Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сфера применения договора коммерческой концессии. Существенные условия договора коммерческой концессии




Термин «коммерческая концессия» является по существу синонимом вошедшего в международную практику термина «франчайзинг», экономическая суть которого - расширение коммерсантом сферы собственного бизнеса за счёт передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю. Данный договор заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.д.), тем самым расширить рынок сбыта товаров и услуг под хорошо известные потребителю («раскрученным») фирменным наименованиям без вложения им дополнительных средств.

При этом сторона, предоставившая право использовать средства индивидуализации, одновременно представляет пользователю охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса. Наиболее известным примером является открытие по всему миру сети ресторанов «Макдоналдс», «Пицца-хат», «Баскин- роббинс», гостиницы «Мариотт», «Редисон».

На практике выделяют следующие разновидности коммерческой концессии:

- сбытовая – создается единая сбытовая сеть под общим контролем правообладателя;

- торговая – открываются торговые предприятия, которые юридически не являются филиалами или структурными подразделениями правообладателя, а только используют его торговую марку;

- коммерческая концессия в сфере обслуживания – типичными примерами этого вида франчайзинга, близкого к торговому франчайзингу, являются сети фирменных отелей, ресторанов и т.д.;

- производственная – пользователь организует производство товаров с использование товарного знака правообладателя, например, «Адидас».

По договору коммерческая концессия – одна сторона (правообладатель) обязуется передать другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (право на фирменное наименование, на товарный знак, знак обслуживания и т.д.), а пользователь обязуется использовать полученные права в предпринимательской деятельности в обусловленном договоре объеме и выплачивать вознаграждение (ст. 1027 ГК РФ).

Коммерческая концессия является договором, входящим в группу обязательств, направленных на передачу объектов гражданских прав (исключительных прав) во временное пользование. В договоре коммерческой концессии можно обнаружить элементы лицензионного договора, договора об оказании услуг и других договоров. Однако он не относится к числу смешанных договоров (п.3. ст.421 ГК РФ) и выделен в самостоятельный тип договора гл. 54 ГК РФ.

Источники правового регулирования:

- ГК РФ гл. 54;

- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;

- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товаров»;

- Патентный закон РФ.

Юридическая квалификация договора: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

Сторонами договора являются: правообладатель - лицо, предоставляющее право использования своих средств индивидуализации, ноу-хау; пользователь лицо, которому эти права передаются.

Субъектный состав сторон - ими могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Существенные условия договора - предмет и цена.

Предмет договора - комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. К обязательным объектам, которые должны быть переданы по договору, закон отнёс фирменное наименование и охраняемую коммерческую информацию.

В предмете договора особо следует выделить коммерческое обозначение - наименование юридического лица, хотя и незарегистрированного, но получившего широкую известность которое сохраняется без специальной регистрации, например, Кока-Кола.

Цена договора зависит от оценки стоимости передаваемых исключительных прав. Обычно, вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю состоит из двух частей:

- сочетание фиксированной суммы, т. е. плата за присоединение к фирменной сети правообладателя, которая выплачивается сразу после заключения договора (паушальный платеж)

- последующие периодические платежи, определяемые в твердых суммах, либо в процентах от выручки (роялти).

Кроме того, за предоставленные субконцессии пользователь обычно выплачивает правообладателю также определенный процент от оборота вторичного пользователя.

Срок договора – может заключаться как на определенный срок, так и без его указания.

Форма договора - письменная. Договор подлежит регистрации в том же органе, где зарегистрирован правообладатель. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя за границей, договор регистрируется в России в том органе, где зарегистрирован другой участник – пользователь в территориальном подразделении ФНС РФ. Необходимость такой регистрации обусловлена тем, что, передавая пользование правами, индивидуализирующие деятельность, правообладатель ограничивает и собственные права. Ограничение должно быть гласным. Регистрационная запись договора, его изменение или прекращение вносится в Журнал учёта регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). Каждой записи в Журнале присваивается регистрационный номер.

Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц после его регистрации.

Если в предмет договора включены объекты, охраняемые в соответствии с патентном законодательством, то договор необходимо зарегистрировать в Патентном ведомстве РФ (право на товарный знак, изобретение, промышленный образец). Если договор коммерческой концессии, предметом которого являются объекты, охраняемые патентным законодательством РФ, заключен на территории иностранного государства, то для соблюдения процедуры регистрации в Патентном ведомстве РФ требуется выписка из договора, заверенная в порядке, установленном законодательством соответствующей страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.