Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение

Память

Памятьэто процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Существуют различные основания для классификации видов памяти. Исходя из особенностей материала, который запоминается, выделяют образную (зрительную, слуховую, память на запахи и вкус), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную память.

С учетом времени, протекающим между запоминанием и воспроизведением, различают мгновенную, кратковременную и долговременную и оперативную память.

Мгновенная или сенсорная память обеспечивает удержание в течение очень короткого промежутка времени (0,1-0,5 сек.) информации, поступающей в органы чувств.

Кратковременная память обеспечивает удержание информации, поступающей из сенсорной и долговременной памяти в течение короткого

временного интервала (до 20 сек.) и связана с актуальными состояниями и потребностями личности.

В долговременной памяти длительность хранения информации неограниченна.

Оперативная память связана с решением конкретной задачи и обеспечивает хранение информации в интервале от нескольких секунд до нескольких дней.

Из определения памяти видно, что она имеет сложное строение и представляет собой совокупность процессов, в числе которых: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Запоминаниеэто процесс, обеспечивающий фиксацию информации в памяти. Сохранение – удержание в памяти информации. Воспроизведение – воссоздание в деятельности сохраненного материала.

Запоминание осуществляется в одной из трех форм: запечатления, непроизвольного запоминания и произвольного запоминания (Богосл.221)

Запечатление – прочное и точное сохранение информации в кратковременной или долговременной памяти в результате краткого (в течение нескольких секунд) предъявления.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти материала, происходящее в результате многократного повторения события и осуществляемое без волевых усилий со стороны субъекта.

Произвольное запоминание является ведущей формой запоминания у человека и представляет собой специально организованную мнемическую (от греч. mneme –память) деятельность, связанную с целями личности. По отношению к исходному тексту заучивание бывает дословным, близким к текст у и смысловым. Исходя из характера связей в материале, можно выделить механическое заучивание (зубрежку) и смысловое заучивание.

Эффективность запоминания зависит от ряда факторов. Так, более прочному запоминанию способствуют: значимая цель; логическая организация материала; правильная организация процесса заучивания; включение в процесс заучивания всех видов памяти; использование мнемотехнических приемов (стихов, рисунков и т.п.) и опорных слов.

Сохранение информации в памяти подчиняется определенным закономерностям. Так, “кривая Эббингауза” показывает, что наиболее интенсивно забывание заученного материала происходит сразу же после заучивания. Эффект края проявляется в том, что лучше запоминаются и дольше хранятся в памяти элементы информации, находящиеся в начале и конце предъявленного ряда. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) свидетельствует о влиянии на процессы памяти перерывов в деятельности: лучше сохраняются в памяти те задачи, решение которых не завершено.

Выделяют три уровня воспроизведения: узнавание, припоминание и собственно воспроизведение. Узнавание – это воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Припоминание – воспроизведение, требующее волевого усилия, когда нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Собственно воспроизведение – воссоздание, не требующее опоры на восприятие и не вызывающее затруднений.

Индивидуальные особенности памяти проявляются в ее качественных и количественных характеристиках. Качественные особенности памяти отражают преобладание того или иного типа памяти с точки зрения особенностей восприятия информации; соотношение процессов запоминания и сохранения; точность воспроизведения; умение вспомнить материал в нужный момент. Так, у одного человека доминирует зрительная, у другого – слуховая память; один быстро запоминает и также быстро забывает, а другой – быстро запоминает и долго хранит эту информацию. Количественные характеристики памяти – это объем информации, доступный человеку с точки зрения его запоминания и сохранения. В среднем объем памяти для нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, новые термины) равен числу 7+2. Особенности памяти обусловлены физиологическими и возрастными особенностями человека, а также особенностями его профессиональной деятельности.

Серьезную проблему представляют собой различные нарушения памяти, связанные с теми или иными заболеваниями, – амнезии. Различают ретроградную амнезию и антероградную. Ретроградная амнезия проявляется в виде забывания событий, произошедших в прошлом, антероградная амнезия связана с трудностями сохранения актуального опыта.

Эффективность процессов памяти непосредственно связана с особенностями внимания, мотивацией человека и упражнением (тренировкой). Нередко трудности запоминания являются следствием плохо организованного внимания или отсутствия интереса к материалу. Снижение эффективности мнемической деятельности зачастую связано с недостаточной “эксплуатацией” процессов произвольного запоминания, которые явно преобладают в периоды обучения и становятся невостребованными по мере уверенного овладения той или иной деятельностью.

 

Особое положение в системе познавательных процессов занимает воображение – психический процесс создания образов путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Благодаря воображению человек создает новое, управляет деятельностью и планирует ее, преодолевает пространство и время, регулирует эмоциональные и психофизиологические состояния.

Различают четыре вида воображения: воображение пассивное, активное, репродуктивное и продуктивное.

Пассивное воображение имеет место, когда образы возникают помимо воли человека, спонтанно.

Активное воображение характеризуется произвольностью возникновения образов, т.е. человек своим желанием вызывает те или иные образы.

Репродуктивное воображение воссоздает действительность, наполняя сознание образами реально существующего мира.

Продуктивное воображение лежит в основе творческого процесса, так как образы сознательно конструируются человеком, не являясь копией реальных объектов.

Различают несколько приемов творческого воображения, среди них: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация.

Агглютинация (от греч. – склеивание) представляет собой соединение частей различных объектов, в результате которого создается новый объект. Например, кентавры и русалки – это плоды агглютинации.

Аналогия – это построение образа, внешне или по принципу действия похожего на существующий объект. Примером может служить вертолет, напоминающий стрекозу, или локатор, созданный по аналогии с органами ориентации летучей мыши.

Акцентирование – выделение в создаваемом образе какой-либо детали. Этот прием используется, в частности, при создании карикатур или шаржей.

Типизация – это отражение в создаваемом образе общих, наиболее типичных и распространенных черт. Этот прием активно используется художниками и писателями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внимание. Непременным атрибутом и условием успешного протекания любого вида психической деятельности является внимание | Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.