Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения новой образовательной парадигмы




1. Ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развития умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции, способностей к жизни и деятельности в условиях неопределенности, постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

2. изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры), консультанту, помощнику, организатору образовательной среды для самостоятельного, активного освоения нового содержания образования.

3. ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

4. установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства как показателя культуры общества.

Выход видится в переходе от "школы памяти" к "школе мышления и действия", т.е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей, включающей понимание, рефлексию, анализ, коммуникацию, разработку проекта деятельности и его реализацию.

Таким образом, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.

 


ЛЕКЦИЯ 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СТРУКТУРЫ

В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь»государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

- приоритетности образования;

- обязательности общего базового образования;

- осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

- доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

- преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

- национально-культурной основы образования;

- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

- научности;

- экологической направленности образования;

- демократического характера управления образованием;

- светского характера образования.

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Национальная система образования включает:

- участников образовательного процесса;

- образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

- учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

- государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).

Основное образование в республике имеет следующие уровни:

- дошкольное образование;

- общее базовое образование;

- общее среднее образование;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

- внешкольное воспитание и обучение;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

На схеме 1 представлена действующая структура образования в республике, отражающая многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Структура общеобразовательной средней школы соответствует трем основным этапам развития личности ребенка:

- детство – I ступень (1-4 классы);

- отрочество – II ступень (5-9 классы);

- юность – III ступень (10-11 классы).

В соответствии с положением, школа может существовать в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9 классов (или 5-9 классов) – базовая школа; 1-11 классов (или 5-11, 10-11 классов) – средняя школа.

Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функции следующей ступени основной школы (5-9 классов) – обеспечение общего базового образования, дальнейшего общего развития личности ученика, усвоения им основ наук, формирования научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладения основными социокультурными, моральными и правовыми нормами. Прохождение школьного периода должно обеспечить подготовку учащихся к активному включению в социальную жизнь, профессиональную ориентацию.

Школа третьей ступени (10-11 классы) (лицейская ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию культурно-образовательных потребностей ученика. На этом этапе формируются система жизнедеятельности (образа жизни) и стиль мышления, общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и условиям жизни, и, соответственно, готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.

Общее среднее образование включает уровень общего базового образования.

Общее базовое образование (срок обучения – девять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.

В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХI веке.

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:

- гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителей, учащихся, родителей; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью;

- развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;

- дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

- демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства;

- гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;

- деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

 


 

Схема 1

Действующая структура образования в Республике Беларусь

Возраст

    Последипломное образование
  23_            
    22_     Среднее специальное образование[2] Высшая школа (университеты, академии, институты) Магистратура (МАГИСТРАНТ)  
  21_       Высший I ступень получения высшего образования (СПЕЦИАЛИСТ)  
  20_       колледж[3],  
  19_     Профессионально- Колледж[4],  
    18_ Профессионально-техническое образование[5] технический колледж,  
  17_ Профессионально- Профессии- Высшее проф.-тех. Техникум  
  16_ техническое ональный училище[6] (училище)[7] Полная средняя школа Лицей Гимназия  
    15_ училище[8] лицей[9]     Неполн.
  14_     Неполная средняя школа (базовая) спец. средняя
  13_
  12_
  11_ школа
  10_  
  9_ Начальная школа   Спец.
  8_ начальная
  7_ школа
  6_   Спец. детсад
Классы 5_     Детский сад
  4_  
  3_    
  2_       Ясли    
  1_          
                         

 

 


 

 

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях и в порядке, установленных Министерством образования Республики Беларусь, допускается получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими общего базового образования. Получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования может совмещаться с изучением отдельных общеобразовательных предметов, а также получением общего среднего образования Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования. К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи. Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.

