Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ рентабельности организации

Одна из важнейших составных частей финансового анализа - это анализ формирования прибыли. Анализ прибыли находится в непосредственной связи с поряд­ком ее формирования.

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, следует принимать во внимание, что существуют особенности этого показателя, которые необходимо учитывать при использовании данного показателя.

Во-первых, рентабельность определяет эффективность отчетного периода, без учета планируемого эффекта долгосрочных инвестиций. Если предприятие затратило значительные суммы на НИОКР, рассчитывая в дальнейшем окупить свои затраты за счет выпуска новой продукции, то в отчетном периоде будет зафиксировано снижение рентабельности, которое нельзя рассматривать как отрицательную характеристику текущей деятельности.

Во-вторых, высокая рентабельность может свидетельствовать о том, что предприятие вкладывает деньги в деятельность, сопряженную с высоким риском. Поэтому инвесторы,решая вопрос о дальнейшем инвестировании средств, могут предпочесть вариант менее прибыльный, но более надежный.

В-третьих, стоимость активов выражена в учетной оценке и складывалась в течение многих лет, поэтому может существенно отличаться от современных цен. Тогдакак прибыль отражает результаты деятельности исложившийся уровень цен в основном за истекший период. Поэтому числитель и знаменатель показателя выражены (в некотором смысле) в денежных единицах разной покупательской способности.

Исходя из порядка формирования прибыли органи­зации ведется ее факторный анализ, целью которого является оценка динамики показателей прибыли, выявление степени влияния на фи­нансовые результаты организации ряда факторов, ана­лиз рентабельности.

1 этап: Факторный анализ прибыли. Анализ финансо­вых результатов организации начинается с оценки ди­намики показателей балансовой и чистой прибыли за, отчетный период.

Затем производится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции сле­дующих основных факторов:

1) влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию

И1 = Р1 - Р2,

где Р1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного периода,

Р2 – реализация в отчетном году в ценах базис­ного периода.

2) влияние на прибыль изменений в объеме продук­ции

И2 = По К1 - По,

где По - прибыль базисного периода,

К1 – коэффи­циент роста объема реализованной продукции.

3) влияние на прибыль изменений в объеме продук­ции, обусловленных изменениями в структуре продук­ции

ИЗ = По(К2 - К1),

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

4) влияние на прибыль экономии от снижения себе­стоимости продукции

И4 = С1.о-С1,

где С1о. – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода, G1 – фак­тическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

5) влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

И5 = СоК2-С1.о

2 этап. Анализ рентабельности. Важнейшим показате­лем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность.

Существуют две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность капитала.

Наиболее распространенным является показатель общей рентабельности или рентабельности всех видов деятельности по балансовой прибыли. Он показывает, сколько копеек прибыли приходится на 1 рубль полученных доходов.

Аналогично рассчитывается коэффициент рентабельности основной деятельности. 'Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на I рубль реализованной продукции (услуг). Рост рентабельности реализованной продукции может являться следствием роста цен на продукцию при постоянных затратах или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об опережающем росте затрат на производство продукции либо о снижении цен при постоянных затратах на производство

Коэффициентырентабельности капитала пришли к нам из западной практики и стали активно использоваться с развитием рыночных отношений. Они показывают, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся у него средства для получения прибыли.

Зарубежными авторами предлагается определять рентабельность активов ROA (Return on Assets) и рентабельность собственного капитала ROE (Return on Equity).

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько копеек прибыли получено предприятием с 1 рубля активов независимо от источников привлечения средств.

Коэффициент рентабельности собственного капитала важен для собственников предприятий, так как он характеризует отдачу на вложенные собственниками средства.

Показатель Назначение Расчетная формула и источник информации
Рентабельность активов по чистой прибыли ROA, % Показывает, какую чистую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы
Рентабельность активов по прибыли от продаж, % Показывает, какую прибыль от продаж получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы
Рентабельность оборотных активов, % Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в оборотные активы
Рентабельность внеоборотных активов, % Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы
Рентабельность инвестиций, % Отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие
Рентабельность инвестированного капитала ROIC, % Отношение величины прибыли до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой), к сумме заемного капитала
Рентабельность собственного капитала ROE, % Указывает на величину прибыли, получаемой с каждого рубля, вложенного в предприятие, собственниками
Рентабельность заемного капитала, % Характеризует стоимость привлечения заемных средств
Рентабельность совокупных вложений, % Характеризует доходность вложений совокупных вкладчиков капитала (собственников и кредиторов)
Рентабельность продаж по чистой прибыли (продукции), % Показывает, какую чистую прибыль имеет предприятие с каждого рубля продаж
Рентабельность продаж по прибыли от продаж (продукции), % Показывает, какую прибыль от продаж имеет предприятие с каждого рубля продаж
Прибыль/расходы (прибыльность) Характеризует эффективность произведенных затрат

 

 

С помощью перечисленных выше показателей можно проанализировать эффективность использования акти­вов организации, т. е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

Разработки в области факторного анализа, которые ведутся с начала 20 века, имеют большое значение для расширения возможностей использования аналитических коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления.

Прежде всего это относится к разработке в 1919 году схемы факторного анализа, предложенной специалистами фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis), описывающая взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью реализованной продукции (представлено на рисунке).


Рисунок. Схема модели Дюпон.

К этому времени достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показатели использовались сами по себе, без увязки с факторами производства. В модели фирмы Дюпон впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA как основной показатель, характеризующий отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании два факторных показателя – рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT.

В основу данной модели была заложена жестко детерминированная зависимость

или ,

где - чистая прибыль;

- сумма активов организации;

- (объем производства) выручка от реализации.

Исходное представление модели Дюпон представлено на рисунке

Рисунок. Схема модели Дюпон.

В теоретическом плане специалисты фирмы Дюпон не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы отраслевой экономики”. Тем не менее их заслуга очевидна, так как ранее эти идеи на практике не применялись.

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании – признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание.

Математическое представление модифицированной модели Дюпон имеет вид:

,

где – рентабельность собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль;

А - сумма активов организации;

ВР - (объем производства) выручка от реализации.

СК - собственный капитал организации.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.

Таким образом, необходимо учитывать взаимосвязи между факторами, которые прямо не отражены в модели Дюпон. Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового рычага будет приводить к столь же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль и повышения рентабельности собственного капитала не происходит. Кроме того, нельзя не учитывать финансовый риск, сопровождающий использование заемных источников.

Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен в учетной оценке, которая может сильно отличаться от текущей рыночной стоимости.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не отражает будущих доходов предприятия. Далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, новейшие технологии, высокая квалификация персонала не имеют адекватной денежной оценки в отчетности (если речь не идет о продаже бизнеса в целом). Таким образом, рыночная цена акций предприятия может сильно превышать учетную стоимость, и в этом случае высокое значение рентабельности собственного капитала не означает высокой отдачи на инвестируемый в фирму капитал. Поэтому следует принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

Назначение модели Дюпон – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования или кредитования данного предприятия.

Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Об кз-Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) | Показатели положения организации на рынке капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.