Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля как сознательное поведение личности




 

Понятие воли в систему категорий психологии как науки о душе ввел еще древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Исследованием проблемы воли психологи занимаются уже несколько столетий и, несмотря на большие достижения психологической науки, эта проблема остается одной из центральных в психологических исследованиях. Это обусловлено том, что воля как психическое явление может выступать в трех качествах – как свойство, как состояние и как процесс.

Известно, что все психические явления подразделяются на три вида – процессы, свойства, состояния. Поэтому в различных учебных изданиях при определении понятия “воля” за его основу принимают какой-либо вид психического явления – свойство, состояние или процесс. Иногда за основу понятия воли принимают определенного вида способность.

Еще в начале XX века вследствие того, что проблема воли оказалась слишком трудной, многие ученые стремились вообще отказаться от понятия воли, как якобы ненаучного, пытаясь его заменить совокупностью поведенческих характеристик или характерологических черт. В первые десятилетия XX века для решения проблемы воли предлагалось использовать концепцию реактивного поведения человека. Согласно этой концепции все поведение человека представляет собой его реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Отсюда следует вывод – воли не существует, а деятельность, поведение и общение человека – это всего лишь реакции его психики и организма на воздействие различных стимулов.

В последние десятилетия получила развитие и реализацию другая концепция – концепция активного поведения человека. Согласно этой концепции источником поведения и действий человека является его сознательная активность, то есть, направление активности определяет сам человек, благодаря его способности к сознательному выбору форм и видов поведения и действий. В рамках этой концепции волю в современных психологических исследованиях определяют как сознательное регулирование человеком своего поведения в условиях внутренних и внешних воздействий на него.

Рассмотрим в рамках концепции активного поведения человека определение воли, признаки ее проявления, структуру волевого действия и волевого акта и их место в деятельности, а также три составляющие волевой сферы личности.

Воляэто психическое свойство человека сознательно управлять своими действиями и поведением и мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей.

В окружающей нас действительности, в условиях общения и совместной деятельности мы можем наблюдать такие факты, когда люди, имеющие одинаковые знания, умения и навыки, а также сходное мировоззрение, уже в начале решения поставленной перед ними задачи проявляют различную степень решительности и активности. Или, когда на пути решения этой задачи с появлением трудностей и противоречий, одни из них прекращают дальнейшие действия, а другие с удвоенной энергией продолжают действовать. Различия в поведении этих людей и определяются степенью проявления их воли.

Рассмотрим признаки воли как психического свойства личности.

1. Осознание поставленной перед собой цели. Это означает следующее: для того, чтобы что-то вспомнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель, оценить ее значимость для себя или общества, а также определить свои возможности по силам и средствам, необходимым для достижения поставленной цели.

2. Целенаправленность действий и поведения. Воля человека проявляется в его действиях и различных формах поведения. Волевые, то есть, произвольные действия отличаются от непроизвольных тем, что они осуществляются при наличии цели. Так, например, мигание, глотание, чихание; невольный поворот головы в сторону громкого звука, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету; приоткрывание рта и поднимание бровей при удивлении, стискивание зубов в гневе – все это непроизвольные действия, действия неосознанные и неподчиненные какой-либо цели.

Произвольные – волевые – действия в противоположность непроизвольным осуществляются человеком в случае сознательной постановки им перед собой определенной цели. Особенность волевого поведения заключается в переживании человеком состояния “Я должен”, а не “Я хочу”. Следовательно, сознательные действия всегда направлены на достижение поставленной цели.

3. Сознательное преодоление трудностей и противоречий. На пути достижения поставленной цели перед человеком возникают различного рода внутренние и внешние препятствия. Так, внутренние или субъективные препятствия могут быть вызваны усталостью, страхом, инертностью, желанием отдохнуть или развлечься, стыдом или просто ленью и т. д. В качестве внешних препятствий могут служить любые помехи, которые по мнению человека тормозят или создают преграду на пути достижения намеченного. Следовательно, в ходе волевых действий или поведения усилия воли человека направляются на то, чтобы овладеть ситуацией, победить обстоятельства, преодолеть самого себя.

4. Постоянный контроль своих действий и поведения. Очевидно, что от формулирования и осознания своей цели и до момента ее достижения необходимо пройти определенный путь, который предполагает наличие продуманного плана действий и поведения и его реализацию. В ходе осуществления этого плана возникают различные трудности, препятствия и противоречия, которые не позволяют в точности следовать этому плану и в конечном счете помешают достижению поставленной цели. И только сознательный и постоянный контроль хода выполнения этого плана позволяет человеку корректировать свои действия и управлять своим поведением, обеспечивая тем самым достижимость своей цели.

