Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы и направления социально-педагогической деятельности




Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

– деятельность по профилактике явлений дезадаптации, повышению уровню социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

– деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

– непосредственную работу с ребенком;

– посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой.

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях». В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.
Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

– учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

В зависимости от профиля местом работы социаль­ного педагога могут быть:

– социально-педагогические службы образова­тельных учреждений (дошкольных, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учеб­ных заведений, вузов);

– социальные службы специализированных учреж­дений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда и др.);

– социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитии, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

– службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

– службы культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народ­ных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

– валеологические службы (профилактории, реа­билитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, мед­пунктах, на дому);

– частная практика.

Профессия социального педагога имеет ряд спе­циализаций. Специализация может определяться регионально-этническими особенностями, потребностя­ми конкретного социума (города, района, села), а также личностными и профессиональными возможностями специалиста:

По профилю деятельности социального педагога различают специализации:

– социальный педагог по работе с семьей;

– социальный педагог – руководитель детских объединений и организаций;

– социальный педагог – валеолог;

– социальный педагог дефектолог;

– социальный педагог – эколог;

– социальный педагог этнолог;

– социальный педагог – организатор культурно-досуговой деятельности;

– социальный педагог – организатор физкультурно-оздоровительной деятельности;

– социальный педагог– организатор техничес­кого творчества;

– и др.

Основанием специализации может служить опре­деленная категория людей, на работу с которой сори­ентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют, например, специализации:

– социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

– социальный педагог по работе с инвалидами;

– социальный педагог по работе с сиротами;

– социальный педагог по работе с беженцами;

– социальный педагог – геронтолог;

– и др.

Специализация может быть связана также с мес­том работы. В зависимости от этого определяют специ­ализации:

– школьный социальный педагог;

– социальный педагог учреждения дополнитель­ного образования;

– социальный педагог в детском доме;

– и т д.

Из широкого спектра специализаций можно выде­лить наиболее востребованную в современных услови­ях. Это социальный педагог по работе с семьей, специ­алист широкого профиля, компетентный в вопросах оказания разносторонней квалифицированной помощи семье, координирующий свою деятельность с различ­ными институтами.

Направления деятельности социального педагога:

Направление деятельности Содержание
1. Социально-педаго­гическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов - проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых отно­шений в семьях учащихся; - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; - определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально- педа­гогическая защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети - инвали­ды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
3. Обеспечение соци­ально-педагогичес­кой поддержки семье в формировании личности учащегося - раннее выявление неблагополучных семей; - создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; - пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
4. Социально- педаго­гическое консульти­рование - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. - организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем и др.
5. Социально-педаго­гическая профилак­тика, коррекция и реабилитация - Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ)); - организация превентивно-профилактичес­кой работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.
6. Содействие созда­нию педагогически ориентированной среды для оптималь­ного развития лич­ности ребенка - сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
7. Поддержка социаль­но ценной деятель­ности детей и под­ростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятель­ности) - забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; - другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
8. Организационно-ме­тодическая деятель­ность - анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.