Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели и тенденции развития




Зарубежный опыт местного самоуправления территориального управления

В современных зарубежных странах местное самоуправление представляет систему децентрализованной организации местного управления, сложившуюся в результате длительного, преимущественно эволюционного, развития. Становление централизованных государств привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. На основе взаимодействия различных уровней публичной власти обеспечивается достижение эффективного управления делами общества.

Рассматривая развитие однопорядковых групп общественных отношений в различных странах, сравнивая их с современным состоя­нием в Российской Федерации, мы получаем возможность наряду со знакомством с уникальными особенностями различных моделей местного самоуправления выделить ряд общих закономерностей, имеющих общечеловеческое, общегуманитарное значение.

Прежде всего международный исторический опыт реализации идеи народовластия свидетельствует о постоянном поиске баланса между двумя диалектическими противоположностями - самоуправлением (местным, региональным) и государственностью. Борьба с централизмом и порождаемым им государственным бюрократизмом уходит в глу­бокое прошлое. Противниками централизованной заурегулированной власти выступают люди разных убеждений, ориентации, которые со­лидарны в одном: они негативно относятся к явлениям, порождаемым централизмом - якобы единственно рациональная власть есть власть «вобранных» на общегосударственном уровне, а собственно управлен­ческие функции предполагают механическое осуществление, - и вы­ступают за создание условий для обеспечения активной жизненной по­зиции граждан.

Весьма знаменательно, что исследователи американского опыта государственного устройства не идеализируют его, а, напротив, оценивают современное состояние американской демократии как кризисное. Причина кризиса как раз заключается в том, что люди в отличие от бы­лых времен стали слишком полагаться на центральное правительство и федеральные законы, на то, что кто-то там «наверху», более мудрый, чем они сами, за них решит их же проблемы. В этом кроется серьезная угроза для демократии и свободы, независимо от того, правят ли госу­дарством автократы или избранные народом правители. /44/

Несмотря на серьезные различия в исходных моментах, представляющих становление и развитие местного самоуправления в различных странах, в самих системах организации местного самоуправления есть много общего, что их объединяет и свидетельствует об общих закономерностях развития. Они состоят в следующем:

1) всестороннее развитие децентралистских тенденций, стремление ограничить административную централизацию (период революци­онных преобразований);

2) переход к жесткой административной централизации, создание четкой, строго организованной административной иерархии ис­полнительных органов;

3) установление определенного равновесия между централистскими и децентралистскими тенденциями в развитии местных органов;

4) постоянные попытки реорганизации и модернизации местного управления, связанные с усилением бюрократической централиза­ции;

5) переход от децентрализации (понимаемой как расширение функ­ций и компетенции органов местного управления и соответствен­но ограничение правомочий центральных органов государственного управления) к деконцентрации (понимаемой как перенос полномочий по принятию решений на нижестоящие уровни руководства в цен­трализованных системах органов государственного управления).

Выступая относительно обособленной частью конституционного механизма государственной власти современных западных демокра­тий, местное самоуправление обладает следующими чертами:

- во-первых, основано на представительных началах;

- во-вторых, не зависит от органов правительства в делах местного характера;

- в-третьих, ограничено предписаниями закона;

- в-четвертых, обладает независимой собственностью, собственными источниками доходов;

- в-пятых, формирование органов местного самоуправления происходит без государственной опеки.

Современные государствоведы единодушны в том, что истоки местного самоуправления восходят к муниципальным реформам XIX в.; при этом отмечают преемственность средневековых идей товариществ, ассоциаций, вольных городов и т. д. Возникновение местных представительных органов связано с процессами перехода от феодальной фор­мации к капитализму. На начальном этапе своего развития местное самоуправление характеризовалось сильной автономией в отношениях с центральным правительством. Для наших же дней «функциональное сближение деятельности муниципалитетов и центрального испол­нительного аппарата, а также развитие элементов административной субординации между ними обозначают превращение муниципальных органов в подсистему механизма государственного управления, воз­главляемого правительством». /10/

В зависимости от положения местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти обычно выделяют следующие модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную (французскую), смешанную (германскую).

Англосаксонская модель местного самоуправления (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.) считается классической муниципаль­ной формой. Для этого типа организации местного самоуправления характерны:

- высокая степень его автономности;

- отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами разных уровней;

- отсутствие на местах уполномоченных представителей центрально­го правительства, опекающих местные органы;

- избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц;

- сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципальных органов. /11, 14, 35/

Континентальная (французская) модель (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток) характерезуется такими чертами:

- сочетание прямого государственного управления (государственная администрация) на местах и местного самоуправления;

- жесткая система административного контроля на местах;

- бюрократическая субординация между органами различных уров­ней управления;

- широкие возможности административного воздействия централь­ной власти: предварительный контроль в отношении решений органов

- местного самоуправления, возможность аннулирования принятых решений, временное их приостановление и пересмотр, замещение орга­нов местного самоуправления, их отзыв, отставка, роспуск и др. /40, 52, 56/

Реформа местного самоуправления, осуществленная в начале 80-х гг. прошлого столетия во Франции, существенно усилила децен­трализацию, ликвидировала институт префектов, сократила возмож­ности административного воздействия вышестоящих уровней управ­ления на нижестоящие.

Смешанная (германская) модель (Австрия, Германия, Япония) объединяет в себе некоторые черты англосаксонской и континентальной (французской) моделей, а также обладает своими собственными особенностями. Например, в ФРГ четкое взаимодействие местного управления и самоуправления обеспечивается системой отношений глав правительственных округов (Regierungsprasident) с главами админи­страции базового звена местного самоуправления на уровне районов - ландратами или районными директорами, являющимися и чиновни­ками государства, и главами исполнительных органов коммунального самоуправления (это относится и к городам в ранге районов). Таким образом, районы и города в ранге районов, образуя основу коммуналь­ного самоуправления, одновременно служат звеном государственной системы управления.

