,

P com – цена товаров комплементов (сопутствующих),

N – количество покупателей,

В – прочие факторы.

Таким образом, с учетом поведения потребителя в различных условиях рынка складывается представление о функции спроса, которая показывает, какое количество данного товара желает приобрести потребитель при всех влияющих на него факторах.

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены товара, предположить неизменными, то от общей функции спроса можно перейти к функции спроса от цены:

Qd = f (P)

 

Модель (функция) спроса может быть представлена тремя способами:

1) табличный. Таблица отражает отрицательную взаимосвязь величин, т.е. отражает возрастание величины спроса с убыванием цены. Например:

 

Цена на яблоки, руб/кг          
Объем спроса на яблоки, кг 0,25 0,5      

 

2) аналитический, когда функция представлена формулой: P = f (Qd); Qd = f (P). В этом случае одна формула является обратной по отношению к другой.

3) графический. Графическая модель функции спроса строится следующим образом. Независимая переменная - цена (Р) отображается по оси ординат, а зависимая - спрос (Qd) откладывается по оси абсцисс. Функция спроса обозначается буквой D (сокращенно – от англ. Demand)


 

Рис. 1.3. Функция спроса

Таким образом, снижение цены приводит к увеличению спроса, а повышение цены ведет к уменьшению спроса.

Следует различать изменение объема спроса и изменение самого спроса или функции спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара и графически это изображается в движении по кривой спроса.

Функция спроса изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее брались, как постоянные и графически это выражено в движении или смещении самой кривой спроса. Это происходит тогда, когда спрос изменяется под влиянием каких-либо неценовых факторов. Смещение на графике кривой спроса (D) вправо означает, что спрос увеличивается, влево – спрос уменьшается.

 

Рис. 2.3. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов

 

К неценовым факторам, вызывающим смещение всей кривой спроса (а не величины спроса), относятся:

1. Изменение дохода потребителя;

2. Ожидания потребителя (ожидания роста дохода или роста инфляции, что увеличивает спрос на данный товар);

3. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителя (под влиянием моды, изменения погодных условий, технического прогресса);

4. Изменение цен на сопутствующие товары.

 

Исключения из закона спроса:

1. Парадокс Гиффена. Он заключается в том, что при понижении цен не всегда повышается спрос. Это малоценные или низкокачественные товары, спрос на которые в определенных условиях растет при повышении цен на них, а не снижается, как следовало бы ожидать. Это могут быть товары, занимающие, например, большое место в бюджете малоимущих потребителей.

2.Эффект цена – показатель качества. С повышением цены на товар покупатели считают, что товар более качественен. Здесь цена принимается за показатель качества, однако, убеждаясь в том, что качество товара не соответствует цене, потребитель отказывается от него. Данный эффект носит непродолжительный характер.

3. Эффект Веблена. Связан с понятием «престижный спрос», ориентированный на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, об их высоком социальном статусе. Обычно это предметы роскоши. При этом под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цену.

4. эффект сноба. Это эффект изменения спроса из–за того, что другие потребляют этот товар. Сноб пытается добиться исключительности, выделившись из толпы.

5. Эффект ожидаемой динамики цен. Если цена товара снизилась, потребители ожидают сохранение наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться, и, наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатель ожидает дальнейшего роста цен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика коммерческих предприятий | Модель предложения на конкурентном рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.