КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие управления качествомТема лекции №5 ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ: 1. Эволюция подходов к управлению качеством. 2. Управление качеством в США. 3. Управление качеством в Японии. 4. Управление качеством в России.
Вопрос 1. Развитие деятельности по обеспечению качеством включает пять основных этапов. 1ый этап. Формирование системного подхода к управлению качеством (система Тэйлора – 1905 год) – качество продукции определяется как соответствие стандартам. Принципы управления качеством на основе системы Тэйлора: •требования к качеству определяются в виде полей допусков (верхняя и нижняя границы); •использование на предприятии специальных сотрудников для контроля качества – инспекторов (в России это были технические контролеры); •мотивация качественного труда осуществляется в виде штрафов за дефекты и брак, в крайнем случае – увольнения; •обучение сотрудников включает обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам, включая навыки с контрольно-измерительным оборудованием; •контроль качества каждого изделия. 2ой этап. Статистическое управление качеством (1924) – качество продукции определяется соответствием стандартам и стабильностью технологических процессов. Принципы управления качеством: •использование статистических методов (контрольные карты) при управлении качеством (статистический входной и статистический выходной приемочный контроль); •использование инженеров по качеству для проведения статистического контроля качества; •смещение акцента с выявления допущенных дефектов на предупреждение путем выявления причин дефектов; •материальное стимулирование качественной деятельности сотрудников; •система обучения включает обучение статистическим методам контроля. 3й этап. Концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQM (1950) – качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям. Принципы управления качеством: •разработка и внедрение документированных систем качества; •определение ответственности и полномочий в области качества всех подразделений предприятия; •обучение TQM; •мотивация в форме вовлечения сотрудников в деятельность по обеспечению качества; •использование сертификации как инструмента подтверждения качества третьей стороной. 4й этап. Управление качеством на основе международных стандартов менеджмента качества ИСО серии 9000 (1970-80 гг.) – качество как удовлетворение требований потребителей и сотрудников. Принципы управления качеством: –система качества – это комплексная система, направленная на постоянное улучшение, минимизацию затрат и поставки точно в срок; –использование коллективных форм анализа и решения проблем, связанных с обеспечением качества; –обучение становится непрерывным и постоянным процессом; –использование сертификации на основе стандартов ИСО серии 9000 для подтверждения качества. 5й этап. Всеобщий менеджмент качества – TQM (1989 г.) – качество как удовлетворение требований общества, акционеров, потребителей, сотрудников. Принципы управления качеством: üсистема качества базируется на международных стандартах ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 (стандарты по экологическому менеджменту); üучет мнений не только конкретных потребителей, но и изучение общественного мнения; üиспользование социально-психологических методов мотивации, вовлечение сотрудников в управление качеством, самооценка качества; üукрепление связей с поставщиками; üобучение TQM; üосуществление сертификации в соответствии с ИСО серии 9000 для подтверждения качества. Вопрос 2. Современные системы управления качеством базируются на программе Э.Деминга, предложенной в 1950 году и развиваемой им до 1992 года. Программа Деминга основана на работах Шухарта по статистическому управлению и включает следующие положения: •любая деятельность может рассматриваться как совокупность технологических процессов и поэтому может быть улучшена (процессный подход); •предприятие должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состояниях (системный подход); •высший менеджмент предприятия должен принимать на себя ответственность за деятельность компании. В программу Деминга входят следующие разделы: 1) 14 пунктов; 2) 7 смертельных болезней; 3) трудности и фальстарты; 4) цепная реакция по Демингу. 14 пунктов – это раздел программы Деминга, включающий рекомендации для менеджеров, разрабатывающих и внедряющих систему управления качеством на своем предприятии. 7 смертельных болезней – раздел программы, включающий факторы, которые ухудшают работу в области качества: 1. планирование; 2. акцент на краткосрочные прибыли; 3. оценка работы сотрудников по формальным показателям; 4. высокий уровень перестановок в высшем руководстве; 5. управление на основе только количественных показателей; 6. сверхвысокие социальные затраты; 7. сверхвысокие затраты из-за возврата бракованной продукции. Трудности и фальстарты – это несвоевременные и непоследовательные действия, мешающие внедрению и функционированию системы качества. Цепная реакция по Демингу – последовательность действий, определяющих взаимосвязь между качеством труда исполнителя, эффективностью предприятия и стабильностью положения исполнителя на предприятии: 1. повышение качества отдельного работника фирмы; 2. повышение производительности; 3. снижение затрат; 4. установление цены на уровне спроса; 5. укрепление позиции компании на рынке; 6. улучшение экономического положения фирмы; 7. улучшение положения работника на фирме. Модель Фейгенбаума представляет собой анализ финансовых затрат при управлении качеством. Составляющие затрат: 1. стоимость оценки качества; 2. стоимость предотвращенных потерь; 3. стоимость потерь. Полная стоимость качества соответствует сумме перечисленных затрат. Цель совершенствования качества – снижение затрат. Система менеджмента качества должна быть ориентирована на достижение двух целей: фактор товарного качества и фактор технологического процесса. Принципы качества: - качество – это соответствие требованиям клиентов; - взаимозависимость стоимости и качества; - качество зависит от вовлеченности каждого сотрудника; - качество – цель управления компанией; - качество зависит от инновационного потенциала фирмы; - качество требует непрерывного совершенствования; - качество зависит от поставщиков. В программе «0 дефектов» Кросби управление качеством осуществляется путем разработки и внедрения мероприятий по предупреждению появления дефектов. Включает 14 этапов: 1й – это организация управления; 2й – формирование рабочей группы по качеству; 3й – измерение уровня качества; 4й – оценка затрат на качество; 5й – ответственность за качество; 6й – корректирующие действия; 7й – планирование программы «0 дефектов»; 8й – обучение контролеров; 9й – день «0 дефектов»; 10й – определение цели; 11й – устранение причин возникновения дефектов; 12й – признание; 13й – советы по качеству; 14й – начните все сначала. Вопрос 3. В Японии зародилась практика существования кружков качества. Участие – добровольное. Заседание кружков – единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания проводятся еженедельно. Выплачивается компенсация за сверхурочное время. Осуществляется проведение цеховых и заводских конференций кружков качества. Дважды в год – на уровне всей компании. Кружок официально регистрируется японским союзом ученых и инженеров (JUSE). «Пять нулей» - это программа участия в обеспечении качества. Это свод следующих правил: - Не создавать (условия для появления дефектов). - Не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию). - Не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии). - Не изменять (технологические режимы). - Не повторять (ошибок). Особенности японского менеджмента качества: 1. Решение проблем в области качества благодаря использованию передового научно-технического, управленческого, организационного опыта, накопленного мировым сообществом. 2. Управление качеством на основе системы взаимодействия с потребителями, развитие уважительного отношения к клиентам, учет их требований и предпочтений. 3. Развитие стремления к всеобщему участию сотрудников в работе по обеспечению качества. 4. Осуществление деятельности в области качества по принципу постоянного улучшения. 5. Организация работы по обеспечению качества непосредственно менеджерами низшего звена. 6. Использования кружков качества для группового анализа проблем в области качества и совместной разработке предложений по их устранению. 7. Внедрение пропаганды значения высокого качества и наглядная демонстрация достижений в области качества отдельных сотрудников и компании в целом. 8. Наличие государственной политики в области обеспечения качеством. Вопрос 4. Этапы становления системного подхода к управлению качеством на отечественных предприятиях: 1й этап. БИП – саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (1950-е гг.). Критерий – процент сдачи продукции с первого предъявления. Основные достоинства: - четкое выполнение технологических операций; - эффективное использование морального и материального поощрения; - повышение персональной ответственности; - создание предпосылок для широкого развертывания движения за повышение качества продукции. Основные недостатки: - ограниченная сфера действия; - система не учитывала многообразия недостатков и различную степень их влияния на качество продукции. 2й этап. СБТ – система бездефектного труда. Львовский завод телеграфной аппаратуры (1960-е гг.) Основные достоинства: 1. Способствовала повышению трудовой и производственной дисциплины всех работников предприятия; 2. Способствовала повышению заинтересованности и ответственности каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда; 3. Позволила вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия; 4. Позволила количественно оценить качество труда; 5. Позволила сократить потери от брака, повысить производительность. 3й этап. КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий. Машиностроительные предприятия г.Горького (1957-1958 гг.) Достоинства системы: - способствовала повышению надежности выпускаемых изделий в 1,5-2 раза; - позволила сократить сроки доведения новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза; - снизила трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,5-2 раза. 4й этап. НОРМ – научная организация труда по увеличению моторесурса. Ярославский моторный завод (1963-1964 гг.) Достоинства системы: - позволила увеличить гарантийный срок на двигателе на 70%; - позволила увеличить ресурс яровславских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс.часов; - способствовала снижению потребности в запасных частях более чем на 20%. 5й этап. КС УКП – комплексная система управления качеством продукции (1975 г.) Основные достоинства: 1. удалось повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза; 2. система способствовала сокращению потерь от брака; 3. способствовала снижению в 1,5-2 раза сроков разработки и освоения новой продукции. Основной недостаток – на многих предприятиях при создании систем управления качеством нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |