Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления в психологии




Обсуждая проблему эмоций, основатель функционализм а Уильям Джемс (1842 — 1910, США) предложил концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, а вторичными — вызванные ими эмоции: «Мы опечалены, потому что плачем и приходим в ярость, потому что бьем другого».

И.П. Павлов (1859—1963) и В.М. Бехтерев (1857—1927) обратились к исследованию высших нервных центров головного мозга и утвердили взамен изолированного сознания новый предмет — целостное поведение. Поскольку взамен ощущения в качестве исходного понятия у них выступил рефлекс, это направление получило название рефлексология.

Основатель американской школы бихевиоризма (от англ. bihaviour — «поведение») Дж. Уотсон (1878—1958) в качестве предмета психологии рассматривал поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Бихевиоризм называют «психологией без психики», поскольку он предполагал, что психика идентична сознанию. Исключив из научного рассмотрения сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением.

Австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) обратился от анализа сознания к глубинным слоям психической активности и с помощью сложной сети понятий уловил процессы, скрытые для самонаблюдения. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения (либидо), которая подавляется, вытесняется и тем не менее проявляется в различных симптомах: расстройствах движений, восприятия, памяти и т. д. Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности, структура которой у Фрейда выступила в виде модели, компонентами которой являются: Оно (das Es — слепые иррациональные влечения), Я (das Ich) и сверх-Я (das Über-Ich — уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями). От напряжения, под которым оказывается Я из-за давления на него слепых влечений и моральных запретов, человека спасают защитные механизмы вытеснения (устранения мыслей и чувств в область бессознательного) и сублимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т. п.

Учениками Фрейда, создавшими собственные направления в психологии, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937). Первый назвал свою психологию аналитической, второй — индивидуальной. Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном» и разделение им человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интравертивный (обращенный внутрь и сосредоточенный на собственных влечениях). Адлер выделил как фактор развития личности чувство (комплекс) неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими.

Новые представления о том, как организовано сознание, выразило понятие о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.