Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либертарно-юридическая аксиология




Данная концепция права позволяет в русле юридического правопонимания учесть рациональные моменты и достижения как естественноправовой, так и юридико-позитивистской мысли и в то же время преодолеть присущие им недостатки.

Так, в отличие от естественноправового подхода (с его смеше­нием формально-правового и фактического, права и морали, пра­вовых и внеправовых ценностей, относительных и абсолютных цен­ностей и в целом смешанной формально-фактической и морально-правовой трактовкой равенства, свободы, справедливости и права вообще) развиваемая нами концепция права носит строго формаль­ный (формально-правовой) характер, адекватный праву как форме общественных отношений. Именно это и дает основание в онтологи­ческом плане говорить о том, что компоненты данной концепции (равенство, свобода, справедливость и конкретизирующие их фор­мы и нормы) являются чисто правовыми категориями, формальны­ми по своей природе составными моментами, свойствами и харак­теристиками всеобщей правовой формы. В аксиологическом же плане такая концепция права позволяет обоснованно утверждать, что речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности — в силу абстрактной всеобщности права и правовой формы — носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле — абсолютный, а не относительный) характер. Право тем самым в своем аксиологическом измерении высту­пает не просто как неформализованный (формально-фактический) носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценно­стей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфиче­ская форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценност­ных форм.

Такое понимание ценностного смысла правовой формы дол­женствования принципиально отличается от позитивистского под­хода к данной проблеме. Ввиду отождествления права и закона (позитивного права) и отрицания объективных, независимых от за­конодателя и закона, свойств и характеристик права позитивизм отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая позитивистами "ценность" закона (позитивного права) на самом деле лишена собственно ценностного смысла. Позитивистская "ценность" закона (позитивного права) — это его официальная общеобязатель­ность, властная императивность, а не его общезначимость по како­му-либо объективному (не властно-приказному) основанию. Здесь происходит обесценивание права.

В противоположность такому позитивистскому обесценению права в нашей концепции права правовая форма как форма равен­ства, свободы и справедливости качественно определенна и содер­жательна, но содержательна и определенна в строго формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического со­держания, как это характерно для естественноправового подхода.

Поэтому такая качественно определенная в формально-правовом плане форма права представляет собой форму долженствования не только в смысле общеобязательности, властной императивности и т. д., но и в смысле объективной ценностной общезначимости, в смысле ценностно-правового долженствования.

Данная концепция правовой (формально-правовой) трактовки фундаментальных ценностей человеческого бытия (равенства, сво­боды, справедливости) в качестве основных моментов правовой формы долженствования четко очерчивает и фиксирует ценност­ный статус права (круг, состав, потенциал права как ценности, спе­цифику права как ценностно-должного в общей системе ценностей и форм долженствования и т. д.). С этих позиций правовых ценно­стей может и должно определяться ценностное значение всех фе­номенов в корреспондирующей и релевантной праву (праву как должному, как цели, как основанию требований, источнику право­вых смыслов и значений) сфере сущего.

Эту сферу сущего, ценностно определяемого с позиций право­вого долженствования, составляют — в рамках юридической аксиологии (с учетом специфики ее предмета, профиля и задач) — закон (позитивное право) и государство во всех их фактических проявлениях и измерениях, во всем их реальном существовании.

В юридической аксиологии речь, следовательно, идет об оцен­ке (ценностном суждении и оценке) с позиций права правового смысла и значения закона (позитивного права) и государства, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как цель для закона (позитивного права) и государства. Закон (позитивное право) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оцен­ке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постоль­ку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, вы­ражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми.

Таким образом, ценность закона (позитивного права) и госу­дарства, согласно развиваемой нами концепции юридической ак­сиологии, состоит в их правовом значении и смысле. Цель права как должного в отношении закона (позитивного права) и государст­ва можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство — это, следо­вательно, правовые цели-ценности реального закона (позитивного права) и государства.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.