При этом существует соподчинение вышестоящих и нижестоящих муниципальных органов. В ряде правительственных округов допуска­ется ограниченное право местного самоуправления. /25, 54/

Под влиянием интеграционных процессов, предопределяющих мно­гие стороны развития современных государств, различия между указан­ными моделями перестают носить принципиальный характер. Муници­пальные реформы, осуществленные в последней четверти XX в., свиде­тельствуют о существенном сближении между названными моделями. Подтверждением этому служит принятие Европейской хартии местного самоуправления, подписанной в Страсбурге 15 октября 1985 г.

Несмотря на серьезные организационно-правовые различия между органами местного самоуправления, некоторую архаичность территориальной организации, можно говорить об общих современных тенденциях в их положении и развитии. Наиболее полно это выражает­ся в компетенции, ролевой характеристике участия в осуществлении функций государства, финансовом положении.

В зарубежных унитарных государствах вопросы регулирования местного самоуправления находятся в ведении центральной власти, в федеративных - в ведении субъектов РФ.

Как отметил Г.В. Барабашев, общий принцип производности муниципальных полномочий от власти парламента в Великобритании муниципалитеты не автономные образования. Они осуществляют власть, возложенную на них парламентом») в США вылился в форму­лу «муниципалитеты - креатуры и агенты соответствующих штатов». В конституциях подавляющего большинства штатов закреплено право Легислатуры создавать и упразднять муниципалитеты, предусматри­вать их юрисдикцию и конкретные полномочия, дополнять и изменять их в любое время. /10/

Характеризуя американскую правовую доктрину по отношению к муниципалитетам, Томас Дай пишет: «Местное самоуправление не упоминается в Конституции США. Хотя мы и рассматриваем американ­скую федеративную систему как совокупность федерального, штатного местного уровней власти, с конституционной точки зрения местное управление составляет часть органов штатов. Общины не имеют конституционного права на самоуправление, все их полномочия юридически исходят от штата... в той мере, в какой органы местного самоуправ­ления собирают налоги, регулируют жизнь населения и обеспечивают осуществление служб, они, в сущности, выполняют функции штата, которые последний делегировал им в конституции или в законе». /49/ Конституция ФРГ предусматривает (пп. 1, 2 ст. 28) создание представительных органов в землях, общинах и союзах общин. И в этом случае правовое регулирование сосредоточено на уровне субъектов.

В США и ФРГ число систем местного самоуправления равно числу субъектов (не следует думать, что соответственно в США - 50, в ФРГ - 16 систем местного самоуправления - по числу субъектов этих федераций; речь идет о другом - о праве субъекта самостоятельно избрать для себя подходящий вариант, и в реальности их не так уж много).

Система муниципальных органов в большинстве случаев опре­деляется административно-территориальным делением. В настоя­щее время наиболее распространенным является двух-трехзвенное административно-территориальное устройство, встречается и четырех-пятизвенное, что сказывается на сложности системы выборных органов местного самоуправления. В современных демократических государствах существуют как системы, организованные на основе принципа соподчинения разноуровневых муниципальных органов (например, во Франции, в ФРГ, Италии, Японии), так и системы, в основе которых лежит принцип автономии и соподчинение нормативно отсутствует (например, в США, Великобритании).

Представительные органы местного самоуправления образуются не в каждой административно-территориальной единице. Можно наблю­дать разнообразие подходов в образовании представительных органов в так называемых естественных (сложившихся исторически) и ис­кусственных (созданных путем объединения) административно-территориальных единицах. Речь идет об отходе от поселенческого принципа (город, село, поселок и другие естественные образования) и о возможности создания представительных органов местного само­управления на уровне административно-территориальных единиц регионального характера - кантонах и округах (Франция), округах (ФРГ), воеводствах (Польша) и т. п.

Система органов местного самоуправления во многом зависит от стремления центральной власти повысить эффективность государ­ственного управления за счет территориальной реорганизации об­щин путем их значительного укрупнения. Так, в ФРГ цели реформы определялись следующим образом: «Государственное и коммунальное управления должны быть приспособлены к возрастающим требова­ниям. Их необходимо укрепить и рационализировать. Усилить ком­мунальное управление так, чтобы каждая община решала все вопросы собственными силами. Ликвидировать диспропорцию между объемом дел и возможностями». /23/ Укрупнение общин проводилось через так на­зываемые регулирующие меры, к которым относились: уничтожение «бесперспективных коммун», содействие добровольным ассоциациям общин и др. Территориальная реформа в ФРГ значительно сократила количество районов и общин. Если на начало реформы (1963 г.) в стра­не насчитывалось 24 278 общин, то к ее завершению (1974 г.) осталось только 10 979 общин. Число районов уменьшилось с 425 до 250. /54/

В США и Великобритании модернизация системы муниципальных органов тоже признается одним из острых вопросов внутриполитиче­ской ситуации.

Во Франции широкое развитие получили специальные межкоммунальные образования: синдикаты, городские дистрикты, расширенные городские коммуны.

Совершенствование системы органов местного самоуправ­ления в разных странах не завершено. Наличие устаревших административно-территориальных форм затрудняет решение социально-экономических проблем и не способствует повышению эффективности местного самоуправления. Эффективности старают­ся достичь за счет сочетания главами местной администрации функ­ций государственного чиновника и должностного лица местного са­моуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.