Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О предмете риторики

Ораторское искусство как социальное явление.

Выразительность речи.

М.В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, те­оретик ораторского искусства, писал:

Красноречие есть искусство о всякой данной материи крас­но говорить и тем преклонять других к своему об оной мне­нию.

В этом определении называется характерный признак красноречия и подчеркивается, что говорить «красно» (об­разно, выразительно, эмоционально) важно для того, что­бы с большей силой воздействовать на слушателей.

Выразительность речи усиливает эффективность вы­ступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, вообра­жение слушателей.

Следует иметь в виду, что в науке нет единого опреде­ления понятия «выразительность речи». Существуют раз­ные подходы к описанию этого качества речи. Ученые счи­тают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Ряд исследователей подчеркивает, что выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Так, А.Н. Васильева пишет:

Очевидно, что выразительность доказательства теоремы и выразительность рекламного объявления существенно различ­ны как по содержанию, так и по форме. Поэтому следует преж­де всего различать выразительность информационную (пред­метно-логическую, логико-понятийную) и выразительность чувственного выражения и воздействия. При этом оба эти вида могут иметь подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Соотношение этих видов и подвидов по основным стилям различно [6, 80—81].

Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зави­сит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

■ самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;

■ неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

■ хорошее знание языка, его выразительных воз­можностей;

■ хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

■ систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

■ умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;

■ сознательное намерение автора речи говорить и пи­сать выразительно, психологическая целевая уста­новка на выразительность [12, 185—187].

Глава 1

Слово риторика пришло к нам из греческого языка (устаревшее написание — реторика). Его синонимами яв­ляются латинское выражение ораторское искусство и рус­ское слово красноречие.

Еще в глубокой древности четко обозначились два под­хода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве — это идея (логос), содержание, т.е. риторика — это искусство убеждать. На­пример, теоретик греческого красноречия Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та» [4, 19]. Другие рассматривали риторику как искусст­во украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi - «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», — писал он [12, 61].

В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убеди­тельности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» [26, 91].

У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «...красноречие есть дар потрясать души, пере­ливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» [33, 82].

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточенных споров вокруг риторики, основа­нием для осуждения, которое сопровождало ее в течение ряда веков и тысячелетий.

Например, В.Г. Белинский в своей статье «Общая ри­торика Н. Кошанского» очень резко выступал против ри­торики как науки:

Но скажите, бога ради, зачем нужна риторика в новом мире? Зачем она даже в Англии и во Франции? <...> Ведь в наше время, когда вся общественная машина так многослож­на, так искусственна, даже и великий по таланту оратор не­далеко уйдет, если в то же время он не будет государствен­ным человеком. И каким образом риторика сделает кого-ни­будь красноречивым в Англии и во Франции и кто из анг­лийских и французских парламентских ораторов образовал­ся по риторике? Разве риторика дает кому-нибудь смелость говорить перед многочисленным собранием? Разве она дает присутствие духа, способность не теряться при возражениях, умение отразить возражение, снова обратиться к прерванной нити речи, находчивость, талант всемогущего слова «кста­ти»? <...> Какая риторика дает человеку бурный огонь воо­душевления, страсть, пафос? Нам возразят: конечно, не дает, но разовьет эти счастливые дары природы. Неправда! Их мо­жет развить практика, трибуна, а не риторика. <...> Итак, какую же пользу может приносить риторика? Не только ри­торики, даже теории красноречия (как науки красноречия) не может быть [33, 115—116].

И до сих пор слово риторика порой употребляется в не­гативном смысле. Толковые словари современного русского литературного языка отмечают его переносное значение: «эф­фектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодер­жательную речь политика, депутата, чиновника.

Как отмечают исследователи, на протяжении многове­ковой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областя­ми знаний не раз претерпевало коренное изменение.

Не существует единого подхода к определению содержа­ния и современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет четкого разграничения с другими науками.

Плодотворной представляется точка зрения СИ. Гин­дина. Он считает, что невозможно сохранить за ритори­кой все те области и проблемы, которыми она занималась за все время ее существования без нарушения современ­ных представлений о единстве научной дисциплины. Вме­сте с тем неразумно порывать с традиционными представ­лениями о том, чем должна заниматься риторика. Иссле­дователь предлагает закрепить за термином риторика два смысла — узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики - это ораторское искусство, так как у нас нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. Заметим, что для обозначения теории и практики ораторской речи некоторые авторы используют термины оратория и ораторика.

«С другой стороны, объектом риторики могут быть лю­бые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на полу­чателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» [32, 364].

Данная точка зрения нашла свое отражение во многих современных работах по риторике. Например, весьма пред­ставительное издание «Русский язык. Энциклопедия» оп­ределяет риторику следующим образом:

Риторика (греч. rhetorike — ораторское искусство) — 1) филологическая дисциплина, объектом которой явля­ется теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой дея­тельности (прежде всего в разных жанрах письменной и уст­ной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. 2) Общее название трактата, учебной книги, руководства и т.п., содержащих теорию красноречия [42, 420].

В этом определении выделим слова способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельно­сти. Они указывают на то, что предметом современной риторики является не только ораторская (публичная речь), но и различные виды речевой коммуникации: беседы, пе­реговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.

Обратим внимание еще на один важный аспект. Многие ученые, продолжая аристотелевскую традицию, подчер­кивают, что главная задача риторики - оказывать убеж­дающее воздействие на слушателей. Так, А.А. Ивин пишет: «Риторика расследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью в первую очередь речевого воздей­ствия» [18, 6]. «Прямой предмет риторики именно убежда­ющая речь», — подчеркивает Г.Г. Хазагеров [49, 7].

Таким образом, современная риторика - это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лексические нормы | Что обусловило появление ораторского искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.