Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-философская проблематика эпохи Нового времени




Французских материалистов ХVIII в. еще называют философами-просветителями, а время их жизнедеятельности – эпохой Просвещения. Связано это с грандиозным по тем временам изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751–1780), в которой были собраны и систематизированы основные знания и достижения человечества, накопленные к этому времени. Руководителем данной работы был Д. Дидро. В ее издании приняли участие Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Руссо и др. Философы эпохи Просвещения искренне считали, что для социального развития необходимо просвещение широких слоев населения.

При рассмотрении данного вопроса лекции необходимо обратить внимание на анализ следующих социально-философских проблем, разрабатываемых представителями философии Нового времени:

– разработка теории «общественного договора», которая объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизованного существования (Т.Гоббс);

– первостепенными задачами государства являются сохранение свободы и собственности, издание законов, наказание нарушителей права и защита граждан от внешних нападений (Д.Локк);

– общественный прогресс возможен лишь при помощи разума, науки и образования (Ж.-Ж.Руссо);

– восприятие религии и церкви как воплощение невежества и мракобесия, тормоза прогрессивного развития общества (Ф.Вольтер);

– человек рассматривается как природно-социальное существо способное к бесконечному развитию и совершенствованию (Д.Дидро);

– личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения должен сочетаться с интересом общественным (К.Гельвеций);

– человек рождается от природы ни добрым, ни злым, он становится таковым в лишь в обществе (П.Гольбах);

– для совершенствования нравов людей необходимо, в первую очередь, изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения и институты, устроить мир по-человечески (К.Гельвеций);

– причина всех бед и несчастий людей состоит в их невежестве (К.Гельвеций); [5].

– общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков (Ж. Ламетри);

– разумность и цивилизованность будущего общества связывается с «просвещенным монархом» (Ш.Монтескье);

– частная собственность делает людей неравными, порождает зависть, вражду и конфликты между ними (Ж.-Ж.Руссо);

– новое общество следует создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми (Д.Дидро).

Социальная прогрессивность их идей выражалась в том, что представители французского материализма ХVIII в. несли свои философские идеи в широкие слои населения, публикуя свои работы в доступных изданиях: энциклопедиях, полемических статьях, в то время как английские материалисты ориентировались на аристократию. Они обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы характерные черты философской мысли эпохи Возрождения?

2. Дайте содержательную характеристику основных направлений философии Возрождения.

3. Сформулируйте основные проблемы философии Нового Времени?

4. Раскройте содержание философских взглядов Ф.Бэкона и Дж.Локка как основных представителей эмпиризма.

5. В чем заключается философский смысл позиции рационализма?

6. Дайте общую характеристику философских взглядов Р.Декарта и Б.Спинозы.

7. Назовите основных представителей Нового времени, исследовавших социально-философскую проблематику.

8. Каково содержание основных социально-философских проблем Нового времени?

9. Каково значение философских идей Нового времени для современности?

 

Литература:

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

2. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Философия Древнего мира: учебное пособие.– М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

4. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

6. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие /В. А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010

7. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 2011.

8. Философия: учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

9. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.

 

 


[1] Сенсуализм (лат. sensus ­– чувство, ощущение) – направление в философии, согласно которому ведущая роль в достижении знания принадлежит чувственному познанию.

[2] Субъективный идеализм – философское направление, признающее первичным началом сознание человека.

[3] Спиноза Б. Избр. произв.: в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 82.

[4] Дидро Д. Философские основания материи и движения //Антология мировой философии: в 4 т. М., 1964-1992. Т. 2. С. 661.

[5] Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 278.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.