Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление и государственная власть




Проанализировав суть изложенных выше теорий МСУ, можно сделать вывод, что во всех теориях, хотя и в разной степени, проявляется возможность наличия у МСУ так называемого политического участия, т. е. наиболее эффектив­ного решения на местном уровне публичных (общественно значимых) задач как территориального сообщества, так и центральной власти. Бо­лее того, во всех случаях налицо автономизация самоуправления и су­ществование традиционной оппозиционности МСУ государственной власти.

Независимо от того, является ли община предшественником государства или она получила право на самоуправление из рук государства, именно община рассматривается основой, на которой базируется государство. Так, А. Штейн оценивал самоуправление как возникающее «нестолько благодаря свободной и самодеятельной воле отдельных граж­дан, сколько благодаря природе данных отношений, порождающих и, делающих необходимым это участие. И поэтому следует исходить из той мысли, что самоуправление… как и его естественные основы, об­нимает целое государство и таким образом создает вторую органиче­скую систему исполнения рядом с системой правительственной, и что из взаимного соприкосновения этих систем возникает потом право их обоих...». «А функция самоуправления есть восприятие функции пра­вительства, насколько последняя может быть сужена ограниченными интересами и местными отношениями». /29/

На разных этапах развития конкретного государства изменение за­дач государственного строительства определяло сферу деятельности МСУ и его возможности. Постоянно возрастает зависимость МСУ от государства. Самостоятель­ность общины государством допускается и соответственно признает­ся в целях приспособления МСУ к требованиям, определяемым государством.

Эволюция МСУ заключается в вовлечении его в механизм государственного управления. Оценивая современ­ную концепцию муниципального реализма, Г.В. Барабашев отме­чал, что она «порождает представление о сбалансированности идей местной автономии и нейтралистских устремлений государственной власти; между тем централистское, бюрократическое начало служит определяющим фактором муниципальной деятельности в условиях государства». /5/

В государстве, развивающемся на демократической основе, речь идет о партнерстве центра и мест, в иных условиях централистское, бюрократическое начало превращает муниципальную деятельность в продолжение государственного управления на местном уровне. Од­нако и в этом случае «партнерство центра и мест» также налицо.

Принимая во внимание множественность концепций МСУ, реализуемых государствами в наши дни, независимо от того, рассматривается ли оно как элемент государственной децен­трализации или как форма народовластия (возможно и сочетание), следует признать, что на современном этапе политико-правовая при­рода МСУ существенно изменилась. Сохранение основных сущностных признаков МСУ, даже при его расширении и укреплении, не дает достаточных оснований говорить о нем как о не обладающем государственно-правовой природой.

Раскрывая сущность МСУ, его следует рассматривать и как форму организации публичной власти, и как метод управления. При этом МСУ имеет политический, а также неполитический характер. Из всех разновидностей самоуправ­ления - общегосударственного, регионального, производственного, сословного, житейско-бытового - МСУ занимает особенно важное место. Локальный характер МСУ обеспечивает его специфическую связь с населением, порождает организационную обособленность органов МСУ от звеньев государственного аппарата.

Наличие собственной компетенции, определенной бюджетно-финансовой самостоятельности создают условия для управленческой самостоятельности МСУ для права местного нормотворчества.

В отличие от органов государственного управления органы МСУ:

а) не назначаются сверху (их система, структура определяются населением, отражаются в принятом с его участием уставе муници­пального образования);

б) не являются агентами правительства и других вышестоящих государственных органов, сохраняя определенную самостоятель­ность даже при осуществлении задач, порученных сверху;

в) не включены в централизованную иерархическую систему;

г) не отделены от населения.

Развитие самоуправления как прогрессивного и жизнеспособного института на основе максимального участия граждан в управлении немыслимо без ответа на вопрос: возможно ли в современных условиях четко разделить деятельность органов МСУ на собственную (самоуправление) и делегированную (управление) и од­нозначно определить сущность МСУ, зная, что природа МСУ двулика (государственная и обще­ственная)?

Выделить МСУ позволяют следующие крите­рии:

- обеспечение местного интереса;

- хозяйствование в интересах жителей муниципального образования;

- наличие определенной сферы деятельности, предметов ведения местных дел и т. д.;

- использование форм прямой демократии, т. е. непосредственное решение населением вопросов местного значения, а также его актив­нее участие в деятельности органов МСУ;

- сберегаемое и развиваемое стремление жителей муниципального образования быть общностью, самим определять свою судьбу, гражданскую позицию.

В государстве, претендующем на то, чтобы считаться демократическим, организация общего управления страной строится с учетом задач возможностей МСУ. В некоторые периоды, осо­бенно при ослаблении центральной власти и экономическом кризисе, МСУ может стать организующим звеном, которое как бы «подставляет плечо» государству, принимает на себя долю от­ветственности за дела не только муниципальные, но и региональные, общегосударственные.

