КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I.1. Музыкальное искусство древневосточных цивилизаций
История музыки не содержит точных сведений о первобытной музыкальной культуре, так как единственный надежный способ сохранения образцов музыкального творчества, – музыкальная нотация, – появился сравнительно поздно. Поэтому судить о том, что было создано в древности можно лишь по косвенным источникам, как-то: живопись, исторические документы, мифология, материалы археологических раскопок и т. п. Феномен музыки, её происхождение у всех народов древности было связано с легендами, которые свидетельствовали о её божественном первоисточнике. Во множестве древних культур сложились мифы, связанные с музыкой и фигурами музыкантов. Так, в древнееврейской традиции, зафиксированной в Книге Бытия, упоминается сын Каина Иувал – «отец всех, играющих на гуслях и свирели» [Быт. IV: 20–23 ], его сестра Ноема (Прекрасная) – изобретательница стихов и песен. В древнем Египте богиню Исиду изображали с музыкальным инструментом – систром. Она, а также богиня Хатхор считались покровительницами музыки, песен, плясок. В древней Греции сложилось множество мифов, связанных с музыкой, включая мифы об Аполлоне и музах, об Орфее, о Пане и т. д. Музыкальные инструменты в культурном пространстве Древнего мира нередко олицетворяли собой атрибут божества, воплощение стихийных сил природы, «магические орудия». Графические и числовые символы во многом определяли особенности музыкального звука как теофании или боговосхождения, воплощаясь во внешнем виде инструментов, влияя на количество струн или отверстий, ладовые и пространственно-временные особенности звучания музыки. Собственно же музыкально-историческое исследование музыки древности не дало сколь-нибудь существенных результатов в силу упомянутых выше причин. Мы располагаем довольно скудными сведениями об архаических музыкальных инструментах, и на основании дошедших до нас литературных трактатов и разрозненных фрагментов записей музыкальных текстов можем составить лишь некоторое весьма общее представление о древнейших музыкальных системах. В этой связи анализ культурно-исторических аспектов музыки до эпохи Средних веков, представленный в рамках настоящего пособия, носит обзорный характер. К странам Древнего Востока принято относить государства, возникшие в период IV – II тыс. до н.э.: Египет, государства Междуречья, Сирию, Палестину, Индию и Китай. Они формировались около больших рек и постепенно становились носителями высокой культуры. Рабовладельческий строй, деспотическая власть правителя (фараона / царя / императора) и служителей культа освободили некоторую часть людей от физического труда. Это сделало возможным развитие науки и письменности, строительство величественных дворцов и сооружений культового назначения. Власть верховного правителя наделялась божественным статусом, и, как следствие, искусство должно было восславлять беспредельность этой власти, приближая владык к миру богов. Музыка служила двору и храмовому культу, придавая великолепие и пышность ритуалам и дворцовым церемониям. Это способствовало постепенной профессионализации искусства музыканта, труд которого был весьма почитаем. В то же время музыка имела бытовое назначение, сопровождая повседневную жизнь общества, воплощая эмоциональные состояния человека. Песни и танцы передавались из поколения в поколение, составляя часть обычной жизни. Так впервые обозначилось разделение искусства на народное и профессиональное.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |