Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс




Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность воспитуемого по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на человека как на субъект воспитания.

Яркое противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце ХIХ в. как альтернатива гербартианской «педагогики управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания.

Гуманистические идеи представлены в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, Д.Юма. Именно они заложили основы для распространения в педагогической культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.

Педагогические сочинения конца ХIХ – конца ХХ в. содержат широкую панораму идей, созвучных основным принципам гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект-субъектные отношения).

Центральная идея гуманистической парадигмы – антропоцентрический подход.

Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце ХIХ в., в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основам гуманизма.

Ребенок рассматривается как центральная фигура в учении о «новом воспитании», породившем свои педагогические теории и педагогическую практику. Из идей Ж..Ж. Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в России – К. Н. Вентцелем, Л. Н. Толстым; в Италии – М. Монтессори; во Франции – С.Френе.

Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека. В этом случае ребенок – активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.

Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.

Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания.

Важнейший движущий момент воспитания и самовоспитания – положительная Я -концепция личности (по Р.Бернсу). Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственное осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. Содержание Я -концепции: описательная составляющая (образ Я, или картина Я) и составляющая, связанная с отношением к себе или отдельным качествам, – самооценку, или принятие себя. Я -концепция представляет совокупность установок, направленных на самого себя. Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я -концепция формируется под влиянием социализации, воспитания, но имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.

Обучение является важнейшим средством воспитания, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы. Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об ОБУЧАЮЩЕМ ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТЫВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

§ воспитание детерминировано культурой общества;

§ воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

§ эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

§ эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу.

§ воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности;

§ действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

§ результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Мн., 2006) цель воспитания и его принципы сформулированы с учетом состояния воспитательной работы на современном этапе.

Извлечение из Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее – концепция) определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Настоящая концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

2. Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

3. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

4. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач:

– формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

– подготовка к самостоятельной жизни и труду;

– формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

– овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

– формирование культуры семейных отношений;

– создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

5. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.

6. Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

7. Основные требования к организации воспитания обучающихся:

– обеспечение качества воспитания;

– соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

системность и единство педагогических требований;

– реализация личностно-ориентированного подхода;

– создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

– преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

– профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

– педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

8. Основные составляющие воспитания:

идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:

§ п ринцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

  • п ринцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
  • принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
  • принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
  • принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
  • принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;
  • принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
  • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид–индивид, индивид–группа, индивид–коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-технических (колледж, училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях.

Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса

Цель воспитательного процесса – ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного процесса как создание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

По своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Воспитательная (педагогическая) ситуация – это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики – сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации следующих принципов:

  • безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • осознание и признание права личности быть не похожей на других;
  • предоставление права на свободный выбор;
  • оценка не личности, а ее деятельности, поступков;
  • владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного человека, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей человека (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т. д.).

Многие ученые и педагоги-практики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л. Кольберг, В.О. Кутьев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В. А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффективности воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем (ВС).

Воспитательная система (ВС)сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеучебную жизнь учащихся, разнообразную деятельность и общение.

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй – общество в целом.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенной теории, путями внедрения и т.д.

К воспитательным системам в социуме можно отнести детские и молодежные организации и объединения, представляющие единство целей, содержания, форм и методов работы, определенных условий, субъектов, организующих общение и жизнедеятельность детей и взрослых (скаутские и пионерские организации, БРСМ и др.).

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс, осуществление которого возможно через воспитательную работу.

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Система воспитательной работы в образовательном или внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в группе, учреждении. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие учебного учреждения с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию), и его воспитанность.

Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Для воспитанного человека самосознание, ответственность являются определяющими мотивами поведения. В воспитанности проявляются, с одной стороны, нравственные требования общества, которые отражаются в его моральном сознании, в нормах, принципах и идеалах, с другой – усвоенные каждым отдельным человеком принципы, направляющие, регулирующие и контролирующие его действия и поступки. В процессе самоконтроля и регулирования поведения и деятельности нормы и принципы закрепляются и становятся качествами личности, характеризующими воспитанность.

В определении признаков воспитанности людей необходимо учитывать их возрастные возможности. Признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции. Самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи.

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию, когда он освобождается от влияния воспитывающих его окружающих и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельно продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазвития. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.