Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных главой 13 КоАП

Общая характеристика административных правонарушений, предусмотренных иными статьями КоАП (ст. 9.24, 18.32, 18.33, 20.13, 23.2, частью 2 статьи 23.8, частями 1 и 3 статьи 23.9, статьями 23.10, 23.16, 23.17, 23.20, 23.64, 23.68, 23.73).

Помимо административных правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, предпринимательской деятельности и налогообложения, налоговые органы вправе привлекать к ответственности и за правонарушения против:

1. Прав и свобод человека и гражданина: ст. 9.24 «Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений», которая устанавливает, что нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения – влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

2. Безопасности движения и эксплуатации транспорта: ст. 18.32 «Провоз пассажира без билета или багажа без квитанции», которая устанавливает, что провоз пассажира без билета или багажа без квитанции на транспорте общего пользования проводником или иным лицом, ответственным за соблюдение правил перевозки на транспортном средстве пассажиров и багажа, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. Статья 18.33 «Hарушение водителем автомобиля-такси правил перевозки пассажиров»: необоснованный отказ водителем автомобиля-такси в перевозке пассажира, работа на линии с выключенным таксометром либо умышленное вмешательство в работу спидометра или таксометра – влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

3. Порядка использования топливно-энергетических ресурсов. Статья 20.13 «Нарушение установленного порядка учета поступления, хранения, расходования, а также отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов», устанавливает, что нарушение установленного порядка учета поступления, хранения, расходования, отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов, а также невзыскание стоимости перерасходования горюче-смазочных материалов – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

4. Порядка управления: статья 23.2 «Воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы». Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, ревизии, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. Часть 2 статьи 23.8 «Нарушение порядка обращения имущества в доход государства»: нарушение сроков перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также представление недостоверных сведений о реализованном имуществе – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. Части 1 и 3 ст. 23.9 «Нарушение порядка декларирования доходов, имущества и источников денежных средств», устанавливает ответственность за: ч. 1. Непредставление физическим лицом декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин. Часть 3. Непредставление физическим лицом декларации об источниках денежных средств в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин. Статья 23.10 «Совершение, регистрация или нотариальное удостоверение сделки при отсутствии справки налогового органа о представлении декларации»: совершение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а также регистрация или нотариальное удостоверение уполномоченным лицом сделки при отсутствии справки налогового органа о представлении физическим лицом декларации об источниках денежных средств в случаях, когда представление такой декларации установлено законодательными актами, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до ста базовых величин. Статья 23.16 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» - непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, – влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. Статья 23.17 «Нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации» - 1. Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах. 2. Указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до десяти процентов суммы денежной оценки соответствующих хозяйственных операций. Статья 23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации и информирования о финансовых операциях» - нарушение установленного порядка регистрации и информирования уполномоченных государственных органов о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин. Статья 23.64 «Нарушение порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - 1. Невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. 2. Непредставление в регистрирующий орган документов, требуемых для внесения изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в случаях и сроки, установленные законодательством, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. Статья 23.68 «Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности» - реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг физическими лицами, осуществляющими предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет и (или) привлечение к указанной деятельности иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам – влекут наложение штрафа в размере пяти базовых величин. Статья 23.73 «Непредставление либо несвоевременное представление документов, связанных с изменением вещных прав на простые и (или) переводные векселя» - непредставление либо несвоевременное представление физическим лицом, постоянно или временно проживающим на территории Республики Беларусь, или юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» установленных законодательными актами нотариально заверенных документов в случае совершения сделок, направленных на изменение права собственности либо иных вещных прав на простые и (или) переводные векселя, их копии или экземпляры переводных векселей, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти процентов вексельной суммы.

 

В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП протоколы по правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП вправе составлять:

1. Органы внутренних дел – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

2. Органы КГК – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

3. Таможенные органы - по правонарушению, предусмотренному ч. 9 ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица».

4. Налоговые органы - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

5. Органы Министерства торговли - по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

Рассмотрение административных дел, предусмотренных гл. 13 относится к компетенции:

1. Суда (ст. 3.2 ПИКоАП) – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге» (дело рассматривается единолично судьей районного (городского суда)).

2. Органов внутренних дел (ст. 3.6 ПИКоАП) – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

3. Органов КГК (ст. 3.7 ПИКоАП) – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

4. Таможенных органов (ст. 3.12 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ч. 9 ст. 13.6, 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица».

5. Налоговых органов (ст. 3.13 ПИКоАП) - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

Таким образом, как правило, в отношении налоговых правонарушений, орган, составивший протокол и рассматривает дело об административном правонарушении. Исключением являются правонарушения, предусмотренные ст. 13.10, 13.11 (протоколы по ним могут составлять налоговые органы и органы КГК, а рассматривать дела могут, помимо них, еще и таможенные органы) и ст. 13.13 (по этому правонарушению дела, протоколы по которым, составлены органами Министерства торговли, рассматривает суд).

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают предусмотренные КоАП взыскания в пределах предоставленных им полномочий и только при исполнении служебных обязанностей.