Из приведенных выше признаков проявления воли видно, что воля – это реальное психическое явление, имеющее свои специфические признаки, которые вполне обнаруживаются и описываются научным языком.

Неоспоримо велико значение воли в жизни человека. Никакая жизненная ситуация, никакая производственная или учебная задача, тем более жизненная проблема не может быть разрешена без участия воли. Опыт жизни людей на Земле доказывает, что никто никогда еще не добился значительных успехов, не обладая выдающейся силой воли. У человека со слабой волей даже выдающиеся способности будут пустым звуком.

Воля в жизни человека выполняет две функции:

1) сознательная саморегуляция поведения и деятельности;

2) подавление вторичных потребностей и желаний.

Сознательная саморегуляция поведения и деятельности необходима для того, чтобы в течение заданного, как правило, длительного времени удерживать в поле сознания объект размышления или действия, поддерживать сконцентрированное на них внимание и определять текущие отклонения от нормы, прогноза или плана действий. В результате выполнения этих операций осуществляется коррекция или изменение направленности действий или поведения, что и обеспечивает достижение поставленной цели.

Подавление вторичных потребностей и эмоций необходимо для обеспечения того уровня значимости цели, который придается субъектом в процессе ее осознания. Суть выполнения функции подавления вторичных потребностей заключается в том, что человек сознательно выбирает одну, главную потребность, отказываясь от других, вторичных, считая, что реализация этой потребности позволит ему достичь поставленной цели. Выполнение функции подавления эмоций связано с преодолением возникающего эмоционального состояния для достижения намеченной цели. Например: преодоление отрицательной эмоции в случаях ощущения боли, сильной усталости, реальной опасности для жизни, неприятного лечения, общения с неприятным партнером и др.; преодоление положительных эмоций – желание расплакаться при вручении правительственной награды, стремление прыгать в присутствии посторонних по случаю большого успеха и др.

Воля проявляется в виде волевых воздействий, которые различаются по своей сложности и включают:

– волевой акт;

– волевое действие.

Первым этапом деятельности в целом или отдельного действия является актуализация потребности или побуждение. В тех случаях, когда в побуждении отчетливо видна такая цель, которая непосредственно переходит в действие и не выходит за пределы данной ситуации, говорят о волевом акте.

Структура волевого акта включает:

– приложение волевого усилия;

– принятие решения;

– реализация принятого решения.

Волевой акт носит ситуативный характер и имеет очевидную низкого уровня цель (подцель); подчиненную цели более высокого порядка. Волевой акт отличается известными альтернативами принятия решений и простотой плана его реализации. С точки зрения классификации психических явлений волевой актэто психический процесс, обеспечивающий человеку на основе реализации его волевых качеств достижение ситуативных целей.

Волевое действие более сложное явление и включает несколько фаз. Волевое действие может осуществляться в течение достаточно продолжительного времени и имеет место при реализации высших целей ближней и дальней перспектив. Волевое действие может включать достаточно большое количество волевых актов, в совокупности формирующих это волевое действие.

Рассмотрим структуру (фазы) волевого действия во взаимосвязи с этапами (алгоритмом) предметной деятельности человека. Известно, что алгоритм реализации запланированных действий, обеспечивающих достижение цели, то есть алгоритм деятельности можно представить в виде последовательности выполнения шести этапов. Реализация этих этапов позволяет человеку достичь поставленной цели, осуществить определенного вида предметную деятельность.

Структура волевого действия включает пять фаз:

1. Побуждение к совершению волевого действия. В предметной деятельности в роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают актуализированные потребности. Возникновение побуждения является первым шагом в развитии волевого действия. От степени осознания той или иной потребности их разделяют на влечения и желания. Влечение – это смутное, неясное, неотчетливое осознание потребности. Это тот случай, когда о человеке говорят: “ Он сам не знает, что ему нужно”. Вследствие такой неопределенности влечение не может перейти в побуждение.

Желание – это знание того, что побуждает к действию, так как желание отражает содержание потребности. Поэтому желание является побудительной силой. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем и в цель, оно оценивается человеком. Для этого им реализуется волевой акт, в ходе которого индивид взвешивает все условия и обстоятельства, помогающие или мешающие сформировать мотив дальнейших действий. В состав этих обстоятельств могут входить другие потребности и желания, различные препятствия, трудности, противоречия, а также положительные и отрицательные эмоции.

В зависимости от степени развития волевых качеств личности и степени значимости, которую ей придает личность, в ходе волевого акта может быть принято решение о выборе мотива или отсрочке дальнейшей реализации возникшей потребности. При этом нередко сопровождается большим внутренним напряжением, обусловленным переживаниями глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, между “хочу” и “должен”, между мотивами личного порядка и общественными интересами и т. д.

2. Представление и осмысление цели действия. Эта фаза волевого действия предполагает решение проблемы целеполагания, которая занимает важное место в самых различных аспектах деятельности человека. Ключевыми вопросами формулировки цели являются вопросы “зачем?”, “ради чего?”, “для какой цели?”. В итоге очередного волевого акта формулируется цель – ожидаемый результат, который планируется получить по окончании конкретной деятельности. Данный волевой акт связан не только с осознанием цели, но и с необходимостью учета значимости цели для самого индивида, с возможностью выбора способов и средств для ее достижения, с оценкой временного фактора и др., а также с преодолением мешающих эмоций и внешних факторов.

3. Представление способов, средств и пути достижения цели. Постановка цели по существу является началом предметной деятельности, требующим в первую очередь выбор способов и средств, а также построение плана достижения поставленной цели.

Для достижения одной и той же цели возможно использование разнообразных сил, средств и способов. Различное их сочетание может обеспечить получение планируемого за разные периоды времени. Противоречивость этих факторов требует приложения волевых усилий для получения оптимального решения путем формирования плана работы, учитывающего порядок применения выбранных способов и средств. Планирование – это сложная умственная деятельность по поиску наиболее рациональных способов и средств и путей минимизации физических, материальных и временных затрат, а также по определению степени детализации этого плана. Волевой акт в данном случае часто проявляется в том, что человек сознательно отказывается от выбора привычного способа решения задачи, избирая другой, более трудно реализуемый, и настойчиво старается не отступать от него.

4. Намерение осуществить данное действие. Полная готовность к осуществлению задуманной цели вовсе не означает начала реализации задуманного плана, так как спланированная работа не выполняется автоматически. Чтобы план превратился в действие необходимо волевое усилие и принятие решения, то есть реализация нового волевого акта. Процесс принятия решения в этом акте достаточно сложный и сопровождается внутренним напряжением, связанным с прогнозированием возможности получения ожидаемого результата. В связи с этим человек может возвращаться к оценке решений, принятых в ранее выполненных волевых актах – по выбору мотива, цели – взвешивать возможные плюсы и минусы дальнейшей их реализации, пытаться прогнозировать появление препятствий, трудностей и противоречий, оценивать свое физическое и моральное состояние и готовность действовать. Внутреннее напряжение по принятию решения действовать по плану прогрессивно нарастает. Но после принятия решения человек испытывает облегчение и внутренняя напряженность снижается. При этом полярность принятого решения существенного значения не имеет – принято решение действовать или исполнение решения откладывается на длительный срок. В последнем случае говорят о формировании у человека намерения достижения данной цели. Намерение представляет собой зафиксированную решением волевого акта направленность на осуществление цели.

5. Выполнение принятого решения. В результате реализации разработанного ранее плана человек добивается осуществления поставленной цели – получает определенный результат. Однако это не окончательный этап деятельности, так как после исполнения следует оценка результативности своих действий и в первую очередь с точки зрения степени удовлетворения актуализированной потребности. При этом оценка действий может даваться с точки зрения моральной, социально-политической, нравственной, эстетической и т. п., а также может учитываться и оценка референтной группы. Только в ходе реализации волевого акта может быть принято индивидом решение о том, какое суждение о совершенных действиях и результатах деятельности он принимает – одобряющее, порицающее или оправдывающее, удовлетворен или неудовлетворен он итогом своей работы. Принятое решение может выступать как мотив для продолжения подобной деятельности или для исключения такой деятельности.

Таким образом, из рассмотрения во взаимной связи этапов предметной деятельности и фаз волевого действия можно сделать следующие выводы:

– волевое действие всегда связано с осознанием высшей цели деятельности, ее значимости для индивида и необходимо для того, чтобы поддерживать высокий уровень внимания на ней в течение всей деятельности, на всех ее этапах;

– исход реализации любого волевого акта, являющегося составной частью этого волевого действия и связанного с осознанием низших целей (подцелей), может существенным образом повлиять как на ход, так и на конечный результат деятельности в целом;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.