 

Система профессионально-технического образования Республики Беларусь

 

Па стану на пачатак 2008/2009 года ў Рэспублiцы Беларусь дзейнiчала 233 навучальныя ўстановы, якія забяспечваюць атрыманне прафесіянальна-тэхнiчнай адукацыi, i уключаючы іншыя ўстановы адукацыi, якiя рэалiзуюць адукацыйныя праграмы прафесiянальна-тэхнічнай адукацыi (далей па тэксту – «установы»), з якiх 226 устаноў дзяржаўнай формы ўласнасцi і 7 устаноў прыватнай формы ўласнасцi З агульнай колькасцi ўстаноў дзяржаўнай формы ўласнасцi: - 223 установы адносяцца да сеткі навучальных устаноўпрафесiянальна-тэхнiчнай адукацыi (далей па тэксту – «НУПТА»), - 3 установы адносяцца да сеткі навучальных устаноў сярэдняй спецыяльнай адукацыi (Вiцебскi дзяржаўны тэхналагiчны каледж, Мiнскi дзяржаўны машынабудаўнiчы каледж, Барысаўскі дзяржаўны каледж - падпарадкаваны Мiнiстэрству адукацыi). З агульнай колькасцi ўстаноў прыватнай формы ўласнасцi (усе яны падпарадкаваны Белспажыўсаюзу) 6 устаноў адносяцца да сеткі навучальных устаноў сярэдняй спецыяльнай адукацыi і адна ўстанова – да сеткі НУПТА. Усяго ў рэспубліцы па стану на 20 верасня 2008 года дзейнічала 224 НУПТА. У тым ліку: - 69 прафесiянальна-тэхнiчных вучылiшчаў, - 62 прафесiянальна-тэхнiчныя каледжы (далей па тэксту «ПТК»), - 93 прафесiянальныя лiцэя.   З агульнай колькасцi НУПТА: - 222падпарадкаваны Мiнiстэрству адукацыi (з якіх 15 устаноўзнаходзяцца на тэрыторыi папраўчых устаноў i 2 – спецыяльныя), - адна – падпарадкавана Міністэрству сельскай гаспадаркi i харчавання, - адна (прыватная) – падпарадкавана Белспажыўсаюзу. З агульнай колькасці ўстаноў, падпарадкаваных Міністэрству адукацыі, 16 устаноў размешчаны ў сельскай мясцовасці. У тым ліку: - 5 прафесiянальна-тэхнiчных вучылiшчаў, - 1 прафесiянальна-тэхнiчны каледж, - 10 прафесiянальных лiцэяў.   У параўнаннi з мiнулым навучальным годам агульная колькасць навучэнцаў устаноў рэспублiкi паменшылася на 6071 чал. (на 5,8%) i складае 99013 чалавек (з іх 96273 чал. – навучэнцы НУПТА, 2740 чал. – навучэнцы другіх устаноў). З агульнай колькасці навучэнцаў: - 97745 чал. (98,7%) – навучэнцы ўстаноў сістэмы Мiнадукацыі (з іх 95639 чал. – навучэнцы НУПТА), у тым ліку 96793 чал. – навучэнцы дзённай формы атрымання адукацыі (з іх 94657 чал. – навучэнцы НУПТА), 146 чалавек - навучэнцы вячэрняй формы атрымання адукацыі, 836 чалавек - навучэнцы завочнай формы атрымання адукацыі, - 819 чал. (0,8%) – навучэнцы ўстаноў сістэмы Белспажыўсаюза (з іх 195 чал. – навучэнцы НУПТА), - 449 чал. (0,5%) – навучэнцы ўстаноўсістэмы Мінсельгасхарча і ўсе яны – навучэнцы НУПТА. Сярод навучэнцаў дзённай формы атрымання адукацыі НУПТА Рэспублiкi Беларусь налічваецца 2138 чалавек з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця, 927 з якiх прыняты на вучобу ў бягучым навучальным годзе. 1406 навучэнцаў з лiку асоб з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця навучаюцца ў спецыяльных групах i 197 чалавек – у iнтэграваных. Колькасць навучэнцаў-iнвалiдаў, у параўнаннi з мiнулым навучальным годам, паменшылася на 56 чалавек i складае 543 чал. У асноўным гэта iнвалiды па слыху – 160 чал. i iнвалiды з парушэннем апорна-рухальнага апарату – 130 чал. Колькасць дзяцей-сiротi дзяцей, якiя засталiся без апекi бацькоў, паменшылася ў параўнаннi з мiнулым навучальным годам на 856 чал. (на 15%) i складае 4849 чал., з якiх 1556 чал. ( 32,1%) прыняты на вучобу ў бягучым навучальным годзе. 