Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия. Античная философия была тесно связана с мифологией и никогда не расставалась с ней окончательно. Само формирование философии означало подрыв мифологической

Философия

Античная философия была тесно связана с мифологией и никогда не расставалась с ней окончательно. Само формирование философии означало подрыв мифологической установки сознания. Главной задачей философского типа знания было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку. Философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло стать предметом опыта, поскольку она занималась теорией, а не практикой. Решающим для обоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную истину.

Древнейшие философы Гераклит из Эфеса, Диоген из Аполония вошли в историю под именем физиков, писавших о «природе». Античное понимание природы как предмета философского рассмотрения подразумевало два аспекта. Происхождение вещей из единого начала, выходящего за пределы непосредственного наблюдения, и сами наблюдаемые вещи. При этом выход за пределы наблюдения совершался в пространстве мифологии, которая требовала соотнесения природы с божественными атрибутами.

На протяжении V века до н.э. греческая культура приближалась к определенному равновесию между мифологической традицией и светским рационализмом. Отказываясь от космологических исследований, Сократ оставил для философствования сферу рассудка в той мере, в какой тот способен усматривать общее. В духовной атмосфере его эпохи происходит рождение рационального метода философствования, который стал доминирующим в европейской культуре.

Главным инструментом философского мышления становится понятие, как элемент индивидуального рассудка. Сократ открыл, что опорой в поисках истины является истинное бытие, причастность к которому возможна через категорию «благо» (добро). Этот род бытия стал предметом теоретической философии Платона. Основные идеи Платона были развиты его учеником Аристотелем, который создал философские основания целой системы наук. Аристотель внес значительный вклад в становление и развитие метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, поэтики, экономики и политики.

Античная мифология также была тесно связана с христианской религией и религиозными обрядами. Христианская религия провозглашала единобожие, равенство и братство всех людей перед богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа (Спасителя), ученики которого, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н.э. по миру, проповедуя новую веру. Христиане отрицали божественные почести, воздававшиеся императорам.

Уже одно это ставило их в непримиримую оппозицию к государственной системе Римской империи. Первые христиане навлекли на себя обвинения, репрессии, подозрения, насмешки. Христиан обвиняли в убийствах детей, в таинственных и опасных для жизни сограждан магических действиях и ритуалах, совершаемых в мрачных катакомбах. Но сломить поборников христианства не удалось. Они создавали все более густую сеть общин на территории империи и усиливали пропаганду своей веры.

Административные, военные и экономические реформы, проведенные в конце III - начале IV в. н.э., смогли продлить существование гигантской империи незначительное время. В административном отношении империя была разделена на западную и восточную части. В 313 г. император Константин Великий провозгласил свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. Христианское духовенство приняло участие в торжествах по случаю закладки на месте древней Византии новой столицы Константинополя.

Литература

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам – гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония», «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии обращенной к человеку, его внутреннему миру. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем легендарного Эзопа (VI в. до н. э.).

Под греческим влиянием возникла римская литература. Историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил римский литератор, оратор, писатель, знаток греческой философии Цицерон (106-43 до н. э.), произведения которого относят к лучшим образцам римской прозы. Творчество Цицерона открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни».

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Римскому поэту Лукрецию (96 - 55 до н. э.) принадлежит поэма «О природе вещей», дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65 - 8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошли философские рассуждения и житейские наставления, написанные в духе эпикуреизма и стоицизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мифология | Искусство. Архитектура дает наиболее точную характеристику эпохи, отражает художественный вкус и устремление к определенным тенденциям в искусстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.