Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие художественных приемов в прозе А. Куприна




Александр Иванович Куприн (1870—1938). Рассказы и очерки «Дознание» (1894), «Ночлег» (1895), «Прапорщик армейский» (1897). Повесть «Молох» (1896), после которой и после сборника рассказов «Миниатюры» (1897) Куприн стал известен. Повесть «Олеся» (1898). «Полесские рассказы»: «В лесной глуши» (1898), «На глухарей» (1899), «Оборотень» (1901). Творческий взлет приходится на 1900-е – первую половину 1910-х гг., когда были опубликованы лучшие рассказы и повести Куприна – «На переломе (Кадеты)», «Болото», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Изумруд», «Гамбринус», «Морская болезнь», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и др. После революции оказался на Западе. Там написал автобиографический роман «Юнкера». Вернулся в СССР в 1937 г.

Обычно в рассказах Куприна можно обнаружить своеобразный свернутый «сюжет в сюжете», который исподволь намекает на будущие события и сюжетные повороты. Так, в «Олесе» автор говорит, что Иван Тимофеевич уже опубликовал «фельетон с двумя убийствами и одним самоубийством», а гадание Мануйлихи и Олеси предрешает развитие событий. В «Гранатовом браслете» таким «сюжетом в сюжете» становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета; в «Штабс-капитане Рыбникове» – излюбленная пословица героя «Где черт не сможет, там бабу пошлет»; в «Поединке» – название произведения, которое тайно от всех сочиняет Ромашов («Последний роковой дебют»). Куприн мастерски ведет сюжетные линии героев, помещает их в ситуации, где они постепенно, шаг за шагом, проявляют свою сущность. Все эти произведения драматичны, и драматизм повествования достигается тем, что любовь героев не может быть счастливой – они как бы «не совпадают» во времени и в пространстве. «Олеся»: Иван Тимофеевич и Олеся живут в разных мирах.

Характеры героев и их любовь показываются с различных точек зрения, как бы через систему зеркал. «Олеся»: с точки зрения села, с точки зрения рассказчика, героини, Мануйлихи и даже «леса». В «Гранатовом браслете» в «зеркалах» отражаются разные представления о любви вообще и о безответной любви Желткова. Герои оказываются разлучены разным социальным положением. Внешняя канва сюжета мелодраматична. Но произведению сообщает философскую полноту музыкальная тема: эпиграфом к «Гранатовому браслету» взято название сонаты Бетховена. В финале рассказа героиня слушает как раз эту вещь, и ее внутренний монолог о любви звучит как стихотворение в прозе, вторит музыке, со все силой показывая, как сбывается «пророчество» телеграфиста.

В «Поединке» даны зеркальные сюжетные линии Ромашова и Назанского, Ромашова и солдата Хлебникова. Любовная интрига Шурочки пародируется любовными притязаниями Зинаиды, а пути Шурочки и Ромашова к «новой» жизни сходны. Имя Георгий получает сюжетную трактовку: «Чудо Георгия о змие», где Георгий навечно Победоносец, оборачивается ироническим парафразом, когда Шурочка, обвивающая змеей Ромашова, заставляет его согласиться на поединок, который означает для него смерть.

Значительную роль играют в формировании сюжета детали, которые становятся сюжетообразующими и, повторяясь, обретают символический смысл. В «Олесе» это ружье; в «Гранатовом браслете» – сам браслет; в «Поединке», помимо прочих, воспоминания о нитке, которой мать привязывала Юрочку, уходя из дома.

Критический пафос произведений Куприна. Глубокая психологическая проработка образов персонажей.

Повесть «Суламифь» – может быть названа поэмой. Библейский сюжет. Здесь также «зеркальные» сюжетные линии, которые развиваются из своеобразного «зерна сюжета», заданного в эпиграфе (цитата из Песни Песней – книги Ветхого Завета). Особенностью слога произведения является тонкая стилизация Библии. Писатель по-новому для традиционной прозы развернул содержание: относя нынешние страсти в далекую эпоху, рассказав старую, как мир, историю любви, он поэтизировал настоящее.

Повесть «Яма» – обостренные социальные мотивы. Быт публичного дома описан конкретно, со множеством натуралистически точных деталей. Психологическое мастерство Куприна.

О направлении духовной эволюции Куприна можно судить из сравнения ранней повести «На переломе (Кадеты)» и романа «Юнкера». В обоих произведениях – жизнь военного учебного заведения. В первом случае – обличительство, а в «Юнкерах» – лирическая грусть по годам юности.

Филигранность мастерства, яркость и неожиданность сюжетов, оригинальность авторской мысли в рассказах и повестях Куприна.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.