10175 навучэнцаў НУПТА (10,4% ад агульнай колькаcцi) на момант паступлення пражывалi на тэрыторыях з радыёактыўным забруджваннем ад 1 КI/кв.км. i вышэй, з якiх 5416 чал. прыняты на вучобу ў бягучым навучальным годзе. 32268 iншагароднiх навучэнцаў маюць патрэбу ў iнтэрнаце, з iх 30895 навучэнцаў (95,7%) пражываюць у iнтэрнатах. Прыём навучэнцаў ва ўстановы рэспублікі ў параўнаннi з мiнулым навучальным годам павялічыўся на 3274 чал. (на 7,4%) i склаў 47726 чал. (з іх 46104 чал. прынята ў НУПТА), у тым лiку ва ўстановы Мiнiстэрства адукацыi прынята 468211 чал. (98,1%), (з іх 45792 чал. прынята ў НУПТА), што на 3423 чал. (на 8,1%) больш чым у мiнулым навучальным годзе, 126 чал. прыняты на вячэрнюю форму атрымання адукацыі, 415 чал. прыняты на завочную форму атрымання адукацыі. З агульнага ліку прынятых у 2008 годзе ва ўстановы рэспублікі 41479 чал. (86,9%) прыняты па дагаворах з арганізацыямі-заказчыкамі кадраў, што на 4215 чал. (13,9%) больш, чым у мінулым годзе і 3160 чал. (6,6%) па заяўках заказчыкаў кадраў. Больш чым 52% прынятых на дзённую форму атрымання адукацыі ва ўстановы рэспублікі (25017 чал.) мелі базавую адукацыю. З іх больш чым 88,79% пасля заканчэння навучальных устаноў адначасова з рабочай прафесіяй атрымаюць агульную сярэднюю адукацыю. Выпуск квалiфiкаваных маладых рабочых, падрыхтаваных установамi рэспублiкi ў 2008 годзе, склаў 49526 чалавек (з іх 47482 чал. падрыхтавана ў НУПТА), што на 893 чал. (на 1,9%) больш, чым у мiнулым годзе. У тым лiку ўстановамі Мiнiстэрства адукацыi падрыхтавана 48344 квалiфiкаваныя рабочыя (з іх 447251 чал. падрыхтаваны ў НУПТА), што на 922 чал. (на 2%) больш, чым у мiнулым годзе. Акрамя таго 1910 навучэнцаў пераведзена на ўзровень сярэдняй спецыяльнай адукацыі ў ПТК. З агульнaга ліку выпускнікоў дзённай формы атрымання адукацыі: - 44702 чал. (93,1%) атрымалі накіраванне на працу ў арганiзацыi, - 1103 чал. (2,3%) прынята на скарочаны тэрмін навучання на ўзровень сярэдняй спецыяльнай адукацыі ў ПТК, - 1913 чал. (4,9%) атрымалі права на самастойнае пацаўладкаванне, з іх 1527 чал. па ўважлівых прычынах. З агульнай колькасці маладых рабочых, падрыхтаваных установамі Рэспублікі Беларусь: - 39461 чал. (82,2%) працаўладкаваны, - 3830 чал. (8,0%) паступiлi на дзённую форму атрымання адукацыі ў вышэйшыя і сярэднія спецыяльныя навучальныя ўстановы, - 2572 чал. (5,4%) прызваны на вайсковую службу. З агульнага ліку (39461 чал.) фактычна працаўладкаваных, 38730 чал. (98,1%) працаўладкавана па атрыманых прафесiях. У бягучым навучальным годзе ў НУПТА Рэспублiкi Беларусь працуе 12544 кіруючыя і педагагiчныя работнiкі, у тым лiку 12544штатныя работнiкі, з якiх 62,9% маюць вышэйшую адукацыю, 35,5% – сярэднюю спецыяльную, 1,6% – агульную сярэднюю (у асноўным гэта выхавальнiкi, майстры вытворчага навучання, намеснiкi дырэктараў па адмiнiстрацыйна-гаспадарчай рабоце). З агульнай колькасцi майстроў вытворчага навучання, якiя маюць агульную сярэднюю адукацыю, 29 чалавек навучаецца ва ўстановах, якiя забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыi, i 28 чалавек – ва установах, якiя забяспечваюць атрыманне вышэйшай адукацыi. Сярод штатных выкладчыкаў НУПТА Рэспублiкi Беларусь 2227 чал. (32,0%) маюць вышэйшую катэгорыю, 5009 (40,2%) – першую, 2388 (19,2%) – другую, і 2829 (17,9%) выкладчыкаў без катэгорыi. У 2008 каляндарным годзе створана 1393 вучнёўскія месцы, у тым лiку для вытворчага навучання - 835, а для тэарэтычнага навучання – 558 месцаў.  

