Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения




Понятие о познавательных процессах

Мышление

Восприятие

Понятие о познавательных процессах

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ОСНОВЫ БИЗНЕСА

ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ КОТЛЯРОВ

 

Учебное пособие

Редактор Г.Н. Горькавая

 

ЛР № 020825 от 21.09.93

 

 

Подписано в печать 08.03.03.

Формат 60 х 84 1/8. Бумага 80 г/м2. Отпечатано на ризографе.

Усл. печ. л. 20,56. Уч.-изд. л. 12,9. Тираж. Заказ.

 

Институт новых информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


* В русском языке близким по значению (но не тождественным) понятию бизнес является понятие предпринимательство.

* В отечественной литературе ее долгое время называли личной собственностью.

Лекция № _____

«Познавательная деятельность личности»

2. Ощущения

5. Внимание

6. Память

7. Воображение

 

Познавательные процессы образуют большую группу в системе психических явлений и являются важнейшими компонентами любой деятельности.

Взаимодействие человека с реалиями мира всегда начинается с познания. Только на основе информации, получаемой из внешнего или внутреннего мира, человек реагирует, действует, живет. Выделяют два уровня познавательной деятельности: чувственный и рациональный. Чувственное познание обеспечивается деятельностью органов чувств и представлено в системе психических процессов в виде ощущений и восприятия. Рациональное познание – посредством мышления – представляет собой прерогативу чисто человеческую, поднимая человека на недостижимо высокую ступень эволюционной лестницы.

Сила человеческой мысли способна не только проникать в глубь явлений, познавая мир, но и создавать нечто новое, то есть способна творить. Возможность созидания обеспечивается воображением.

Успешность познавательной и творческой деятельности субъекта во многом определяется особенностями его памяти и внимания.

Первичной формой ориентировки организма в окружающем мире являются ощущения, которые сопровождают контакт человека со средой на уровне образов, отражающих отдельные свойства объектов. Таким образом, ощущение – это субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы [2].

Человек одновременно подвергается воздействию множества раздражителей, различающихся как по своим качествам и силе, так и по степени биологической или социальной значимости. Часть этих воздействий осознается человеком в данный момент времени независимо от его воли. Как правило, это ощущения, сигнализирующие о дискомфорте или об опасности. Например, ощущения, возникающие при воздействии обуви на рецепторные поверхности ног будут непроизвольно нами осознаваться в случае, если мы носим новую или неудобную обувь. Если же обувь пришлась нам впору, то “осознать” свою правую ногу мы сможем без труда, просто вспомнив о ней. В данном случае ощущения прикосновения существуют в предсознании и могут быть актуализированы в любой момент при минимальном волевом усилии.

Очевидно, что воздействия среды неизмеримо богаче и разнообразнее, нежели человек способен отразить на уровне ощущений. Например, человек не ощущает воздействий ультрафиолетовых лучей или радиации, они не доступны осознанию. Тем не менее, человек восприимчив к ним. Мы можем реагировать на подобные раздражители, называемые субсенсорными, на уровне безусловных рефлексов, испытывать безотчетную тревогу, эмоциональное напряжение, ощущать последствия этих воздействий, не отдавая себе в них отчета на сознательном уровне.

Ощущения подразделяются на основные три класса.

Экстероцептивные ощущения возникают при воздействии на органы чувств раздражителей, расположенных вне организма. Экстероцептивные ощущения можно разделить на дистантные и контактные. Дистантные ощущения возникают при воздействии раздражителя, удаленного от рецепторной поверхности. К ним относятся зрительные и слуховые ощущения. Кожные, вкусовые и вибрационные ощущения являются примерами контактных ощущений, они возникают вследствие непосредственного контакта раздражителя и рецепторов. Ощущения запахов занимают промежуточное положение в данной классификации.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о процессах, протекающих во внутренней среде организма. Это ощущения голода, жажды, боли и др.

Проприоцептивные ощущения несут информацию о состоянии мышц и сухожилий, о положении тела в пространстве. К этому классу относятся статические и кинестетические ощущения.

Для того чтобы раздражитель вызывал ощущение, он должен иметь определенную интенсивность. Количественной характеристикой ощущения является порог чувствительности. В психофизиологии выделяют два вида порогов: абсолютный (нижний и верхний) и дифференциальный.

Нижний абсолютный порог – это величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Например, нижним порогом ощущения вкуса сахара является пропорция: 1 чайная ложка сахара на 8 л воды. Меньшее количество сахара в данном объеме воды средним человеком не ощущается.

Верхний абсолютный порог – величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется. Яркий свет, например, может вызвать болевые ощущения и даже ослепить.

Дифференциальный порог ощущения (порог различения ) –минимальное изменение величины раздражителя, которое сопровождается едва заметным изменением ощущения. Когда в зрительном зале постепенно гаснет свет, многие ощущают изменение освещенности практически в первые мгновения. Это наиболее распространенный пример порога различения. Пытаясь разделить на две равные части плитку шоколада, мы также демонстрируем свою чувствительность к различению.

Пороги чувствительности индивидуальны. Так, для того чтобы возникло ощущение той или иной модальности у человека с пониженной чувствительностью, необходимо более интенсивное воздействие. Иначе говоря, чем большая сила раздражителя необходима для возникновения ощущения, тем ниже чувствительность. Уровень чувствительности связан с врожденными особенностями нервной системы в целом или с анатомо-физиологическими особенностями отдельного анализатора. Известны случаи, когда у людей заметно снижена болевая чувствительность, что лишает человека возможности своевременно получить сигнал об опасности, каковым является ощущение боли. Снижение или повышение чувствительности может быть вызвано травмой или заболеванием.

Чувствительность напрямую зависит от условий жизни человека и от рода его деятельности. Парфюмеры и дегустаторы обладают высочайшей чувствительностью к запахам и способностью к различению вкусовых качеств. Отчасти такие возможности заданы природой, но, безусловно, существенную роль играют упражнение и тренировка.

Чувствительность изменяется на протяжении всей жизни человека. Так, у старых людей притупляются все вкусовые ощущения, кроме ощущения сладкого.

На чувствительность анализатора влияет длительность воздействия раздражителя. Органы чувств способны адаптироваться к условиям среды. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

Анализаторные системы различаются по степени адаптивности. Легче всего мы адаптируемся к прикосновению, значительно меньше – к холоду. К боли человек практически не привыкает. Для полной адаптации в темноте человеку требуется около 40 минут.

Чувствительность одной анализаторной системы может изменяться под влиянием другой анализаторной системы. Например, слабые ощущения кислого повышают зрительную чувствительность.

Кроме этого на качество и интенсивность ощущений влияет воздействие предшествующего раздражителя. Замерзшим рукам теплая вода покажется крутым кипятком. Гурманы любят сладкое закусить соленым, что придает остроту и пикантность ощущениям. В основе этих эффектов лежит последовательный контраст ощущений. На темном фоне фигура кажется светлее, чем на белом, что иллюстрирует проявление одновременного контраста.

Бывают случаи, когда ощущение одной модальности вызывает ощущения другой. Например, цвет может вызвать ощущение холода. Это явление получило название синестезии. Некоторые люди «видят» звук, то есть звуковые ощущения сопровождаются у них ощущениями цвета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.