Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика ранней юности




 

Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Главные институты социализации личности юношества не складываются в единую систему, что существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности: родительская семья, школа, общество сверстников, средства массовой коммуникации.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста (этапа эмансипации от взрослых) обычно восстанавливаются контакты с родителями, при этом на более сознательном и высоком уровне. При всем своем стремлении к самостоятельности и в этом возрасте растущему человеку необходимы жизненный опыт и помощь старших. Семья остается местом, где старшеклассники чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для старшеклассников, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Юноши и девушки в этом возрасте нередко категоричны и нетерпимы в общении со всеми, даже со взрослыми. В людях они, в отличие от подростков, начинают ценить ум, культуру, образованность.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает друга к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения) может появиться первая настоящая влюбленность. Старшеклассники представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик: не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у юношей. Юноши часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм. Вместо того чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить: аскеты — потому, что чувственность «грязна», а интеллектуалы — потому, что она «не­интересна».

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральные установки и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности.

Центральный психологический процесс — формирование личной идентичности — чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Канадский психолог Дж. Марша в 1966 г. выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1. Неопределенная, размытая идентичность характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2.Досрочная, преждевременная идентификация имеет место, если ин­дивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3.Для этапа моратория характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4.На этапе достигнутой зрелой идентичности кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Юноша с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы (Дж. Марша, 1980).

«Мораторий» обычно предполагает высокий, а «досрочность» — низкий уровень тревожности; в последнем случае может сказаться как отсутствие кризисной ситуации выбора, так и действие механизмов психологической защиты представления о себе. Более высокие уровни идентичности соотносятся с более высоким самоуважением. «Размытая идентичность» и «досрочная идентификация» связаны с меньшей интеллектуальной самостоятельностью, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; юноши первого типа в таких случаях чувствуют себя скованно, а второго — пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами и с более развитой рефлексией. «Мораторий» и «зрелая идентичность» характеризуются преобладанием интернального, а «размытость» и «преждевременность» — экстернального локуса контроля. «Преждевременность» дает самые высокие показатели авторитарности и самые низкие по самостоятельности. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии моратория или зрелой идентичности.

Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность — не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.

Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на собственную биографию, Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15—17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются, чуть ли не стариками. В то же самое время 13—14-летние школьники воспринимаются старшеклассниками как «малолетки».

Позиция третья. Старшим школьникам необходимо раскрывать перспективу их жизни. У детей разного возраста существуют разные представления о времени. Дошкольники, младшие школьники и подростки живут настоящим. Они не задумываются всерьез о своем будущем. Лишь старшие школьники действительно живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом человека и гражданина, будущего мужа и жены, будущего отца или матери. Те родители, учителя, взрослые люди, которые наиболее полно сумели удовлетворить потребность старших школьников в ориентировке на будущее, становятся для них наиболее близкими, авторитетными людьми как в семье, так и в школе.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и на разнообразие вариантов личностного развития, можно обнаружить общую, стабилизацию личности в этот период, начавшийся с формирования Я-концепции на границе подросткового и старшего школьного возрастов. У старшеклассников в большей степени, чем у подростков, развито самоуважение, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Юноши и девушки в 16—17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Обостряется интерес к сложным ми­ровоззренческим проблемам: счастья, долга, свободы личности, смысла жизни. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Мышление старшеклассников отличается довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретает теоретическую и критическую направленность. Юный человек ищет четких, определенных ответов, и в своих взглядах он категоричен, недостаточно гибок, проявляет юношеский максимализм. Самостоятельность мышления в этом возрасте часто приобретает характер безапелляционных суждений и оценок, которые нередко еще по-детски наивны и односторонни. Однако не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. По мнению Э. Эриксона, в юности необходим мировоззренческий выбор. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность и потребность в уединении. Переживаются первые сильные чувства к противоположному полу. Вопрос выбора профессии становится одним из основных, требующим решения. Современные девушки и юноши при его решении на первое место часто ставят не интерес и свои склонности, а престижность профессии, характер оплаты труда.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. В многочисленных исследованиях было доказано, что пониженной _ самоуважение соотносится с проявлением всех видов девиантного поведения: нечестностью, участием в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» — нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка самовоспитания. Это расхождение является не только функцией возраста, но и функцией интеллекта — чем более развит интеллектуально юный человек, тем, как правило, у него это расхождение больше. Возникающий конфликт в норме разрешается в деятельности (учеба, спорт, труд) на основе сильного «Я», которое может ставить себе сложные задачи, и в этом проявляется мера самоуважения. Невротическая же рефлексия, наоборот, позволяет уйти от решения возникающих проблем, спрятаться в «самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» (Г. Гегель). Поэтому во взаимодействии со старшеклассниками необходимо одним помогать более реалистично смотреть на свои возможности; а другим повышать уровень самооценки и веру в собственные силы.

