Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила личности как фактор личностного самосовершенствования

Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.

Поль Вайнцвайг[29] выделил «четыре кита», на которых зиждется сила личности: потребность преодолевать трудности, самоконтроль, гармонизация отношений личности с миром и самим собой, способность к идеализации окружающей среды и общества. Рассмотрим основные из них – первые две составляющие силу личности.

Трудности несет в себе сама жизнь. Преодолевать их приходится каждому. Чтобы продолжать намеченный путь, человек должен устранить препятствие, встретившееся на его пути. Но для устранения препятствия требуется приложить определенные психофизические усилия, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек не может находиться долго: напряжение следует устранить; снять его – значит удовлетворить определенную потребность, стоящую за этим препятствием.

Как бороться с трудностями – препятствиями на жизненном пути?

П. Вайнцвайг утверждает, что каждое неисполненное желание, неудовлетворенная потребность – это неиспользованная энергия человека, которая никуда не девается, а может только накапливаться. Разрядиться же эта накопленная энергия может в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте в виде грубости, непонятных слез, ненужного отчаяния. Такие эмоциональные состояния часто называют стрессами. П. Вайнцвайг считает их нормальными в жизнедеятельности человека и предлагает систему «работы со своим стрессом».

Различают физиологические стрессы, связанные с физическими перегрузками, болью, высокой температурой, и психологические стрессы. Психологические стрессы разделяют на информационные и эмоциональные. И те, и другие встречаются в жизни человека достаточно часто.

Информационный стресс – это состояние информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать ответственные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за их последствия.

Эмоциональные стрессы, как положительные, так и отрицательные, подробно охарактеризованы в психологической литературе, поэтому мы не будем на них останавливаться. Отметим лишь, что эмоциональные стрессы вызывают такие эмоциональные состояния, как обида, страх, чувство вины, гнев.

Положительные эмоциональные стрессы также могут нести в себе отрицательные заряды: радостное перевозбуждение, неадекватное восприятие действительности и др.

П. Вайнцвайг предлагает рассматривать каждое препятствие как желание, удовлетворению которого что-то грозит. В жизнедеятельности человека это может быть ситуация, когда надо сесть за выполнение взятой на дом работы, но хочется посмотреть интересный видео (телефильм), почитать книгу и т.д.

Рецепт П. Вайнцвайга: а) договориться с самим собой, сделать из возможных отрицательных эмоций положительные; б) найти в возможном отрицательном явлении положительное переживание, а если его нет, то придумать. В нашем случае это может быть время выполнения работы: «В прошлый раз на эту работу у меня ушло 1 ч. 15 мин. Интересно, смогу ли я сегодня уложиться в 1 час?» Выполнение необходимой работы уже осуществляется на положительном эмоциональном фоне и может принести удовлетворение.

И напротив, неудовлетворенность, связанная с работой на дому, ведет к накоплению неиспользованной энергии, которая при повторениях может стать неосознаваемой причиной повышенной раздражительности по отношению к членам семьи и коллегам, к выполняемой деятельности в целом.

Для того чтобы избегать накопления отрицательных переживаний, важно их тут же проанализировать. При этом следует помнить: и положительные, и отрицательные переживания в жизни – это естественный ее ход.

Переживаний избежать нельзя. Важны не сами переживания, а отношение к ним. Эти отношения могут быть неадекватными, когда люди «делают из мухи слона», либо, как страус, прячутся от проблем, отодвигая их решения.

Наиболее плодотворна стратегия, выраженная в форме «Если не можешь изменить факт, то можешь изменить к нему свое отношение».

Откуда же берутся у человека негативные переживания по поводу, скажем, поведения коллег или замечаний администрации?

П. Вайнцвайг считает, что эти отрицательные эмоции имеют в своей основе единые психологические механизмы.

Страх возникает перед влиянием какого-то факта на ближайшее будущее человека. И чем ближе будущее, тем сильнее страх. Он вызывается предвидением лишения удовольствий или удовлетворения потребностей. Если в опыте человека имели место страдания из-за каких-либо лишений, в его сознании молниеносно «рисуется» картина страданий из-за возможного изменения существующего статус кво к худшему.

Основной способ справиться со своим страхом – «размыслить» (П. Вайнцвайг) его сущность. Поразмыслив над сутью произошедшего, приходим к выводу, что в замечании директора, управляющего возникает угроза запланированному будущему (получить, к примеру, внеочередной отпуск и др.). Но это уровень повседневных забот. Ближайшие планы, как и желания, можно и нужно менять, если возникает объективная невозможность их осуществления. При изменении желаний изменяется и само ожидаемое будущее.

Справиться с трудностями (препятствиями) – значит найти безвредный способ их миновать или просто обойти. Безвредным считают тот способ действия, который не причиняет вреда ни самому человеку, ни окружающим его людям и ведет к достижению цели.

Свести до минимума душевные терзания по поводу трудностей, неприятностей, препятствий, выпадающих на долю человека, помогает библиотерапия, суть которой формулируется так: «Если есть проблема – прочти книгу, и найдешь выход из тупика».

Все трудности, неприятности можно воспринимать с конструктивной точки зрения и рассматривать их как стимул для увеличения силы своей личности. Преодолевая трудности, препятствия, человек становится сильнее. Значит, в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Итак, относясь к трудностям, препятствиям, «ударам судьбы» (Г.С. Альтшуллер) как к некоему неизбежному и положительному обстоятельству, позволяющему испытать себя, силу своей личности, человек упражняет, развивает способность преодолевать трудности.

