Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальная собственность (муниципальное имущество)

Общие положения. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ /1/: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Это конституционное положение позволяет видеть, что муниципальная собственность существует на равных основаниях как с частной, так и с государственной и другими формами собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерально­го закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество является составной частью экономической основы местного самоуправления, а часть 2 ст. 49 в продолжение при­веденной нормы Конституции РФ гласит, что муниципальная соб­ственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Федеральный закон 2003 г. использует два понятия - «муниципаль­ная собственность» и «муниципальное имущество». Исследуя их соотно­шение требуется учитывать два существенных фактора:

А) Во-первых, исходя из общего понятийного аппарата Гражданского кодекса РФ /3/ имущество - это конкретные виды материальных объектов, которые могут находиться в той или иной собственности. Одни и те же имуществен­ные объекты могут находиться в разных формах собственности (хотя законодатель может установить нахождение отдельного имущества только в конкретной форме собственности). Исходя из такого подхода муниципальное имущество следует считать материальным содержани­ем муниципальной собственности.

Б) Во-вторых, допустима такая ситуация, когда собственник какого-то имущества передает его в пользование муниципального образова­ния на постоянно или на определенный срок, однако не отказывается от своих прав собственника. Муниципальное образование с согласия собственника может пользоваться переданными объектами точно так же, как и муниципальным имуществом, не обладая (по общему пра­вилу), конечно, правом их передачи иным пользователям и изменения формы собственности. Таким образом, на соответствующий период это имущество имеет режим, во многом сходный с муниципальным имуществом.

Федеральный закон 2003 г. о возможности второй ситуации ниче­го не говорит. В экономическую основу местного самоуправления он включил лишь имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти. И все-таки имущество, переданное иным собственником в пользо­вание муниципального образования (например, от государства вместе с отдельными переданными государственными полномочиями), также может играть немаловажную роль в экономических составляющих местного самоуправления.

Федеральный закон выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

1) для решения вопросов местного значения;

2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставле­но органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Вместе с тем Закон 2003 г. не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что лю­бой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений. Конечно, в какой-то мере для решения вопросов местного значения больше подходят муници­пальные унитарные предприятия, а для обеспечения деятельности ор­ганов местного самоуправления - кабинеты, столы, компьютеры и т. д. Но ведь и на предприятии нужны помещения, оргтехника и т. п.

Закон 2003 г. не поручает органам государственной власти субъек­тов РФ разграничивать собственность между муниципальными образо­ваниями разных уровней, а сам предпринимает попытку такого разгра­ничения. Закон делит объекты муниципальной собственности на две группы: имущество, находящееся в собственности поселений; имуще­ство, находящееся в собственности муниципальных районов. Что каса­ется городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

Содержащийся в Законе перечень объектов по каждому уровню муниципальных образований является не «минимально необходимым», а «максимально возможным». В ст. 50 Закона даются достаточно длин­ные перечни объектов, находящихся в муниципальной собственности соответственно поселений и муниципальных районов. Но ч. 2 и 3 ст. 50, где это сделано, начинаются со слов о том, что в собственности посе­лений, районов «могут находиться» и далее следуют перечни объектов. При такой формулировке становится ясно, что это перечни не обяза­тельных, а возможных объектов, т. е. одно муниципальное образование может иметь весь набор объектов, перечисленных в Законе, у другого чего-то может не быть.

Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе. Согласно ч. 5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований, даже если оно и было в силу каких-то обстоятельств получено. В случаях воз­никновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных пере­данных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципаль­ных служащих, работников муниципальных предприятий и учрежде­ний либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в этой статье Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Поря­док и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются феде­ральным законом.

Собственность сельских и городских поселений. В собственности сельских и городских поселений могут находиться (ч. 2 ст. 50):

- имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топли­вом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

- автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслужи­вания таких автомобильных дорог;

- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для со­держания муниципального жилищного фонда;

- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; имущество библиотек поселения;

- имущество, предназначенное для организации досуга и обеспече­ния жителей поселения услугами организаций культуры;

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

- имущество, предназначенное для развития на территории поселе­ния физической культуры и массового спорта;

- имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

- имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

- имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

- пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспече­ния охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

- имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и раз­вития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В приведенный список объектов собственности сельских и город­ских поселений вносились изменения и дополнения.

Например, в 2004 г. в перечень включили имущество, предна­значенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на терри­тории поселения; в 2005 г. - имущество, предназначенное для органи­зации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера; обеспечения безопасно­сти людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; в 2007 г. - имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпри­нимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предприни­мательства.

В 2005 г. обоснованно отнесли имущество библиотек поселения. Кроме того, в 2005 г. в Законе появилась формулировка «объекты куль­турного наследия (памятники истории и культуры) независимо от ка­тегории их историко-культурного значения в соответствии с законода­тельством Российской Федерации».

Были уточнены формулировки, связанные с содержанием вопроса местного значения. Например, в начальной редакции к собственно­сти поселений относилось «имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта». В 2005 г. слово «массовый» было отнесено к спорту. Первоначально в собственность поселений включались «обособленные водные объек­ты на территории поселения». В 2006 г. эту несколько туманную фор­мулировку заменили на «пруды, обводненные карьеры на территории поселения».

Кое-что изъяли из собственности поселений. Так, вначале к ней относились «леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения». В 2006 г. это положение исключили из Закона.

Собственность муниципальных районов. Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов могут находиться:

- имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселе­ний в границах муниципального района;

- автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на терри­тории муниципального района;

- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для организации охраны обществен­ного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

- имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительно­го образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

- имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

- имущество, предназначенное для утилизации и переработки быто­вых и промышленных отходов;

- архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

- имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

- имущество межпоселенческих библиотек;

- имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

- земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

- пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспече­ния охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

- имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входя­щих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

- имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

- имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера;

- имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры под­держки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Состав собственности муниципальных районов также не остался неизменным после принятия Закона 2003 г.:

А) Во-первых, с 2004 г. здесь появились новые объекты - имуще­ство, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района. С 2005 г. была усилена роль райо­нов в культурном обслуживании населения, и появились в их собствен­ности «имущество, предназначенное для обеспечения поселений, вхо­дящих в состав муниципального района, услугами по организации до­суга и услугами организаций культуры», а также «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодатель­ством Российской Федерации». Было признано целесообразным разви­вать не только в поселениях, но и районах физкультуру и спорт. Поэтому в их собственности теперь может быть «имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта». Как и поселения, районы должны заниматься чрез­вычайными ситуациями и безопасностью людей, поэтому им дано право иметь в собственности «имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера», «имущество, пред­назначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья». К собственности районов отнесли «иму­щество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъ­ектов малого и среднего предпринимательства».

Б) Во-вторых, уточнены отдельные виды имущества, находящегося в собственности, в связи с новым формулированием вопросов мест­ного значения для муниципальных районов. В частности, раньше это были автомобильные дороги общего пользования между населенны­ми пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, с ноября 2007 г. -автомобильные дороги «местного значения вне гра­ниц населенных пунктов в границах поселения» (т. е. более предметно обозначена собственность района). Для оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в собственности рай­она в 2006 г. обозначили кроме амбулаторно-поликлинических также и стационарно-поликлинические учреждения.

По начальной редакции Закона 2003 г. собственностью района были межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы, по редак­ции от 31 декабря 2005 г. - имущество межпоселенческих библиотек. Вместо несколько общей формулировки о том, что к собственности района относятся «обособленные водные объекты на территории му­ниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района», в редакции от 3 июня 2006 г. говорится: «пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района», - тем самым район как бы нацеливается на создание подоб­ных искусственных водоемов.

В) В-третьих, отдельные виды имущества исключены из собственности района, поскольку он лишился соответствующего вопроса местного значения. Например, с января 2007 г. утратила силу норма об отнесении к собственности района имущества, предназначенного для организа­ции и осуществления экологического контроля.

Собственность городских округов. В ч. 2 и 3 ст. 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на­званы объекты, которые находятся в собственности поселений и муни­ципальных районов. А далее в ч. 4 ст. 50 записано: «В собственности го­родских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи».

Таким образом, поскольку городской округ близок к городскому поселению, у него могут быть те же виды имущества, что и у городского поселения. Вместе с тем, городской округ во многих отношениях равен в правах с муниципальным районом, поэтому округ может обладать объ­ектами собственности, которые Закон отнес к муниципальному району.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие экономической основы местного самоуправления | Возникновение, осуществление и прекращение права муниципальной собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.