 


 

Среднее специальное образование в Республике Беларусь

 

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: · среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; · среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки. СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Получение среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования. Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое с общим средним образованием, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования. Вместе со средним специальным образованием может осуществляться профессиональная подготовка, а по специальностям, определяемым Министерством образования Республики Беларусь, – профессионально-техническое образование. Учреждения, обеспечивающие получение cреднее специальное образование: · Техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования. · Колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием. · Высшие колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием, и по отдельным специальностям – высшего образования первой ступени. · Высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи обеспечивают получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профессионально-технического образования.

 

 

Система среднего специального образования Республики Беларусь

 

Па стану на пачатак 2008/09 навучальнага года ў Рэспублiцы дзейнiчала 196 навучальных устаноў, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі (далей па тэксту «установы») дзяржаўнай формы ўласнасці і 10 устаноў прыватнай формы ўласнасці.

Мiнiстэрству адукацыi падпарадкаваны 44 установы дзяржаўнай формы ўласнасці:

- 6 тэхнікумаў, 27 каледжаў,

- Мінскі вышэйшы радыётэхнічны каледж і 8 вышэйшых навучальных устаноў (у структуру якіх уваходзяць 13 каледжаў),

- Рэспубліканскі інстытут прафесіянальнай адукацыі,

- Гімназія-каледж мастацтваў імя I.В. Ахрэмчыка.

Мясцовым выканаўчым і разпарадчым органам падпарадкаваны 64 установы:

- 52 прафесіянальна-тэхнічныя каледжы (ПТК),

- 7 педагагічных каледжаў,

- 5 вучэбных комплексаў «школа(гімназія)-каледж».

 

З улiкам сумяшчальнiкаў ва ўсіх установах рэспублікі дзяржаўнай формы ўласнасці працуе звыш 11,6 тыс. выкладчыкаў, з якiх 11,2 тыс. чалавек (96,1%) маюць вышэйшую адукацыю. У тым лiку, ва ўстановах сiстэмы Мiнадукацыi (каледжах, тэхнiкумах, педкаледжах) працуе 4443 чал., з якiх 4398 чал., цi 99.0%, маюць вышэйшую адукацыю. У каледжах i тэхнiкумах (далей па тэксту – «у каледжах») працуе 3389 выкладчыкаў, з якiх 3358 чал., цi 99.1%, маюць вышэйшую адукацыю, а ў педкаледжах, адпаведна, - 1054 чал. i 1040 чал. (98.7%).

