Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения




Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — это даль­нейшая разработка (детализация, декомпозиция) созданной модели в логике проектирования и доведение ее до уровня описания механиз­ма получения полезного педагогического результата, т. е. до уровня практического использования.

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая кон­кретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций (Закон, устав, концепция, план).

Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Модель – аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель выпускника образовательного учреждения, в которой отражены приоритетные качества личности, над формированием которых работает педагогический коллектив.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.
Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.

3. Педагогическая сущность проектирования выражается в совокуп­ности идей, лежащих в основе проектирования как особого способа познания и преобразования окружающей действительности, среди которых можно выделить основные:

- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «про­ект»;

- идея разности потенциалов между существующим (актуальным) состоянием предмета проектирования и будущим, предполагае­мым;

- идея поэтапного приближения к проектируемому состоянию предмета или явления;

- идея объединения ресурсов и усилий участников проекта;

- идея разделения труда между участниками проекта в процессе совместной реализации общего замысла.

Педагогическое проектирование как деятель­ность осуществляется на основе ряда принципов. Рассмотрим их в формулировке И. А. Колесниковой:

Принцип прогностичности обусловлен самой природой проек­тирования, ориентированного на будущее состояние объекта.

Принцип пошаговости предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. При­чем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.

Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.

Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой процедуры получать информацию о ее резуль­тативности и соответствующим образом корректировать действия.

Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность про­ектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами — на «продуктную оформленность» результатов процесса проектирова­ния.

Принцип культурной аналогии указывает на адекватность резуль­татов проектирования определенным культурным образцам.

Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение од­них задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

В современном образовательном пространстве активно раз­виваются три основных вида проектирования, разли­чающиеся по предмету преобразования, целевой направленности и результату:

социально-педагогическое проектирование, на­целенное на изменение социальной среды или решение социаль­ных проблем педагогическими средствами, решение социальных проблем педагогическими средствами;

психолого-педагогическое проектирование, направленное на преобразование целей воспи­тания и обучения, создание и модификацию способов воспитания и обучения, преобразование системы педагогического общения, создание и модификацию форм организации воспитания и обу­чения;

образовательное проектирование, имеющее своей целью формирование государственно-общественного заказа на образо­вание, проектирование качества образования, создание и моди­фикацию образовательных учреждений, реформирование системы образования в целом и отдельных ее компонентов, формирование нормативно-правовой базы сферы образования, формирование и модернизацию содержания образования всех уровней и образова­тельных стандартов.

В современной образовательной практике наибольшее распро­странение получили следующие виды педагогических про­ектов:

- учебные;

- досуговые;

- социально-педагогические;

- сетевые;

- международные;

- проекты в системе профессиональной подготовки;

- проекты личностного становления.

Учебные проекты — это «организационные формы работы, ори­ентированные на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющие часть стандартного учебного курса или не­скольких курсов». Содержание работы над проектом необходимо рассматривать как взаимодействие преподавателя и обучающегося (табл. 1).

Таблица 1 - Взаимодействие преподавателя и обучающихся в работе над учебными проектами

Содержание деятельности препо­давателя по управлению учебным проектом Содержание проектной деятельности обучающегося
Информирование о целях, зада­чах и содержании предстоящей проектной деятельности Получение информации о проек­те, осмысление целей и содержа­ния предстоящей проектной дея­тельности
Предъявление возможных тем проекта, консультирование по со­держанию тем Выбор темы проекта, продумыва­ние, осмысление исследователь­ской проблемы проектной темы
Оказание помощи при составле­нии графика работы над проектом Составление индивидуального графика работы над проектом
Оказание консультативной помо­щи при подборе и анализе литера­турных источников Подбор и анализ литературных источников, предполагаемых к использованию в работе над про­ектом
Анализ и контроль хода и проме­жуточных результатов выполне­ния проектных задач Регулярное предоставление про­ектных материалов, подготов­ленных в соответствии с индиви­дуальным графиком. Рефлексия успешности/неуспешности про­ектной деятельности
Консультирование по содержа­нию требований к оформлению проекта Оформление проекта
Оказание помощи в подготовке к предзащите, организация и про­ведение предзащиты проекта Подготовка к предзащите и ее проведение в учебной группе, фиксация замечаний и рекомен­даций по доработке проекта
Контроль за доработкой проекта Доработка проекта в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями
Организация защиты проекта Защита проекта

 

Досуговые проекты предполагают предварительную разработ­ку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая может быть встроена в более широкую систему подготовки к организации, например, летнего отдыха детей и молодежи, но может стать вполне конкретным самостоятельным проектом (программа деятельности загородного оздоровительного или профильного лагеря, концепция воспитательной работы школы в каникулярное время, сценарий новогоднего праздника для воспи­танников детского дома, положение о конкурсе и т.д.).

Социально-педагогические проекты, как явствует из их названия, направлены на преобразование социальных процессов, явлений, условий с помощью педагогических средств и имеют свою обще­ственную миссию. В рамках проектов этой направленности действует общая логика, однако действия, связанные с проблематизацией, концептуализацией, целеполаганием и другими проектными проце­дурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании. Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, инициаторами которых стано­вятся детские и молодежные клубы, центры по месту жительства, общественные организации и объединения, разрабатывающие про­граммы своей деятельности, сценарии различных мероприятий и общественных акций.

Сетевые проекты — это любые проекты, организованные в рамках того или иного сетевого сообщества, который может осущест­вляться в безмашинном варианте, с помощью компьютерных сетей, а также в комбинированной форме. Наибольшую популярность в по­следние годы приобрели так называемые телекоммуникационные про­екты, основу которых составляет совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, организованная на базе компью­терной телекоммуникации, характеризующейся общей целью, со­гласованными методами деятельности (Е.С.Полат). Как отмечают исследователи, в сетевом пространстве возникает особая атмосфера, принципиально отличающаяся от традиционного взаимодействия в логике «учитель-ученик» сочетанием дистанцирования и близости, анонимности и открытости. Именно сетевое взаимодействие ини­циирует значительное усиление информационно-коммуникативного контекста обучения, что связано с использованием принципиально новых форм обмена информацией и установления коммуникации, где может отсутствовать невербальный компонент, составляющий «ядро» традиционного педагогического взаимодействия.

Международные образовательные проекты в современных условиях осуществляются на территории разных государств и ре­гионов, в сетевом пространстве, в пространстве межкультурного и межнационального общения на основе совместного опыта преоб­разования педагогической действительности в условиях демократи­зации, гуманизации, гуманитаризации, децентрализации управления образованием, развития вариативных форм социального партнерства и инновационного менеджмента.

Проекты личностного становления обеспечивают направлен­ность проектировочных усилий на внутренний мир личности, на получение социумом требуемых характеристик и свойств будущего взрослого. Идеи и практика коллективного воспитания, получившие развитие в 1920-1930-х гг., были связаны с преобразованием лич­ности в контексте коллектива и реализованы в методе перспективных линий с выстраиванием ближних, средних и дальних перспектив, методике параллельного действия, системе ответственной зависи­мости и др., предложенных А. С. Макаренко. Общеизвестно и весьма эффективно также действующее и сегодня проектирование коллек­тивного творческого дела, предложенное И. П. Ивановым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.