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов правонарушениях и подготовку дел к рассмотрению решением соответствующего государственного органа.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (за исключением случаев применения ареста или депортации).

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвращают дело органу, ведущему административный процесс и направившему дело для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела в суд, орган, ведущий административный процесс.

В случае, если при подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

Если при рассмотрении дела суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

 

7. Характеристика составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 231 «уклонение от уплаты таможенных платежей», 243 «уклонение от уплаты сумм налогов и сборов», ст. 261.1 «Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь».

Ответственность за преступления в сфере налогообложения предусмотрена главой 25 УК «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности».

Статья 231 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей» предусматривает ответственность за:

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 231 предусматривает штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2-х лет, или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору. Санкция ч. 2 ст. 231 предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Уклонение в крупном размере признается деяние, в результате которого сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Под уклонением от уплаты таможенных платежей понимается:

- бездействие: неуплата таможенных платежей в крупном размере в установленные сроки;

- действие: заявление в таможенной декларации заведомо недостоверных сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (сокрытие или занижение объекта платежа), повлекшее неуплату таможенных платежей в крупном размере.

По общему правилу таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть связано с неуплатой одного вида таких платежей в крупном размере или нескольких их видов, образующих в совокупности крупный размер. В последнем случае ответственность по ст. 231 наступает при условии, что неуплата нескольких видов таможенных платежей в общей сумме, равной крупному размеру, охватывалась единым умыслом виновного.

Для указанных деяний характерно наличие специальной цели: уклонение от уплаты таможенных платежей. Если названные деяния преследовали цель уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, однако достичь намеченного виновному не удалось по независящим от него обстоятельствам, содеянное лицом подлежит уголовной ответственности по ст. 231 с применением ст. 14 «Покушение на преступление».

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом данного преступления является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом, выделяется специальный субъект:

- декларант – лицо, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от собственного имени;

- специалист по таможенному оформлению, действующий от имени таможенного агента, перемещающее, декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению, от собственного имени;

- иные лица (должностное или иное уполномоченное лицо владельца таможенного склада и другие лица, указанные в Таможенном кодексе Республики Беларусь).

Статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов» предусматривает ответственность за:

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе или внесение в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 243 предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере. Санкция ч. 2 ст. 243 предусматривает ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в совершении следующих альтернативных деяний:

1) сокрытие объектов налогообложения. Под сокрытием следует понимать невнесение в документы бухгалтерского и налогового учета фактических данных о прибыли, доходах или иных объектов налогообложения;

2) занижение объектов налогообложения. Занижение – это внесение в документы бухгалтерского и налогового учета сведений, заведомо не соответствующих действительности, о величине объекта налогообложения, скорректированной в сторону ее уменьшения;

3) уклонение от подачи декларации о доходах и имуществе. Уклонением от подачи декларации признается непредставление этого документа в установленный срок в налоговый орган при наличии возможности выполнения соответствующей обязанности;

4) внесение в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведений, т.е. включение в текст декларации, представляемой в налоговый орган, сведений, заведомо для виновного не соответствующих действительности, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога ив сторону его уменьшения.

Для выполнения состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных деяний при обязательном условии причинения ущерба в крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2) размере. В качестве ущерба выступает сумма недовнесенных в бюджет сумм налогов и сборов, при этом крупным размером признается сумма в размере 250 базовых величин и более на момент совершения преступления, а особо крупным – 1000 базовых величин и более.

Анализируемое преступление считается оконченным с момента причинения ущерба в крупном или особо крупном размере, т.е. с момента фактической неуплаты налога в указанном размере в установленные сроки.

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом, поскольку, совершая деяния по уклонению от уплаты налогов, лицо предвидит неизбежность их общественно опасных последствий в виде причинения ущерба в крупном или особо крупном размере.

Субъектом данного преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Ответственности по данной статье могут подлежать индивидуальные предприниматели, должностные лица юридических лиц (в частности, руководители предприятий и организаций, их заместители, главные бухгалтеры и должностные лица бухгалтерии), а также иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по предоставлению налоговому органу достоверной информации об объектах налогообложения.

Статья 261.1 УК «Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь» предусматривает ответственность за:

1. Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 1 ст. 261.1 предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.

2. Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 2 ст. 261.1 предусматривает штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой и второй, совершенные повторно либо организованной группой. Санкция ч. 3 ст. 261.1 предусматривает лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Объективная сторона данного преступления может выражаться в следующих действиях:

1) изготовление поддельных акцизных марок, при этом важным признаком является наличие специальной цели – сбыта изготовленных поддельных акцизных марок;

2) сбыт поддельных акцизных марок;

3) использование заведомо поддельных акцизных марок.

Действия, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 261.1 влекут повышенную ответственность, если они совершены повторно или организованной группой лиц, что предусмотрено ч. 3 рассматриваемой статьи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие ответственности за налоговые правонарушения, виды налоговых правонарушений | Тема 7. Порядок оформления и рассмотрения материалов об административных правонарушениях налогового законодательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.