Асноўныя колькасныя характарыстыкi кантынгенту навучэнцаў устаноў дзяржаўнай формы ўласнасці прыведзены ў наступнай таблiцы:

 

 

  Коль- У iх У тым лiку па формах навучання:
  касць наву- дзённай вячэрняй завочнай
  устаноў чэнцаў наву-чаецца прынята наву-чаецца прынята наву-чаецца прынята
Усяго па рэспублiцы                
У тым лiку ўстаноў Мiнадукацыi i мясцовых выканаўчых i разпарадчых органаў
Усяго                
з іх
Каледжы,тэх-нiкумы, ВНУ                
Педагагiчныя каледжы,ВНУ         - -    
ПТК                
Вучэбныя комплексы         - - - -
                   

Агульная колькасць навучэнцаў устаноў дзяржаўнай формы ўласнасці складае 138,9 тыс. чал. У тым ліку агульная колькасць навучэнцаўустаноў Мiнадукацыi – 74,8 тыс. ча л., што на 440 чал. больш чым у мінулым годзе. Пры гэтым, агульная колькасць навучэнцаў каледжаў Мiнадукацыi павялiчылася на 247 чал., навучэнцаў ПТК – на 455 чал., а колькасць навучэнцаў педкаледжаў паменшылася на 187 чал.

За кошт бюджэтных сродкаў ва ўстановах рэспублікі навучаюцца 83462 чал., што складае 60,1% ад агульнай колькасцi навучэнцаў. У тым ліку 42639 чал. (57,0 %) – навучэнцы сiстэмы Мiнадукацыi.

На дагаварных умовах ва ўстановах рэспублікі навучаюцца 55378 чал., што складае 39,9 % ад іх агульнай колькасцi. У тым ліку 32111 чал. (43,0 %) – навучэнцы сiстэмы Мiнадукацыi. З іх у каледжах Мiнадукацыi на дагаварных умовах навучаецца 24931 чал. (43,8% ад агульнай колькасці), у педкаледжах – 3455 чал. (42,5%), у ПТК– 3651 чал. (41,2%), што, адпаведна, на 2004 чал., 177 чал. і 131 чал. больш, чым у мінулым годзе.

З агульнай колькасці навучэнцаў усіх устаноў рэспублiкi 433 чал. з’яўляюцца грамадзянамі замежных краін. У тым ліку ва ўстановах Мiнадукацыi навучаецца 227 чал. з замежных краін,з іх у каледжах – 203 чал., у педкаледжах – 17 чал., у ПТК – 7 чал.

 

Агульны прыём у дзяржаўныя ўстановы рэспублікі ў 2008 годзе склаў 45771 чал. У тым ліку ва ўстановы Мiнадукацыi – 25182 чал., што на 570 чал. больш, чым у мінулым годзе. Пры гэтым прыём у педкаледжы Мiнадукацыi павялічыўся на 479 чал., у ПТК – на 221 чал., а ў каледжы паменшыўся на 94 чал.

Прыём на навучанне за кошт бюджэтных сродкаў у дзяржаўныя ўстановы рэспублікі ў 2008 годзе склаў 26213 чал. У тым ліку ва ўстановы Мiнадукацыi – 13540 чал., што на 327 чал. больш, чым у мінулым годзе.

Для навучання на дагаварных умовах ва ўстановы рэспублікі прынята 19558 чал. У тым ліку ва ўстановы Мінадукацыі прынята 11642 чал., што на 243 чал. больш, чым у мінулым годзе. Па каледжах Мiнадукацыi прыём склаў 8607 чал. (48,1% ад агульнай колькасці залічаных), па педкаледжах – 1229 чал. (48,7%), па ПТК – 1791 чал. (39,3%).