Следующей составляющей силы личности П. Вайнцвайг считает самоконтроль. Самоконтроль – это способность человека контролировать свои действия и поступки, быть хозяином времени своей жизни, своей судьбы, карьеры. Он определяет сущность самоконтроля как преобразование хаоса негативных мыслей и чувств, уменьшающих жизненную энергию, в гармоническую структуру. Такое преобразование может осуществляться осознанно. В качестве составляющих самоконтроля П.Вайнцвайг называет, во-первых, храбрость; во-вторых, сострадание; в-третьих, терпение.

Очень бегло остановимся на этих качествах личности. Храбрость – это мужество, решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. Следовательно, это готовность человека к преодолению препятствий, это его уважение к самому себе, готовность ко встречи со своим будущим… Уже в самом факте готовности к преодолению трудностей «просвечивается» удовлетворенность собой за проявление мужества и решительность.

Сострадание – это взаимопонимание и готовность помочь другому человеку, готовность разделить с ним его страдания, радость и другие чувства. Сострадающий, сочувствующий, участвующий в переживаниях другого получает своеобразную «прививку» на случай, если с ним произойдет нечто подобное: разделив горе с кем-либо, человек свое горе переживает несколько легче, потому что уже приобрел опыт переживания, который несколько сглаживает остроту переживаний.

Терпение – это и способность терпеть, и настойчивость, упорство, выдержка в каком-либо деле.

Терпение кто-то назвал «зимой наших чувств в ожидании их весеннего прорастания». Этот опоэтизированный образ неприятных жизненных коллизий помогает человеку направить ход его мыслей и чувств в психотерапевтическое русло, в котором нет обреченности на бесконечные страдания. Более того, такого рода препятствия, с которыми по ряду причин не может справиться человек сию минуту, можно рассматривать как трудности, преодолеть которые поможет само время.

Естественно, что такая установка эффективна при условии деятельностного подхода человека к своим проблемам. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни результатов не принесет. В основе эффективного решения проблем лежит объективный анализ жизненных ситуаций, основанный на знании законов и закономерностей, их вызвавших.

Обида как эмоциональное состояние человека психологическим механизмом имеет сравнение его ожиданий с поведением окружающих по отношению к нему. Человек склонен уподоблять их себе, и ждет от них конкретных, определенных реакций на свои действия, сходных с его собственными. Так человек неосознанно моделирует ситуацию, отклонение поведения других от его ожиданий порождает обиду, вызывает страдания.

Нейтрализовать обиду помогает глубокое осознание и понимание корней ее возникновения. Правомерны вопросы к самому себе: почему другие должны думать, как я? Почему они не могут быть непохожими на меня? Могут ли у них быть свои интересы?

Ответы на эти вопросы помогают «размыслить» обиду, оправдать «обидчиков», моделировать траекторию профессионального поведения с большей вероятностью.

Гнев, как правило, следует за чувством обиды. Это более агрессивная форма отказа Другому в праве быть непохожим на меня, не соответствовать моему эталону, ожиданию, отказ Другому в свободе быть таким, каков он есть.

«Размысливание» причины гневного состояния также идет по логике добровольного признания права человека быть самим собой, непохожим на других.

Самоконтроль – это развиваемая способность человека контролировать свои чувства и действия, не принося вреда себе, окружающим и решению поставленных задач. Самоконтроль можно рассматривать как психотерапию человека в общении с самим собой, как психогигиену его профессиональной деятельности, обеспечивающую ему профессиональное долголетие, успешную карьеру.

Другие составляющие силы личности по П. Вайнцвайгу – гармонизация отношений и способность к идеализации окружающей среды сопоставимы с «достойной целью» (Г.С. Альтшуллер) и являются производными от вышепредставленных компонентов личностной силы – потребности преодолевать трудности и самоконтроля, (См. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. – С. 16–42,134–181).

Итак, жизнь и профессиональная деятельность человека, его карьера невозможна без самовоспитания в течение всей жизни.

В структуре карьеры человека значимую роль играет его имидж.

Имидж (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.

Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1 группу качеств, формирующих имидж личности, образуют: природные качества личности (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться.

2 группу – социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие).

3 группу – образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность).

4 группу – «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, ответственностью, обязательностью.

Создание своего имиджа и его поддержание – это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.

 

Выводы.

1. Человек ХХI века включен в процесс непрерывного самообразования и самовоспитания самой сущностью бытия человечества, вступающего в мир «изменений», в эпоху глобальных информационных технологий.

2. Системообразующим компонентом личности, способной стать субъектом культуры ХХI века, является педагогическая позиция по отношению к самой себе и творческая направленность в любой деятельности.

3. Карьера человека – это продвижение в сфере профессиональной деятельности, обусловливающее его социальный статус, материальное благосостояние, масштабность форм социальной активности.

4. Важнейшими условиями успешной карьеры по Г. С. Альтшуллеру выступают: постановка Достойных Целей; разработка плана их достижения; достижение высокой работоспособности; умение «держать удар»; анализ промежуточных результатов труда и обеспечение высокого качества конечного продукта. Основу силы личности человека как составляющей его успешной карьеры составляют потребность преодолевать трудности; самоконтроль.

5. