Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень развития волевой сферы личности




 

Способность человека проявлять волю, осуществлять волевые действия и совершать волевые акты определяется уровнем развития его волевой сферы. Уровень развития волевой сферы личности зависит от многих факторов. Рассмотрим три основных.

1. Особенности воли как психофизиологического явления в жизни человека. Как физиологическая особенность воля имеет условно-рефлекторную природу. В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Двигательная область коры связана со всеми участками коры головного мозга. Эта связь и является предпосылкой сознательных действий и движений человека. В ходе любой деятельности или отдельных действий человека его мозг непрерывно получает сведения о том, каким образом и что выполняется в каждый данный момент времени. Путем осуществления мыслительных операций эти сведения сравниваются с заранее разработанной программой действий. Если поступающие сведения не соответствуют созданной в коре мозга программе, то с помощью волевых операций изменяются либо ход практической деятельности, либо сама программа.

С точки зрения психологического явления особенность воли заключается в тесной ее связи с мышлением, эмоциями, поведением, мотивациями и целями высшего и низшего порядка. Эта взаимосвязь наглядно представлена на рис. 1.

 

Рис. 1

 

В блоке сравнения формируется сигнал рассогласования, получаемый сопоставлением текущих сведений о действиях и эмоциях с заложенными в программе. Если в ходе мыслительных операций человек примет решение о недопустимости данной величины сигнала рассогласования, он, используя свои волевые качества, может изменить свои эмоции, действия, поведение, цели и мотив. Недопустимость величины сигнала рассогласования – это уровень принятия конкретного решения. Уровень принятия решения устанавливается каждым человеком в зависимости от степени развития его мышления. При малых уровнях рассогласования как и при его отсутствии волевые качества личности направляются на совершение дальнейших действий.

2. Факторы, влияющие на проявление волевых качеств личности. Психологические исследования, проведенные современными психологами, показали, что степень и своевременность проявления воли человека зависит не только от уровня развития мышления, но также и от других факторов, включающих:

– мировоззрение личности – например, различное отношение к смерти и ведению боя у японских самураев, русского воина-гусара и воина-исламиста;

– моральную устойчивость – ответственные перед собой и обществом люди значительно легче преодолевают препятствия, трудности и противоречия, чем безответственные;

– наличие общественной значимости цели – чувство долга перед обществом при участии индивида в достижении социальных целей подавляет эгоистические интересы в пользу реализации общественных;

– уровень самоуправления и самоорганизации личности – люди, сознательно приложившие много усилий для формирования своих волевых качеств, гораздо легче встречают препятствия, трудности и противоречия, чем те, кто не занимался самосовершенствованием;

– установку по отношению к деятельности – в зависимости от того, как руководитель или сам человек ставит задачу, зависят уровни планируемых умственных, физических и материальных затрат для ее решения.

3. Индивидуальные различия волевой сферы человека. Индивидуальные различия воли проявляются в степени развития волевых качеств личности, волевых чертах ее характера. В первую очередь к таким качествам относится сила воли – то максимальное значение величины волевого воздействия, которого может достичь человек. Сила воли проявляется как свойство человека, направленное на формирование волевого воздействия в условиях влияния препятствий, трудностей и противоречий, имеющих как внутренний, так и внешний характер. Уровень их преодоления и является объективным показателем силы воли. Другой характеристикой, как свойства личности, являются самоконтроль и самооценка. Самоконтроль – это умение личности контролировать свою деятельность от начала до конца. Если человек не контролирует свою деятельность и поведение, то он не в состоянии дойти до получения запланированного результата или выполнить взятые на себя обязательства. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов и целей над высшими, общих принципов – над сиюминутными желаниями. Однако результат самоконтроля может существенным образом изменяться в зависимости от адекватности самооценки. Заниженная самооценка ведет к преувеличению значения своих недостатков и отрицательных черт, вследствие этого человек может потерять веру в себя и совсем отказаться от деятельности. Завышенная самооценка ведет к тому, что самоконтроль превратится в самодовольство и самолюбование.

Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на запланированный результат деятельности. Целеустремленность является основной мотивационно-волевой характеристикой личности и определяющий как содержание, так и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленные люди точно знают, чего хотят.

Другой характеристикой волевого действия является настойчивость – способность к продолжительному приложению сил для преодоления возникающих трудностей и препятствий. В отличие от силы воли настойчивость связывают не с развитием максимального волевого воздействия, а с необходимостью длительное время отслеживать продвижение к цели, делая при этом малые шаги на пути реализации сформированного заранее плана.

Еще одним качеством волевого действия является выдержка – умение тормозить, подавлять и исключать из сферы внимания мешающие действия, потребности, чувства, мысли и желания. Выдержка – это проявление тормозной функции воли.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении критически оценивать советы и предложения других людей, действуя при этом исходя из своих убеждений и взглядов. Самостоятельные люди активно отстаивают свою точку зрения, свое видение проблемы. Они без посторонней помощи ставят цель и разрабатывают план своих действий.

Решительность определяет умение человека быстро, уверенно, без многократных пересмотров и колебаний выбирать направление действий и линию поведения, без промедления приступать к исполнению принятого решения. Проявления этого качества могут иметь противоположные по значимости последствия. Решительность имеет полезное значение тогда, когда человек адекватно оценивает складывающуюся ситуацию, обуславливающую необходимость реализации данного волевого акта. В случае неадекватной оценки ситуации проявление решительности приведет к неправильным действиям, последствия которых могут быть намного хуже, чем при проявлении нерешительности.

Необходимо отметить, что волевые качества личности могут характеризоваться и другими чертами, такими как энергичность, самообладание, уверенность в себе, мужество, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость и др., но все они являются производными от вышерассмотренных.

Волевые качества человека формируются на протяжении всей его жизни, но основным этапом их развития является детский возраст. Они начинают развиваться с момента овладения ребенком речью. Поэтому основным фактором, обеспечивающим формирование волевых качеств личности, выступает семейное воспитание. Воспитывать волю необходимо с учетом общего психологического развития ребенка, по мере обогащения его мотивационной и нравственной сфер и включения в регуляцию его деятельности более высоких целей и ценностей. Именно ошибки родителей в воспитании воли детей являются источником большинства недостатков их волевого поведения. Для формирования волевых качеств детей родители должны выполнять комплекс необходимых для этого условий. К таким условиям относятся:

– создание строго определенного и правильного распорядка жизни ребенка;

– включение ребенка в волевые игры;

– демонстрация личного примера проявления родителями волевых качеств, преодоления трудностей в повседневной жизни;

– привлечение детей к совместной трудовой деятельности;

– предъявление все возрастающих требований к умственной, трудовой деятельности и поведению;

– стимулирование проявлений волевых качеств.

Огромную роль в воспитании волевых качеств у детей играет детский коллектив, в особенности детский сад и школа. Дошкольное и школьное воспитание систематически формируют волю ребенка, подростка путем воздействия на них волей других и стимулирования развития собственной воли в процессе коллективных игр, совместной жизни и деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.