Агульны выпуск спецыялiстаў з устаноў дзяржаўнай формы ўласнасці ў 2008 годзе склаў 38936 чал., у тым ліку з устаноў Мiнадукацыi – 21189 чал., што на 338 чал. менш, чым у мінулым годзе. Па каледжах Мiнадукацыi выпуск склаў 14748 чал., па педкаледжах – 2448 чал., па ПТК – 3731 чал.

З агульнага ліку спецыялістаў, выпушчаных у 2008 годзе дзяржаўнымі ўстановамі рэспублікі, за кошт бюджэтных сродкаў навучаліся 25132 чал. Ва ўстановах Мінадукацыі такіх выпускнікоў было 13388 чал., што на 343 чал. менш, чым у мінулым годзе. Пры гэтым, па каледжах Мiнадукацыi выпуск склаў 9313 чал. (63,2% ад агульнай колькасці выпускнікоў), па педкаледжах – 1555 чал. (63,5%), па ПТК – 2295 чал. (61,5%).

 

З агульнага ліку спецыялістаў, выпушчаных у 2008 годзе дзяржаўнымі ўстановамі рэспублікі, на дагаварных умовах навучаліся 13804 чал. Ва ўстановах Мінадукацыі такіх выпускнікоў было 7801 чал., што на 5 чал. больш, чым у мінулым годзе. Пры гэтым, па каледжах Мiнадукацыi выпуск склаў 5435 чал. (36,8% ад агульнай колькасці выпускнікоў), па педкаледжах– 893 чал. (36,5%), па ПТК – 1436 чал. (38,5%).

 

З агульнага ліку выпускнікоў дзённай формы навучання дзяржаўных устаноў рэспублікі, якія навучаліся за кошт бюджэтных сродкаў, атрымалі накіраванне на работу 19163 чал. (92,0%), у тым ліку з устаноў Мiнадукацыi – 10580 чал. (90,8%). З выпускнікоў каледжаў Мiнадукацыi накіраванне на работу атрымалі 7147 чал. (91,9%,) з педкаледжаў – 1128 чал. (78,2%), з ПТК –2175 чал. (96,7 %).

З агульнага ліку накіраваных на работу ўстановамі Мiнадукацыi працаўладкавана 9733 чал. (92,0%), з іх працаўладкаваны па атрыманай спецыяльнасці 9420 чал. (96,8%).

У параўнаннi з мiнулым навучальным годам агульная плошча вучэбна-лабараторных будынкаў каледжаў сiстэмы Мiнадукацыi павялічылася на 4621 кв.м. і склала 360239 кв.м. Пры гэтым, у разлiку на аднаго навучэнца дзённай формы навучання прыходзiцца 8,7 кв.м, што на 0,1 кв.м. больш, чым у мiнулым годзе.

Агульная плошча вучэбна-лабараторных будынкаў педкаледжаў склала 76746 кв.м. У разлiку на аднаго навучэнца дзённай формы навучання прыходзiцца 10,3 кв.м, што на 0,4 кв.м менш, чым у мiнулым годзе.

 

У бягучым навучальным годзе ў iнтэрнатах пражываюць 15586 навучэнцаў каледжаў і педкаледжаў сiстэмы Мiнадукацыi, што на 141 чал. менш, чым у мiнулым навучальным годзе. Пры гэтым па каледжах гэты паказчык паменшыўся на 117 чал., а па педкаледжах – на 24 чал. Забяспечанасць iнтэрнатамi складае 85,7% - па каледжах (у мінулым годзе — 86,2%) i 72,9% па педкаледжах (у мінулым годзе — 75,3%). У сярэднiм па ўстановах рэспублiкi гэты паказчык складае 82,6%.

Дадаткова для поўнага забеспячэння iнтэрнатамi навучэнцаў сiстэмы Мiнадукацыi патрабуецца3169 месцаў (2143 месцы для навучэнцаў каледжаў i 1026 месцаў для навучэнцаў педкаледжаў). Пры гэтым Брэсцкi дзяржаўны полiтэхнiчны каледж, Наваполацкi дзяржаўны полiтэхнiчны тэхнiкум наогул не маюць уласных iнтэрнатаў.

