Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субкультуры

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре­мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сек­суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите­лей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль­туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас­судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа­ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет­ся жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Например, среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа­лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур, их вли­яния на те или иные общности, а также маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов.

В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под­ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.

Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз­можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.

Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно­шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере­жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощуще­ния, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствую­щего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль­ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело­века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува­жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо­ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура и воспитание. Педагоги в своей работе так или иначе стал­киваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им прихо­дится иметь в виду и особенности субкультур, которые склады­ваются в ближайшем социальном окружении воспитательных ор­ганизаций.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкуль­тура. Здесь педагоги сталкиваются наряду с общей для всех подрост­ков и юношей субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкуль­тур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятель­ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив­ные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера поме­щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут исполь­зовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспита­тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос­питанникам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства массовой коммуникации | Сельские поселения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.