Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к конкретному выступлению




Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индиви­дуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие мето­дические установки.

Рассмотрим основные этапы разработки ораторской речи.

Подготовка к любому выступлению начинается с опре­деления темы речи. При этом возможны различные ситу­ации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т. е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбран­ной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. На­звание речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незна­комые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызы­вают отрицательное отношение к предстоящему выступле­нию. Как-то по центральному телевидению показывалитрехсерийный фильм «Месяц длинных дней». Один из ге­роев фильма, Павел Степанович, на вопрос, почему он не на лекции, ответил: «А меня название отпугнуло». Лек­ция называлась «Аутогенная тренировка». В названии темы использован научный термин иностранного происхожде­ния, который не всем известен, поэтому не каждый пой­мет, что речь идет о тренировке самовнушением. Следует избегать и слишком общих названий. Например, формулировка темы лекции «Забота о здоровье» может вызвать ряд вопросов. Прежде всего непонятно, о чьей заботе пойдет речь — о заботе государства, лечебных уч­реждений, здравоохранения, семьи или каждого человека. Возникает и второй вопрос, о чьем здоровье будет расска­зывать лектор — о здоровье дошкольников, школьников, студентов, рабочих, служащих, пенсионеров и т. п. Целе­сообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилакти­ка заболеваний гриппом», «О вреде самолечения» и др.

Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда будут недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), (для вас, будущие му­жья) и др.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, пре­зидентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служа­щим и т. д.

Особое внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкрет­ных проблем.

Довольно распространенным в повестке дня является пункт «О разном», «Разное». Представляется целе­сообразным расшифровывать и этот пункт. Ведь порой вопрос, включенный в «Разное», бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность заранее продумать и подготовить свое вы­ступление.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реак­ции слушателей добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее - «Как делать» или «Что делать», пе­рекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат1 цели и над содер­жанием, и над.формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен устано­вить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добь­ется успеха в ее подготовке и произнесении. Например, в одной из аудиторий лектор прочитал лекцию «О вреде курения». Он имел медицинское образование и не раз вы­ступал с подобной темой перед населением. Когда лекция была закончена, лектора спросили: «А для чего вы нам все это говорили?» Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов некурящая, о чем выступающий знал. Лек­тор затруднился ответить на заданный вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед данной ауди­торией с такой темой? Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сооб­щить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слу­шателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методи­кой проведения подобной беседы. И в соответствии со сво­ей целью излагать материал. Тогда у слушателей не по­явилось бы чувства недоумения.

В повести С. Антонова «Дело было в Пенькове» расска­зывается о выступлении одного молодого лектора — Димы Крутикова.

«Дима принадлежал к тому типу ораторов, — пишет автор, — которые заботятся прежде всего о том, чтобы удивить публику своим талантом, поразить и оглушить ее своей ученостью, способностью запомнить наизусть циф­ры, даты, фамилии и мудреные названия». Поэтому его лекции не были целенаправленными, он мало заботился о практической пользе своих выступлений. Читая лекцию о разведении кукурузы, Дима Крутиков сообщил слушате­лям много интересных сведений. «Он говорил, что куку­рузу привезли из Америки, что еще в давние времена эта культура произрастала в Южной Америке, и в частности в государстве Перу. Тут Дима несколько отвлекся и рас­сказал много любопытного об ацтеках и инках. Затем он довел до сведения колхозников, что Колумб впервые уви­дел кукурузу на острове Куба в 1492 году, и снова лектор вынужден был отвлечься, чтобы опровергнуть распрост­раненное мнение о том, что Колумб открыл Америку. По­тратив на разъяснение этого исторического факта минут десять, Дима перескочил с каравелл испанской королевы прямо на молдавскую землю и сообщил, что в Молдавии из кукурузы приготовляют вкусную мамалыгу, а в Грузии -особый хлеб под названием «мчади». Тут он не удержался от искушения рассказать, как он лично в прошлом году ездил на теплоходе «Грузия» и что интересного повидал в поездке». Однако, несмотря на обилие познавательного ма­териала, слушатели были разочарованы и не удовлетворе­ны лекцией. Они ждали от лектора анализа причин плохих урожаев кукурузы, надеялись получить практические сове­ты и рекомендации по выращиванию этой культуры.

Отсутствие определенной целевой установки снизило эффективность лекции, оратор не добился желаемой реак­ции слушателей.

Надо иметь в виду, что выступающему следует форму­лировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки об­легчает восприятие ораторской речи, определенным обра­зом настраивает слушателей. Именно так и поступали вы­дающиеся ораторы разных времен.

Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:

Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения — о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертю-ре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель,- хотя вы можете посчитать ее нелепой, — убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслужи­вать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам.

Следующий этап подготовки публичного выступления подбор материалов для ораторской речи. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

· официальные документы;

· научная, научно-популярная литература;

· справочная литература: энциклопедии, энцикло­педические словари,,словари по различным отрас­лям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегод­ники по различным вопросам, таблицы, библиогра­фические указатели;

· художественная литература;

· статьи из газет и журналов;

· передачи радио и телевидения;

· результаты социологических опросов;

· собственные знания и опыт;

· личные контакты, беседы, интервью;

· размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, луч­ше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отно­шение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступле­ние, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует опре­деленного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Уче­ные определили, какие действия способствуют образова­нию этого навыка. Например, психолог В. Сахаров назы­вает следующие действия:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме

выступления.

2. Просмотр личной библиотеки или каталога.

3. Просмотр каталогов в библиотеке.

4. Просмотр в последних номерах журналов перечня
опубликованных за истекший год статей.