На ўсіх навучэнцаў каледжаў і педкаледжаў Мінадукацыі (48807 чал.) прыходзіцца 6666 месцаў у прадпрыемствах грамадскага харчавання. Сярод усiх устаноў Мiнадукацыi найвялiкшы дэфiцыт па паказчыку забяспечанасцi навучэнцаў месцамi грамадскага харчавання мае Мінскі архітэктурна-будаўнічы каледж – 298 месцаў, пры забяспечанасцi, роўнай 7,5%, і Тэхналагічны каледж УА “Гродзенскі дзяржаўны універсітэт“ – 225 месцаў (19,9%).

 

 

В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси и др. стран СНГ появились новые учебные заведения: гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище (их так и называют: учебные заведения нового типа – УЗНТ). Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения. В настоящее время в УЗНТ активно разворачивается инновационная педагогическая деятельность, что находит отражение в разработке и апробации обновленного содержания обучения и новых образовательных технологий; активизации научно-педагогических исследований; использовании зарубежного педагогического опыта.

Анализ практики деятельности УЗНТ за последнее десятилетие позволяет выделить следующие их основные признаки:

1) направленность образовательного процесса предполагает профилизацию УЗНТ. Уже в самих названиях учебных заведений прослеживается профильная направленность их деятельности (политехническая гимназия; педагогическая гимназия; экологическая гимназия; технический лицей; художественный лицей; лингвогуманитарный колледж и др.);

2) создание кафедральной системы в структуре УЗНТ. Во многих лицеях и гимназиях созданы кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в УЗНТ;

3) широкое использование в учебном процессе УЗНТ развивающих (личностно-ориентированных), блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов, направленных, во-первых, на глубокое и системное усвоение содержания, во-вторых, на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся;

4) активное проведение в процессе внеурочной работы с учащимися по учебным предметам научных конференций, защиты предметных турниров и олимпиад, научно-исследовательских проектов;

5) утверждение и развитие собственных традиций УЗНТ (разработка уставов; кодексов чести; наличие герба, гимна и другой собственной атрибутики; посвящение в лицеисты, гимназисты и т.п.).

Основная цель и задачи, которые призваны решать учебные заведения нового типа, обуславливаются потребностями современного общественного развития. Это существенное улучшение качества общего среднего образования, повышение уровня предпрофессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи и создание условий для непрерывного образования и самообразования личности. Главный смысл этой триединой задачи – обеспечение наиболее полного интеллектуального и профессионального развития личности, ее самореализации; предоставление каждому молодому человеку соответствующего места в образовательном пространстве. Этот гуманистический, личностный аспект выступает доминантой в целевых установках деятельности новых учреждений системы образования.

Гимназия, являясь учреждением базовой и старшей ступени общеобразовательной школы (5-9 (11) классы), призвана обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на развитие у учащихся социокультурных интересов, принятие ими общечеловеческих ценностей, формирование широкого научного кругозора, плюралистического мировоззрения. Во всех регионах Беларуси сегодня функционирует более 100 гимназий.

Лицей определяется как профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.

Основной целью лицея является создание благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся; освоение ими исторических культурных ценностей, наследия белорусского народа; подготовка способных юношей и девушек для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Являясь связующим звеном общего среднего и высшего образования, лицей является своего рода учебно-научным и образовательно-культурным центром, осуществляет наряду с обучением экспериментальную проверку нового содержания общего среднего образования и новых педагогических технологий на принципах непрерывности, преемственности и интеграции с системой высшего образования. Становление лицеев в настоящее время как учебных заведений нового типа имеет уже свою небольшую историю, определенные результаты функционирования и перспективы развития. За относительно короткий срок существования лицеи приобрели популярность, заняли значимое место в системе среднего образования. Сегодня в стране более 20 лицеев. Однако структурная модель лицея несколько отклонилась от задуманного научно-педагогического образца, и сегодня можно вести речь о двух основных моделях.

