Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и виды дохода фирмы. Прибыль фирмы




Издержки производства и их классификация

ТЕМА 8. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ

 

Решение о том, что производить и в каком объеме, предприниматель принимает на основе сравнения издержек своей фирмы с изменяющейся рыночной ценой. Поэтому в основе рыночного предложения лежат издержки фирмы.

Любые затраты фирмы имеют альтернативный характер, то есть затраты измеряются с точки зрения выгоды или потери возможности использовать ресурсы наилучшим альтернативным путём. В связи с этим издержки можно разделить на две группы:

- явные;

- неявные.

Фирма в своей работе использует как приобретенные на рынке ресурсы, так и собственные. За приобретенные ресурсы фирма платит денежные средства, т.е. несет явные расходы или издержки.

Явные издержки представляют собой расходы на закупку сырья и оборудования, аренду земли и помещения, оплату рабочей силы и т.д.

Явные издержки определяются по принципу расчетов с внешними поставщиками, они обязательно отражаются в первичных бухгалтерских документах, поэтому явные издержки носят еще одно название – бухгалтерские издержки.

Неявные издержки – это издержки упущенных возможностей от использования собственных ресурсов фирмы по наилучшему, альтернативному варианту плюс нормальная прибыль. Нормальная прибыль - это вознаграждение труда предпринимателя, тот минимальный размер прибыли, который удерживает предпринимателя в данной отрасли от перехода к другому виду деятельности.

Иначе говоря, нормальная прибыль это плата за использование так называемого четвертого фактора производства, предпринимательских способностей.

Неявные издержки подсчитывают экономисты, которые заботятся о том, как фирме наиболее рациональным способом распоряжаться собственными ресурсами. Фирма может использовать собственные ресурсы по-разному. Можно сдавать собственное помещение в аренду, а можно использовать его под производство. Используя помещение для своих целей, предприниматель теряет арендную плату, которая в определенных условиях может приносить большую прибыль, чем собственное производство.

Помимо явных (бухгалтерских) и неявных (внешних) существует категория экономических издержек (альтернативных), которые представляют собой сумму неявных и явных издержек..

Другой подход к классификации издержек позволяет определить наилучший объем производства для фирмы. В основе этой классификации лежит характер реакции издержек на изменение объема выпуска. Исходя из этого, издержки делятся на постоянные переменные и общие.

Постоянные издержки (FC – fixed costs) - это издержки, не зависящие от объема выпускаемой продукции, и при увеличении или уменьшении загрузки производственных мощностей фирмы они остаются постоянными. К постоянным издержкам относят: арендные платежи, амортизацию производственных мощностей, зданий, оборудования, оплату труда административного персонала фирмы, страховку и т.д.

Графически функцию постоянных издержек можно отобразить следующим образом:


Рис. 1.8. Постоянные издержки

Однако постоянные издержки сохраняются неизменными только в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде фирма наращивает выпуск продукции благодаря более интенсивному их использованию, а не за счет расширения производственных мощностей. Т.е. имеется в виду, что масштаб фирмы не меняется.

В долгосрочном плане постоянные издержки трансформируются, поскольку с изменением масштаба фирмы (с изменением объема производственных мощностей) уровень постоянных издержек тоже меняется. Общее правило гласит: в долгосрочном плане с ростом выпуска, постоянные издержки тоже растут[3].

Переменные издержки (VC – variable costs) – это издержки, величина которых зависит от объема выпуска фирмы. К переменным издержкам относят: расходы на электроэнергию и топливо, сырье, материалы, рабочую силу, транспортные услуги и т.д.


Графически функция переменных издержек выглядит следующим образом:

Рис. 2.8. Переменные издержки

 

На графике имеется участок с относительно небольшим наклоном, между точками a и b, на котором переменные издержки растут замедляющимися темпами. После точки b линия круто поднимается вверх, что объясняется резким возрастанием затрат на переменные ресурсы при дальнейшем увеличении производства.

Это означает, что на данном этапе падает производительность переменного ресурса и его требуется все больше для производства каждой следующей единицы продукции, и здесь начинает работать эффект убывающей отдачи.

Общие издержки (TC – total costs) это сумма постоянных и переменных издержек.

TC = FC + VC


Графически это выглядит следующим образом:

Рис. 3.8. Общие издержки

Поскольку функция общих издержек представляет собой наложение функции переменных издержек на функцию постоянных издержек, очень легко можно сделать вывод, что при нулевом выпуске объем общих издержек будет равен объему постоянных издержек. При запуске и возрастании производства общие издержки будут увеличиваться на сумму переменных издержек.