5. Просмотр библиографических изданий (летописей
книг, журналов и т. п.).

6. Просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подго­товке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счете позволит ускорить сам процесс подготовки.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в биб­лиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справоч­ной литературой.

Не смущайтесь, если способы собирания материала в биб­лиотеке и других местах сначала покажутся сложными, — наставляет П. Сопер начинающих ораторов. — Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и от лишних хло­пот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приоб­рели самое важное — исследовательские навыки и неутоми­мое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наи­большим трудом, несомненно, самые необходимые для яснос­ти и убедительности речи [47].

Важнейший этап подготовки ораторской речи - изуче­ние отобранной литературы. Оратору необходимо выб­рать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Работая с книгой, следует прежде всего дать себе соответствующую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу. Какой может быть установка во время чтения? Самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступ­лении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интерес­ные положения и т. д. Подобные установки помогут ора­тору более целенаправленно работать с книгой и, прежде всего, определить вид чтения: сплошное, выборочное, ком­бинированное. При сплошном чтении книга прочитывает­ся полностью, от начала до конца, без каких-либо пропус­ков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изу­чить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Ком­бинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное других.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист кни­ги. На нем напечатаны название книги, которое дает пред­ставление о ее содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная харак­теристика книги (учебник, учебное пособие, справочноепособие, словарь-справочник, роман, повесть и др.), позволяющая определить ее назначение. Обратите внима­ние и на год издания книги. Так, если вы будете читать, научно-популярную брошюру, выпущенную в 90-х годах, то надо иметь в виду, что приведенные в ней сведения могут устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. На титульном листе указывается та. еже наименование издательства и место издания книги. Но на этом не закан­чивается предварительное знакомство с книгой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обра­тить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорит­ся о ее назначении, даются сведения об авторе и т. п.

Если в книге есть предисловие и послесловие, ре­комендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержа­ние, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступле­ния. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально. Обратите внима­ние на мудрое утверждение известного английского фило­софа Ф. Бэкона:

Одни книги можно лишь попробовать, другие — прогло­тить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и сис­тематизировать материал, делать необходимые выводы.

в ерный признак понимания прочитанного — умение пе­редать его содержание своими словами. Этот навык осо­бенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанно­го — своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Мен­делеев говорил, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад.

Наиболее простой вид записи — это выписки. Вы­писывают то, что относится к изучаемому вопросу, а так­же материалы, которые могут быть использованы или ока­жутся нужными впоследствии.

Каждый хорошо знаком с этим видом записи, однако далеко не всегда выписки делаются правильно. Нередко такие записи ведутся в тетрадях, используется та и дру­гая сторона листов.

Конечно, использовать при записи обе стороны листа экономно, так как тратится меньше бумаги, но пользо­ваться такими выписками неудобно. Представьте себе, что на одной стороне листа у вас цитата, которую следует использовать в начале доклада, а то, что написано на обратной стороне, цитируется в середине доклада. Как в данном случае поступить? Придется одну из цитат пере­писать, т. е. проделать дополнительную работу. Или вы хотите прокомментировать написанное, записать какие-то свои мысли. Где это сделать, если обе стороны листа испи­саны? Согласимся с тем, что выписки следует делать толь­ко на одной стороне.

Нередко не считают обязательным указывать, откуда выписан данный материал, кто автор выписанного текста. Такие записи трудно, а порой невозможно использовать в дальнейшей работе: забывается источник материала и в случае необходимости нельзя уточнить текст, в таком виде невозможно классифицировать собранный материал. Для того чтобы выписками удобно было пользоваться, надоправильно их оформлять. Рекомендуется выписки делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке делают не более одной запи­си. В верхней части карточки указывают тему, к которой относится запись, а в нижней - подробно и в определен­ной последовательности записывают «выходные данные» источника, т. е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

Некоторые ораторы, изучая литературу, выписывают подряд все, что покажется интересным. Они тратят на это много времени, а в результате выписанный материал оста­ется почти неиспользованным, так как не имеет непосред­ственного отношения к теме. Поэтому выписками не стоит увлекаться.

Чтение - это не такое простое дело, как может пока­заться на первый взгляд. Не случайно работа над книгой стала предметом изучения психологов. Они выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше ос­мысливать и усваивать текст прочитанного.

Необходимо помнить, что чтение научной, научно-по­пулярной литературы требует настойчивости, упорства, усидчивости.

Работать с книгой нужно систематично и последо­вательно, а не урывками, от случая к случаю.

Бесспорно, невозможно предложить рекомендации в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приемы работы с книгой. Главное, чтобы они были эффективны­ми. Биограф знаменитого французского писателя и фило­софа-просветителя Вольтера вспоминал:

Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нем содер­жится что-либо заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме этого, он весьма внимательно пере­читывал ее, иногда даже два раза, когда книга казалась ин­тересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны. Вольтер обладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: «Посмот рите в таком-то сочинении, в таком-то томе, примерно на та­кой-то странице, нет ли там того-то! — и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать -пятнадцать.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом оп­ределяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; кри­тически осмысливает материал; выясняет основные про­блемы, возникающие при освещении данной темы.

При чтении часто появляются какие-то сравнения, ассо­циации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положение, а не просто пере­писывать материал, компоновать его, а затем выступать.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к пред­мету речи, сформулировать свои мысли по тому или ино­му вопросу, проанализировать свои идеи с позиций буду­щей аудитории.

Готовиться, — подчеркивает Д. Карнеги, — это значит ду­мать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в опре­деленном порядке [19, 305].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.