Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие управления качеством




Тема лекции №5

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

1. Эволюция подходов к управлению качеством.

2. Управление качеством в США.

3. Управление качеством в Японии.

4. Управление качеством в России.

 

Вопрос 1. Развитие деятельности по обеспечению качеством включает пять основных этапов.

1ый этап. Формирование системного подхода к управлению качеством (система Тэйлора – 1905 год) – качество продукции определяется как соответствие стандартам.

Принципы управления качеством на основе системы Тэйлора:

•требования к качеству определяются в виде полей допусков (верхняя и нижняя границы);

•использование на предприятии специальных сотрудников для контроля качества – инспекторов (в России это были технические контролеры);

•мотивация качественного труда осуществляется в виде штрафов за дефекты и брак, в крайнем случае – увольнения;

•обучение сотрудников включает обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам, включая навыки с контрольно-измерительным оборудованием;

•контроль качества каждого изделия.

2ой этап. Статистическое управление качеством (1924) – качество продукции определяется соответствием стандартам и стабильностью технологических процессов.

Принципы управления качеством:

•использование статистических методов (контрольные карты) при управлении качеством (статистический входной и статистический выходной приемочный контроль);

•использование инженеров по качеству для проведения статистического контроля качества;

•смещение акцента с выявления допущенных дефектов на предупреждение путем выявления причин дефектов;

•материальное стимулирование качественной деятельности сотрудников;

•система обучения включает обучение статистическим методам контроля.

3й этап. Концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQM (1950) – качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям.

Принципы управления качеством:

•разработка и внедрение документированных систем качества;

•определение ответственности и полномочий в области качества всех подразделений предприятия;

•обучение TQM;

•мотивация в форме вовлечения сотрудников в деятельность по обеспечению качества;

•использование сертификации как инструмента подтверждения качества третьей стороной.

4й этап. Управление качеством на основе международных стандартов менеджмента качества ИСО серии 9000 (1970-80 гг.) – качество как удовлетворение требований потребителей и сотрудников.

Принципы управления качеством:

–система качества – это комплексная система, направленная на постоянное улучшение, минимизацию затрат и поставки точно в срок;

–использование коллективных форм анализа и решения проблем, связанных с обеспечением качества;

–обучение становится непрерывным и постоянным процессом;

–использование сертификации на основе стандартов ИСО серии 9000 для подтверждения качества.

5й этап. Всеобщий менеджмент качества – TQM (1989 г.) – качество как удовлетворение требований общества, акционеров, потребителей, сотрудников.

Принципы управления качеством:

üсистема качества базируется на международных стандартах ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 (стандарты по экологическому менеджменту);

üучет мнений не только конкретных потребителей, но и изучение общественного мнения;

üиспользование социально-психологических методов мотивации, вовлечение сотрудников в управление качеством, самооценка качества;

üукрепление связей с поставщиками;

üобучение TQM;

üосуществление сертификации в соответствии с ИСО серии 9000 для подтверждения качества.

Вопрос 2. Современные системы управления качеством базируются на программе Э.Деминга, предложенной в 1950 году и развиваемой им до 1992 года.

Программа Деминга основана на работах Шухарта по статистическому управлению и включает следующие положения:

•любая деятельность может рассматриваться как совокупность технологических процессов и поэтому может быть улучшена (процессный подход);

•предприятие должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состояниях (системный подход);

•высший менеджмент предприятия должен принимать на себя ответственность за деятельность компании.

В программу Деминга входят следующие разделы:

1) 14 пунктов;

2) 7 смертельных болезней;

3) трудности и фальстарты;

4) цепная реакция по Демингу.

14 пунктов – это раздел программы Деминга, включающий рекомендации для менеджеров, разрабатывающих и внедряющих систему управления качеством на своем предприятии.

7 смертельных болезней – раздел программы, включающий факторы, которые ухудшают работу в области качества:

1. планирование;

2. акцент на краткосрочные прибыли;

3. оценка работы сотрудников по формальным показателям;

4. высокий уровень перестановок в высшем руководстве;

5. управление на основе только количественных показателей;

6. сверхвысокие социальные затраты;

7. сверхвысокие затраты из-за возврата бракованной продукции.

Трудности и фальстарты – это несвоевременные и непоследовательные действия, мешающие внедрению и функционированию системы качества.

Цепная реакция по Демингу – последовательность действий, определяющих взаимосвязь между качеством труда исполнителя, эффективностью предприятия и стабильностью положения исполнителя на предприятии:

1. повышение качества отдельного работника фирмы;

2. повышение производительности;

3. снижение затрат;

4. установление цены на уровне спроса;

5. укрепление позиции компании на рынке;

6. улучшение экономического положения фирмы;

7. улучшение положения работника на фирме.

