Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственная практика как форма организации учебной деятельности




Производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной.

Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских техникума, а технологическая и пред­дипломная — непосредственно на предприятии.

Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессио­нальной деятельности.

Дидактические цели производственной практики включают в себя: формирование профессиональных умений и навыков; за­крепление, обобщение и систематизация знаний путем их приме­нения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учрежде­ний; практическое освоение современного оборудования и техно­логий.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к труду, т.е. к выполнению основных трудовых функций тех должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной харак­теристике.

Производственная преддипломная практика представляет собой заключительный этап, поэтому отбор ее со­держания должен предусматривать формирование профессиональ­ных умений самого высокого уровня, и прежде всего организа­торских.

Учебная практика в зависимости от характера специальности проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебно-производственных хозяйствах, лабораториях техникумов, на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Она может быть организована после изучения всего необходи­мого теоретического материала, а также путем чередования с те­оретическим обучением, при этом учащихся каждой группы, раз­деляют на подгруппы.

Технологическая и преддипломная практика проводится на про­изводстве по договорам между учебным заведением и предприяти­ями. Рабочие программы практики разрабатываются с учетом содержания типовых программ практики, а также специфических осо­бенностей базовых предприятий. Наряду с различными видами прак­тических работ в рабочей программе планируются экскурсии, лекции, беседы, семинары, практические занятия на производстве. По каждой теме определяются конкретные объекты.

В период преддипломной практики содержание индивидуаль­ного задания связано со сбором необходимых материалов к дип­ломному проектированию. Руководители преддипломной практи­ки должны рекомендовать учащимся перечень подразделений пред­приятия, где им следует получить нужные для дипломного проек­тирования материалы.

 

Содержание начального профессионально-технического образования. Типы образовательных учреждений

Содержание начального профессионального образования обес­печивает получение профессии и соответствующей квалифика­ции учащимися, а также содействует взаимопониманию и сотруд­ничеству между участниками образовательного процесса, способ­ствует реализации прав обучающихся на свободный выбор взгля­дов и убеждений.

Содержание образования и организация образовательного про­цесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.

Теоретическая общеобразовательная и профессиональная подготовка учащихся. Оно является одновременно продолжением школьного общего образования, научным обеспечением профессиональной практической деятельности и основой для последующего получения среднего и высшего профессионального образования.

Практическая подготовка будущих специалистов. Теоретичес­кий профессионально-технический цикл дисциплин в учрежде­ниях начального профессионального образования непосредствен­ным образом связан с производственным обучением и производ­ственной практикой. Производственное обучение осуществляют в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах (учхо­зы) учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных площадках и других объектах.

 

Типы образо­вательных учреждений:

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию образователь­ных программ начального профессионального образования, обеспе­чивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессио­нальное училище является основным типом учреждения начально­го профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабо­чих и служащих.

Профессиональный лицей — центр непрерывного профессио­нального образования (технический, строительный, коммерче­ский, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрирован­ных образовательных программ начального и среднего профессиональ­ного образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возмож­ностью получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная и др.), вечернее (сменное) учреждение началь­ного профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалифи­кации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и спе­циалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Особенности методики начального профессионального образования

Основной формой организации учебной работы в учреждениях начального профессионального образования в блоке общетехни­ческих и специальных дисциплин, так же как и в общеобразова­тельных предметах, является урок — занятие, проводимое препо­давателем с определенной группой учащихся постоянного соста­ва и одинакового уровня подготовки.

Учебный процесс в учреждениях начального профессиональ­ного образования представляет собой единство содержания, орга­низационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи кото­рых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навы­ками, необходимыми для качественного и высокопроизводитель­ного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному при­обретению и творческому применению знаний.

В образовательном процессе методы обучения классифициру­ются по уровню развития самостоятельности учащихся в познава­тельной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродук­тивный, проблемного изложения, частично-поисковый, иссле­довательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, уп­ражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Специфика изучения общетехнических и специальных пред­метов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений при­менять полученные знания в различных условиях. Наиболее полно этим требованиям отвечают беседа, самостоятельная работа с книгой, применение наглядных пособий и технических средств обучения, упражнения, лабораторно-практические работы.

Беседа как метод сообщения нового учебного материала харак­теризуется тем, что преподаватель выдвигает вопрос, подлежа­щий изучению, и подводит учащихся путем совместных логиче­ских рассуждений к определенному выводу. При этом преподава­тель побуждает учащихся применять ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять явления, процессы, факты, делать умозаключения.

Метод самостоятельной работы учащихся с книгой примени­тельно к изучению общетехнических и специальных предметов направлен на формирование умений работать с учебником, учеб­ным пособием, дополнительной литературой, справочниками, таблицами государственных стандартов, различной тех­нической литературой и др. Учащиеся должны понимать смысл прочитанного, выделять в нем главное.

Одной из форм практического применения знаний, получен­ных в ходе изучения общетехнических и специальных предметов, являются лабораторно-практические занятия. Лабораторные рабо­ты связаны с наблюдением и анализом технических явлений и формированием у учащихся умений и навыков постановки экспе­римента в целях исследования определенных технических процес­сов, закономерностей, причинно-следственных связей. Практи­ческие работы направлены на формирование у учащихся умений и навыков, связанных с оперированием техническими объектами в целях более глубокого их изучения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.