Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория диффузионизма культуры




Основателем теории диффузионизма считается немецкий ученый Ф. Ратцель (1844 - 1904). Свою концепцию культуры он изложил в исследованиях «Антропогеография» (1891) и «Народоведение» (1895). В качестве объекта изучения Ратцель избрал этнографические предметы материальной культуры, поскольку они гораздо дольше сохраняют свою форму и ареал распространения. Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристики распространения культуры, он избирает термин: «культурная зона» (культурный круг).

Основной объект исследования – предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг). Сходные элементы в культурах разных народов он объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Распространение же культурных элементов за пределы «культурной зоны» объяснялось им взаимными контактами между народами. В своей теории диффузионизма он делает акцент на взаимовлияние культур и заимствование культурных образцов, идею о неком одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества.

В фундаментальном труде «Происхождение африканских культур» (1898)Л. Фробениус (1873-1928) рассматривает две формы передвижения культуры - перенос ее без значительного движения народа и перемещение с народами. Основное понятие его концепции – «культурная провинция» (культурный круг), представляющая собой некую совокупность предметов материальной культуры с определенными признаками и характеристиками. Культура отождествляется им с неким органическим существом: рождаются, живут и умирают. Как организм культура может быть пересажена на другую почву, где она приобретет иное направление развития.

Человек, по мнению Фробениуса, скорее продукт культуры, чем ее творец. Исходя из идеи аналогии культуры и организма, он разделяет ее на два типа: «растущий из земли вверх» – мужской или патриархальный, и «углубляющийся корнями в землю» – женский или матриархальный. Каждый тип культуры обладает особенностями материальной и духовной культуры. Далее, расширяя идею типологии, он делит культуру на типы «Восток» и «Запад». Согласно его взглядам, восточным культурам присуща неподвижность, фатальность (непреодолимой) судьбы, а западным – динамичность, свобода личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.