Модель Фейгенбаума представляет собой анализ финансовых затрат при управлении качеством.

Составляющие затрат:

1. стоимость оценки качества;

2. стоимость предотвращенных потерь;

3. стоимость потерь.

Полная стоимость качества соответствует сумме перечисленных затрат. Цель совершенствования качества – снижение затрат.

Система менеджмента качества должна быть ориентирована на достижение двух целей: фактор товарного качества и фактор технологического процесса.

Принципы качества:

- качество – это соответствие требованиям клиентов;

- взаимозависимость стоимости и качества;

- качество зависит от вовлеченности каждого сотрудника;

- качество – цель управления компанией;

- качество зависит от инновационного потенциала фирмы;

- качество требует непрерывного совершенствования;

- качество зависит от поставщиков.

В программе «0 дефектов» Кросби управление качеством осуществляется путем разработки и внедрения мероприятий по предупреждению появления дефектов. Включает 14 этапов:

1й – это организация управления;

2й – формирование рабочей группы по качеству;

3й – измерение уровня качества;

4й – оценка затрат на качество;

5й – ответственность за качество;

6й – корректирующие действия;

7й – планирование программы «0 дефектов»;

8й – обучение контролеров;

9й – день «0 дефектов»;

10й – определение цели;

11й – устранение причин возникновения дефектов;

12й – признание;

13й – советы по качеству;

14й – начните все сначала.

Вопрос 3. В Японии зародилась практика существования кружков качества. Участие – добровольное. Заседание кружков – единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания проводятся еженедельно. Выплачивается компенсация за сверхурочное время. Осуществляется проведение цеховых и заводских конференций кружков качества. Дважды в год – на уровне всей компании. Кружок официально регистрируется японским союзом ученых и инженеров (JUSE).

«Пять нулей» - это программа участия в обеспечении качества. Это свод следующих правил:

- Не создавать (условия для появления дефектов).

- Не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию).

- Не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии).

- Не изменять (технологические режимы).

- Не повторять (ошибок).

Особенности японского менеджмента качества:

1. Решение проблем в области качества благодаря использованию передового научно-технического, управленческого, организационного опыта, накопленного мировым сообществом.

2. Управление качеством на основе системы взаимодействия с потребителями, развитие уважительного отношения к клиентам, учет их требований и предпочтений.

3. Развитие стремления к всеобщему участию сотрудников в работе по обеспечению качества.

4. Осуществление деятельности в области качества по принципу постоянного улучшения.

5. Организация работы по обеспечению качества непосредственно менеджерами низшего звена.

6. Использования кружков качества для группового анализа проблем в области качества и совместной разработке предложений по их устранению.

7. Внедрение пропаганды значения высокого качества и наглядная демонстрация достижений в области качества отдельных сотрудников и компании в целом.

8. Наличие государственной политики в области обеспечения качеством.

Вопрос 4. Этапы становления системного подхода к управлению качеством на отечественных предприятиях:

1й этап. БИП – саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (1950-е гг.).

Критерий – процент сдачи продукции с первого предъявления.

Основные достоинства:

- четкое выполнение технологических операций;

- эффективное использование морального и материального поощрения;

- повышение персональной ответственности;

- создание предпосылок для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

Основные недостатки:

- ограниченная сфера действия;

- система не учитывала многообразия недостатков и различную степень их влияния на качество продукции.

2й этап. СБТ – система бездефектного труда. Львовский завод телеграфной аппаратуры (1960-е гг.)

Основные достоинства:

1. Способствовала повышению трудовой и производственной дисциплины всех работников предприятия;

2. Способствовала повышению заинтересованности и ответственности каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;

3. Позволила вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;

4. Позволила количественно оценить качество труда;

5. Позволила сократить потери от брака, повысить производительность.

3й этап. КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий. Машиностроительные предприятия г.Горького (1957-1958 гг.)

Достоинства системы:

- способствовала повышению надежности выпускаемых изделий в 1,5-2 раза;

- позволила сократить сроки доведения новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза;

- снизила трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,5-2 раза.

4й этап. НОРМ – научная организация труда по увеличению моторесурса. Ярославский моторный завод (1963-1964 гг.)

Достоинства системы:

- позволила увеличить гарантийный срок на двигателе на 70%;

- позволила увеличить ресурс яровславских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс.часов;

- способствовала снижению потребности в запасных частях более чем на 20%.

5й этап. КС УКП – комплексная система управления качеством продукции (1975 г.)

Основные достоинства:

1. удалось повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза;

2. система способствовала сокращению потерь от брака;

3. способствовала снижению в 1,5-2 раза сроков разработки и освоения новой продукции.

Основной недостаток – на многих предприятиях при создании систем управления качеством нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.