Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Финансовая помощь




 

Выравнивание. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел ряд возможностей и механизмов выравнивания уровня бюджетной обеспе­ченности муниципальных образований и оказания им финансовой по­мощи.

Под выравниванием уровня бюджетной обеспеченности следует понимать совокупность мер такого пополнения средствами соответствующего бюджета, которое приводит к его соразмерности по соотно­шению доходов и планируемых расходов, а также с бюджетами других муниципальных образований.

Федеральный закон 2003 г. установил отдельно соответствующие меры по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности как сель­ских и городских поселений (ст. 60), так и муниципальных районов, городских округов (ст. 61).

Согласно ст. 60 Закона выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Дотация - это средства, которые передаются в нижестоящий бюджет и не возвращаются обратно в тот бюджет, из которого поступили.

Для помощи поселениям образуются два вида фондов:

а) фонд субъекта РФ, именуемый региональным фондом финансовой под­держки поселений;

б) районный фонд финансовой поддержки посе­лений.

Региональный фонд финансовой поддержки поселений (региональный фонд ФПП) образуется и дотации из него предоставля­ются в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. и Бюджетным кодексом РФ, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по реше­нию вопросов местного значения. Размеры дотаций из регионально­го фонда ФПП определяются для каждого поселения субъекта РФ, за исключением поселений, указанных в ч. 5 ст. 60 (т. е. тех, кто не нуждается в такой поддержке, в расчете на одного жителя городского, сельского поселения).

Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и регио­нальных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъек­та РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Распределение дотаций из регионального фонда ФПП и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачис­лению в бюджеты поселений, утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год. Органы местного самоуправ­ления муниципального района могут быть наделены государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспечен­ности поселений; в этом случае дотации из регионального фонда ФПП, о которых шла речь, предоставляются поселениям из бюджета района за счет субвенций из бюджета субъекта РФ и (или) путем установления представительным органом района для поселений в его составе допол­нительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном законом субъекта РФ в со­ответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Районный фонд финансовой поддержки поселений (район­ный фонд ФПП) образуется и дотации из него предоставляются в поряд­ке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправле­ния поселений, входящих в состав муниципального района, осуществ­лять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Распределение дотаций из районного фонда ФПП утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Эти дотации распределяются между поселениями муниципального района, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенного в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений на основе методики, утверждаемой зако­ном субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодек­са РФ. Причем при определении уровня не допускается использовать показатели фактических доходов и расходов за отчетный период или показатели прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских, сельских поселений.

В основе расчета дотаций учитывается количество жителей в поселении. Причем Закон 2003 г. (ч. 5 ст. 60) ввел весьма неоднозначное правило: если уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения до выравнивания в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превы­шал средний уровень по данному субъекту РФ, тогда законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление субвенций из бюджета данного поселения в названный выше региональный фонд ФПП. При невыполнении поселением тре­бовании закона субъекта РФ о перечислении субвенций, производит­ся централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение положенных для данного поселения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов - до уровня, обеспе­чивающего поступление средств в региональный фонд ФПП в размере указанных субвенций.

Размер подлежащей перечислению субвенции для поселения не может превышать 50% разницы между общими доходами его бюдже­та, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности данно­го поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности поселений.

Это значит что, поселения, у которых было лучшее поло­жение в истекшем финансовом году, должны «поделиться» с другими поселениями данного муниципального района. С одной стороны, тре­бование Закона можно понять: в этом году тебе везло, поэтому под­держи соседей, поскольку в другом году сам можешь попасть в тяжелое положение, помощь понадобится тебе. Но, с другой стороны, какой смысл поселению своими инициативами наращивать доходы бюдже­та, если все равно их существенную часть придется перечислить, причем даже не в районный, а в региональный фонд ФПП. /17/

Федеральный закон 2003 г. (ст. 61) регулирует вопросы выравнива­ния уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (го­родских округов). Это выравнивание осуществляется путем предостав­ления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муници­пальных районов (городских округов). Такие фонды (региональ­ные фонды) образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, и они нацелены на выравнивание финансо­вых возможностей органов местного самоуправления названных муни­ципальных единиц осуществлять свои полномочия по решению вопро­сов местного значения.

