Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип дополнительности в социальной педагогике




Принцип незавершимости воспитания

 

Принцип незавершимости воспитания вытекает из рассмотрен­ного выше мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни.

Принцип незавершимости воспитания предполагает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диа­логических отношениях с миром и с самими собой, они всегда со­храняют потенциальную возможность изменения и самоизменения (Л.Толстой считал, что на протяжении жизни в нем сменилось пять разных людей).

В соответствии с принципом незавершимости воспитания его не­обходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном эта­пе каждый имел возможность «состояться заново»: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, за­ново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.

 

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.