С учетом призвания МСУ, пожалуй, впервые в российской истории сегодня есть шанс не насадить его сверху, а использовать ценности и потенциал концепции МСУ для многоуровневого участия широких слоев населения в делах как местных, так и общегосударственных. К тому же в организации обеих форм публичной власти - государственной и МСУ - есть много общего. Еще на стадии подготовки Феде­рального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в РФ» высказывалась мысль о том, что «вся концепция МСУ должна стро­иться на следующем постулате: федеральная государственная власть РФ и МСУ есть лишь разные организационные формы самоуправления народа. Известное един­ство свойственно всем представительным органам - они избираются населением, работают в форме сессий, комитетов, комиссий, индивидуальных стараний депутатов, принимают акты, обязательные для всех, кто находится на соответствующих территориях. Органы исполнительной власти различного уровня также имеют сходство функций, порядка формирования (в частности, избрания первых лиц населе­нием). В случае необходимости можно прибегнуть к волеизъявлению всего народа (населения), что выразится в императивных и консуль­тативных его голосованиях». /3/

Важной объединительной чертой государственной и муниципаль­ной властей, их реформирования и развития в современных условиях, а фактически становления является то, что переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется при активном возложении на муниципальные органы многих обязательств, ранее относившихся к сфере государственной деятельности. Сложилась ситуация, когда в немалой сте­пени именно по деятельности органов, наиболее приближенных к населе­нию, оно и судит о деятельности государства. Высшие должностные лица РФ неоднократно подчеркивали, что «структура госу­дарственной власти будет неустойчивой до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система МСУ», что «значительную часть общегосударственных проблем, их остроту можно было бы снять, если бы уже действовало нормальное МСУ». /22/

Все существенные признаки государства - территория, население, публичная власть - есть и у муниципального образования. Однако ха­рактер власти различен: государственная - суверенно, муниципальная - подзаконна. Конечно, суверенная государственная власть тоже действует в рамках законов, но она сама создает их для себя; муниципальная власть строится на основе законов, разработанных государственной властью, и лишь в малой степени опирается на собственное нормотворчество.

Общественно-государственный характер МСУ делает его важным, зачастую ключевым звеном в механизме взаимодей­ствия гражданского общества и государства. МСУ обеспечивает баланс интересов местных и государственных. Государ­ство исходит из необходимости самостоятельного (автономного) МСУ прежде всего потому, что признает и наличие единой общей цели - интересов населения, т. е. местного интереса. Без целевой установки - принятие решений для обеспечения местного интереса - идея МСУ будет мертва, иными слова­ми, не может быть реализована.

Концепция негосударственного характера МСУ, сложившаяся и преобладающая на этапе принятия Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона 1995 г., основывалась на устарев­ших западных теориях. В современных условиях на смену радикализму противопоставления МСУ и государства приходит осознание необходимости их сотрудничества, основанного на взаим­ных интересах. Это объясняется следующими причинами:

- реализация принципов социальной государственности не может осуществляться вне рамок единых для всей страны ориентиров государственной политики;

- и государство, и МСУ выполняют общую за­дачу - обеспечить достойные жизненные условия населению, благо­состояние общества.

Тенденция сращивания местных дел с общегосударственными интересами не может не влиять на статус органов МСУ, приближая их к статусу агентов центральной власти. Эта тен­денция характерна для всех современных государств. Взаимодействие и координация усилий государства и органов МСУ осуществляются при явном приоритете государственного начала.

Проблема соотношения и взаимодействия МСУ и государственной власти заключается в переходе от методов тра­диционного администрирования - управления по вертикали - к ме­тодам координационного управления - горизонтальному сотрудниче­ству всех заинтересованных участников территориального развития.

Анализ современных концепций МСУ свидетельствует о том, что в связке «государство - МСУ» как целевая установка рассматривается обеспечение целостности госу­дарства и общества. Взаимодействие органов государственной власти и МСУ носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов.

Органы государственной власти устанавливают государственную защиту и обеспечивают гарантии самостоятельности МСУ, помогают в хозяйственно-финансовом отношении, осуществляют государственно-правовое регулирование, определяют государственную политику развития МСУ, осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц МСУ, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответ­ственность.

Государство, признавая МСУ, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. В РФ можно назвать такие средства воздействия МСУ на государственную власть и гарантии в отношениях с нею, как:

- обращение органов и должностных лиц МСУ к государственным органам, порождающее обязанность их рассмотре­ния и принятия необходимых мер;

- обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц МСУ - в рамках нормативно установленных их предметов ведения и полномочий - для исполнения всеми, расположенными на терри­тории муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также государственными органами;

- право законодательной инициативы представительных органов МСУ в представительном органе государственной власти субъекта РФ;

- право на судебную защиту от действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права МСУ;

- участие МСУ в избирательном процессе при формировании органов государственной власти и проведении рефе­рендумов (общефедеральных или региональных);

- выполнение органами МСУ переданных им законом отдельных государственных полномочий.

Решающая роль государства в установлении и регулировании МСУ обеспечивает реализацию МСУ на государственно-правовых началах и одновременно свидетельствует о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов. /17/

С помощью единства этих двух начал, как отмечает Н.В. Постовой, решаются важнейшие общественно-государственные задачи:

1) исключается раздвоение власти, которое ведет к политической нестабильности и ослаблению государства и составляющих его институтов, к разобщению институтов;

2) создаются возможности для большей части людей участия в управлении делами общества и государства;

3) ликвидируется разрыв между обществом и государством;

4) достигается единая цель - сохранение и укрепление общества и государства при наличии демократических институтов;

5) государство в большей степени входит в курс местных дел и принимает соответствующие решения, сущность которых согласует­ся с интересами людей;

6) порождается общий интерес для граждан и государственных органов, сущность которого состоит в обустройстве жизни, достой­ной каждого человека и общества в целом;

7) управление обществом на основе согласованных действий преобразуется в единый созидательный процесс. /23/

Современная реформа МСУ осуществляется не без учета российского опыта земского и городского самоуправления, опыта деятельности Советов, а также международного опыта организа­ции МСУ и управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.