Дотации из регионального фонда распределяются между указанны­ми муниципальными образованиями (районами и округами) исходя из уровня их бюджетной обеспеченности, а также численности жителей. Дотации распределяются между теми муниципальными районами, го­родскими округами субъекта РФ, в которых уровень расчетной бюд­жетной обеспеченности их бюджета не превышает уровень, использо­ванный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций данным бюджетам на основе методики, утверждаемой законом субъек­та РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

При определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности на уровне муниципальных районов (городских округов) также действует правило о запрете опираться на показатели фактических доходов и рас­ходов за отчетный период или показатели прогнозируемых на плано­вый период доходов и расходов отдельных муниципальных районов (городских округов).

Распределение дотаций утверждается законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом РФ, часть дотаций из регионального фонда может предоставляться каждо­му муниципальному району (городскому округу) в расчете на одного жителя, за исключением муниципальных районов (городских округов), указанных в ч. 4 ст. 61 Закона (тот же принцип, о котором говорилось применительно к поселениям, т. е. кроме тех, кто не нуждается в такой поддержке).

Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и регио­нальных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (город­ских округов).

Распределение дотаций из регионального фонда и (или) заменяю­щие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от феде­ральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

Федеральный закон 2003 г. для муниципальных районов (городских округов) ввел такое же правило, как и для поселений (ч. 4 ст. 61). Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания в отчетном финансовом году в расче­те на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта о его бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в ре­гиональный фонд. При невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций производится централизация части доходов от местных налогов и сбо­ров и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных нало­гов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в регио­нальный фонд в размере указанных субвенций.

Размер подлежащей перечислению субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50% разницы между общими доходами его бюджета, учтенными при рас­чете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (го­родского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Таким образом, и на данном уровне норма Федерального закона 2003 г. не стимулирует усилия муниципальных образований по увели­чению доходов бюджетов.

Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Помимо мер по выравниванию уровня бюджетной обеспеченно­сти муниципальных образований Федеральный закон 2003 г. «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел в ст. 62 иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Этим целям призва­ны служить фонд муниципального развития и фонд софинансирования со­циальных расходов. Правда, Закон называет данные фонды не как обязательные, а как возможные, которые могут быть образованы субъек­тами РФ.В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муници­пального развития (ч. 1 ст. 62 Закона).

Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципаль­ных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осу­ществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования социальных расходов (ч. 2 ст. 62 Закона). Назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта РФ. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются субсидии, и распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Сначала в Бюджетном кодексе РФ предусматривалось, что на федеральном уровне тоже будут аналогичные фонды, в частности может быть образован федеральный фонд регионального развития, в числе задач которого поддержка созданных субъектами РФ фондов муници­пального развития. Затем было решено использовать дотации на вырав­нивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (они образуют фе­деральный фонд финансовой поддержки субъектов), а также субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета как межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предме­там ведения субъектов и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения - совокупность таких субсидий образует федеральный фонд софинансирования расходов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ, бюджетам муниципальных образований мо­жет быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов в формах, предусмотренных Бюджет­ным кодексом РФ (ч. 3 ст. 62 Закона).

Финансирование осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей им необходимых финансовых средств. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление орга­нами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическо­му лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюд­жета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных госу­дарственных полномочий, определяется федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий (ч. 1 ст. 63 Закона).

Для данных целей в составе федерального бюджета создается федеральный фонд компенсаций, а в составе бюджета субъекта РФ - региональный фонд компенсаций.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставля­ются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций. Ука­занный фонд формируется за счет:

1) субвенций из указанного феде­рального фонда компенсаций;

2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного само­управления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им от­дельные государственные полномочия. Распределение производится пропорционально численности населения (отдельных групп населе­ния) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муници­пального образования. Субвенции утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципаль­ному образованию и виду субвенции.

Субвенции из федерального фонда компенсаций не передаются непосредственно органам местного самоуправления, а распределяют­ся между всеми субъектами РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту и виду субвенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.