Первая модель – это так называемая третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Как правило, лицеи этой модели имеют несколько профилей обучения: физико-математический, филологический, химико-биологический и др.

Вторая модель лицея приближается к образцу классического царскосельского лицея или претендует на самостоятельность, самобытность общеобразовательной средней школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Близки к классическим образовательные задачи лицея – стать типом, образцом национальной школы, отражающей ее культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.

Новым типом учебного заведения является также высшее профессиональное училище. Оно обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное сосредним специальным.

Основными задачами высшего профессионального училища являются:

— подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;

— подготовка квалифицированных рабочих по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля с углубленным профессионально-техническим образованием, включающим дисциплины, изучаемые по программам средних специальных учебных заведений;

— подготовка специалистов со средним специальным образованием;

— повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;

— разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки с учетомдостижений производства, науки и техники, национально-культурных традиций, зарубежного опыта.

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в высших профессиональных училищах осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований работодателя на подготовку кадров. Важно, что каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома, в котором отражается уровень подготовки. Если на первой ступени обучения осуществляется подготовка рабочих, обеспечивающая государственный стандарт, то на последующих, в том числе и завершающей, ведется повышенная подготовка рабочих кадров.

Новым типом учебного заведения, который ранее не существовал в отечественной системе образования, является колледжучебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

Главные задачи колледжа:

– удовлетворение потребностей личности в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности с учетом национально-культурных традиций страны и международного уровня и опыта образования;

– подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профессиям;

– повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы.

В настоящее время ряд техникумов, профессионально-технических училищ приобрели статус колледжа. Однако это не простая смена вывески, а серьезная перестройка содержания и технологий учебно-воспитательного процесса вних с учетом современных образовательных тенденций.

Обучение в колледже осуществляется на двух ступенях:

1) подготовка специалистов со средним специальным образованием;

2) подготовка специалистов повышенного уровня квалификации с элементами высшего образования.

Непрерывная многоуровневая подготовка специалистов в колледже может быть последовательной, параллельной или последовательно-параллельной. Эти схемы предусматривают подготовку специалистов по родственным специальностям.

Система подготовки специалистов в колледжах имеет ряд преимуществ:

- во-первых, улучшается качество и поднимается престиж профессионального образования;

- во-вторых, сокращаются сроки подготовки специалистов вследствие исключения дублирования, имевшего место при последовательном обучении в профессионально-техническом училище, техникуме;

- в-третьих, обеспечивается подготовка кадров разного уровня образованности: от высококвалифицированного рабочего до техника, создаются условия для дифференцированного подхода вобучении.

Новые типы учебных заведений включаются в единое образовательное пространство страны. Каждый тип заведения (гимназия, лицей, высшее профессиональное училище, колледж) является производным определенной базовой структуры (общеобразовательной школы, ПТУ, училища, техникума). Любой учащийся при необходимости может перейти в другую структуру, дающую образование, которое соответствует государственному стандарту. Эти учебные заведения являются составной частью системы непрерывного образования Беларуси. Основной канал поступления в учебные заведения нового типа — базовая общеобразовательная школа.

Наличие различных типов учреждений нового типа в системе образования республики обуславливает и их разную структурную организацию. Поскольку единой структурной модели для всех учебных заведений новоготипа не существует, педагогический коллективопределяет ее самостоятельно, исходя из нормативных положений, местных условий, накопленного опыта работы и т.п.

В отличие от средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях нового типа учебный процесс строится на основе отдельных учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), а также специальные дисциплины (в колледжах, высших профессиональных училищах).

Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа отличается формой организации обучения. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия) в УЗНТ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы) и контроля знаний (коллоквиумы, зачеты, экзамены).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.