Самосознание и самооценка юношей и девушек также сильно зависят от исторически сложившихся и социально поддерживаемых половых ролей.

Эффективность воспитательной работы школы и других образовательно-воспитательных учреждений во многом определяется тем, насколько принимаются во внимание при воспитании детей физиологические, психологические и социальные особенности представителей разного пола, насколько на всех возрастных этапах становления личности формируются соответствующие женские или мужские формы поведения и ценности. Нельзя понимать равноправие полов как превращение человека в бесполое существо, с размытыми половыми ориентациями, социальными ролями и формами поведения. Особенно остро вопрос овладения половыми ролями стоит в подростковом возрасте, но не теряет он своей актуальности и в период ранней юности.

Изменение учебной мотивации — одно из характерных проявлений в старшем школьном возрасте. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было, принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Кроме того, психологами (К. Миллер, М. Кон, К. Скулер и др.) выявлено, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа в этом возрасте способствует формированию более гибкого, творческого стиля мышления и развитию общей, выходящей за рамки учебной деятельности, потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств, что, к сожалению, в школе редко учитывается и далеко не всегда поощряется.

Общаться со старшеклассниками, как в учебном заведении, так и в семье надо уважительно, открыто, на условиях равноправия, признания права молодого человека на собственное мнение, собственные ошибки и самостоятельные решения и поступки. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности.

Эмансипация от родителей, стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых. Что лежит в основе этих процессов?

1. Механизм психологического противодействия. Он начинает срабатывать в тех случаях, когда юный человек постоянно находится под прессингом родительского авторитета.

Появляется стремление изолироваться, обрести независимость. Это своеобразная реакция на вольное или невольное подавление его личности. Под родительским прессингом подразумевается не только постоянное авторитарное давление, но и излишняя мелочная опека, идущая под флагом заботы, а также стремление решать за самого ребенка его проблемы, бесцеремонное вмешательство в его внутренний мир.

2. Стремление преодолеть консерватизм взрослых (в том числе и родителей), который обнаруживается во взглядах на жизнь, труд, духовные, материальные ценности, на моду, танцы, одежду и пр. Чем сильнее проявляется консерватизм, тем активнее старшеклассники пытаются продемонстрировать свой отказ от привычных стандартов поведения, взглядов, представлений, вкусов.

Консерватизм старшего поколения — естественное и вполне закономерное проявление заботы об устойчивости основ семейной, общественной и культурной жизни. Он как бы уравновешивает стремление молодого поколения к ниспровержению всего сущего лишь потому, что оно не принадлежит их времени, их среде, не позволяет развиваться молодежному экстремизму, негативизму, приобретающему порой асоциальные формы.

Но излишняя приверженность к «устойчивости» серьезно дезориентирует старших, особенно тех, кто не желает «поступаться принципами», провоцирует молодежный экстремизм, порождает «бунт поколений» или, как его иногда называют, «конфликт отцов и детей». Разумный консерватизм в сочетании с вдумчивым отношением, понимание мотивов поведения молодежи дают возможность избежать подобных конфликтов. Опасность последних состоит в том, что они отвлекают обе стороны от решения наиболее принципиальных проблем, переключают внимание на второстепенные, несущественные, например, на внешний вид старших школьников. Шекспир отметил: «Чем бы человек отличался от животного, если бы ему было необходимо только полезное и ничего лишнего!»

Н.Б. Крылова считает характерным для этого возраста определение ситуации принятия/непринятия среды и сложного социокультурного пространства, преодоление кризисов' культурного самоопределения и самовыражения, приобретение опыта всевозможных культурных практик, нахождение своего места в культурном пространстве. Решение, стоящей задачи овладения профессией становится условием для наиболее полной самореализации и самоосуществления.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Назовите и охарактеризуйте основные новообразования ранней юности.

2. Напишите автобиографию таким образом, чтобы в ней четко просматривались этапы возрастных переходов, появление и формирование новообразований, субъективных и объективных проблем, с которыми трудно было определиться самому, без посторонней помощи.

3. Напишите реферат на тему вхождения ребенка в культуру в процессе его взросления, воспитания и обучения. Проведите небольшое исследование по этой проблеме в соответствующей возрастной среде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.