Средние издержки (AC – average costs) вычисляются на базе общих издержек и представляют собой среднеарифметическую стоимость единицы продукции.

Они рассчитываются делением величины общих издержек на количество произведенной продукции.

АС = ТС: Q


Рис. 4.8. Средние издержки

 

График средних издержек показывает: в начале производства средние издержки высоки, однако с увеличением объема выпуска продукции они начинают снижаться и на понижающемся отрезке функции средних издержек рост продукции обгоняет общие издержки. Наименьшее значение средних издержек обозначено точкой минимума на графике, но при дальнейшем росте производства средние издержки растут под влиянием роста общих издержек. В данном случае опять срабатывает эффект убывающей отдачи.

Различают также:

Средние постоянные издержки (AFC - average fixed costs) – определяются путем деления постоянных издержек на объем продукции.

AFC = FC: Q

Средние переменные издержки (AVC – average variable costs) – определяются путем деления переменных издержек на объем продукции.

AVC = VC: Q

Средние общие издержки (ATC - average total costs) – определяются путем деления общих издержек на объем продукции.

ATC = ТС: Q = (FC: Q) + (VC: Q) = AFC + AVC

Предельные издержки (МС – marginal costs) также рассчитываются на основе общих издержек, и показывают стоимость производства каждой последующей, дополнительно произведенной продукции. Поэтому предельные издержки не являются усредненной величиной как средние издержки, а представляют собой индивидуальную стоимость каждой следующей единицы выпускаемой продукции:

МС = ТСn – ТСn-1 или МС = ∆ТС: ∆Q

Однако постоянные издержки (FC), входящие в состав общих издержек, не влияют на величину предельных издержек, соответственно: ∆FC = 0, поэтому предельные издержки можно записать как функцию от объёма выпуска продукции: ∆VC: ∆Q.

График функции предельных издержек выглядит следующим образом:


Рис. 5.8. Соотношение предельных и средних издержек

 

На графике функция предельных издержек отображена вместе с функцией средних издержек, причем пересекает ее в точке минимума. Это объясняется взаимозависимостью двух этих видов издержек. Предельные издержки изменяются быстрее, чем средние издержки, причем как на этапе роста, так и на этапе снижения. В то время как средние издержки все еще снижаются, предельные издержки уже начинают расти.

 

Сопоставляя издержки фирмы с доходом от продажи товара, можно определить, в каком положении находится фирма: несет ли она убытки или получает прибыль. С точки зрения фирмы, доход - это выручка от проданной продукции. Доход определяется умножением рыночной цены товара на количество проданной продукции. Считается, что в условиях конкуренции фирма не может повлиять на рыночную цену, т.е. любое количество товара фирма будет продавать по одной и той же цене. Этот принцип положен в основу формирования общего дохода фирмы.

Общий доход (TR – total revenue) представляет собой общую выручку фирмы, полученную от продажи данного количества товара на рынке.

Таким образом: TR = Q * P,

где Q – объем проданной продукции, Р – рыночная цена товара.

Предельный доход (МR – marginal revenue) представляет собой выручку, которую фирме приносит продажа каждой следующей единицы товара. Предельный доход рассчитывается на основе общего дохода. Формула предельного дохода выглядит следующим образом:

МR = TRQ – TRQ-1 ,

где: TRQ – общий доход от продажи Q единиц товара, TRQ-1 – общий доход, полученный от продажи предыдущего количества товара в объеме Q-1.

Если из общего дохода фирмы (TRQ) вычесть величину ее общих издержек (TCQ), то получим значение прибыли фирмы.

О прибыли можно говорить тогда, когда (TRQ - TCQ) > 0, если же (TRQ - TCQ) < 0, то фирма несет убытки.

В теории фирмы рассматриваются два вида прибыли – бухгалтерская и экономическая.

Бухгалтерская прибыль = TR – явные издержки.

Экономическая прибыль = TR – (явные издержки + неявные издержки).

Таким образом, бухгалтерская прибыль включена в экономическую. Если экономическая прибыль равна нулю, то фирма получает только бухгалтерскую прибыль, а предприниматель - нормальную прибыль (вознаграждение за предпринимательские способности). При этом сверхприбыль отсутствует.

Эти знания об издержках и прибыль необходимы для того, чтобы изучить положение фирмы в отрасли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.