Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научной психологии

Психика как предмет научной психологии. Методы научной психологии.

Лекции

Психологии.

Основы общей

Вильгельм Вундт
Родоначальником является Вильгельм Максимилиан Вундт (1832 - 1920) (Германия, Лейпцигский университет). В 1879 году он открыл первую в мире психологическую лабораторию.

Вундт исследовал познавательные процессы, то есть внимание, память. Им были поставлены первые психологические эксперименты.

Вундт открыл объем внимания (единицы6 – 7 единиц для любой модальности).

Первые два десятилетия предметом научной психологии было сознание.

Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдение).

Бессознательные явления и процессы были введены в научную психологию Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939), но значительно позднее «сознания» Вундта.

Зигмунд Фрейд
Психика – это высшая форма отражения субъектом (человеком) объективного мира в виде адекватного образа или представления и регуляции на его (образа) основе поведения и состояния. Материальным субстратом (от лат. substratum — основа, фундамент, в широком смысле, основа всего существующего) психики является высшая нервная деятельность.

Составляющие психики:

I. 1. сознательное;

2. бессознательное.

 

II. 1. когнитивные процессы;

2. личностные структуры и межличностные отношения.

 

III. 1. произвольные регуляции;

2. непроизвольные регуляции.

Произвольность – (контролируемые действия) – это когда человек ставит себе цель или задачу и подчиняет себя ей, то есть это то, что подчинено волевым усилиям.

Непроизвольные – к ним относятся автоматизмы и то, что происходит само собой и без постановки цели.

Бессознательное – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и действии. Это психические процессы, человек их не осознает.

К нему относятся:

· сны;

· автоматизированные действия;

· неосознаваемые мотивы;

· реакции, которые вызываются очень слабыми или подпороговыми раздражителями;

· феномены больной психики (галлюцинации или бред);

· гипноз (воздействие).

 

1. Наблюдение - описательный метод. Интроспекция (самонаблюдение). Эмпирический метод.

2. Эксперимент: лабораторный и естественный.

Виды наблюдения:

· Сплошное (систематическое) и частичное;

· Включенное, не включенное;

· В естественных или лабораторных условиях;

· Экспертное (косвенное).

Психодиагностические тесты – стандартизированная измерительная процедура, направленная на выявление и оценку степени выраженности какого-либо параметра. Эмпирический метод.

Требования к тестам:

1. Стандартизация;

2. Надежность;

3. Валидность (тест измеряет то, на что он заявлен).

Надежность – это когда при повторной диагностике одной и той же методикой, одних и тех же испытуемых, результаты должны быть одними и теми же (±1).

Виды тестов:

1. Вербальные («Незаконченные предложения» Сакс, Форер; «Сказки» методика Л.Дюсс) и невербальные (рисуночные методики, тест Люшера);

2. Психометрические (это методики, в которых количественно определяется уровень психологического параметра) и проективные методики (диагностируют личность, преимущественно нестандартизовано и как правило предполагают контент- анализ) – качественный анализ текста ответа испытуемого;

3.

· тесты на достижения (диагностика познавательных процессов), тесты на интеллект;

· тесты на специальные способности (музыкальные, художественные);

· тесты на профессиональные интересы и склонности;

· личностные тесты;

· патологические тесты (выявление нарушений психики).

Есть две стратегии использования психологических методов:

1. комплексное исследование (когда для исследования используются две и более методики);

2. пролонгированный\лонгитюдный способ использования методики (в течение длительного времени делаются замеры на одном и том же испытуемом).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Традиционные методы анализа | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.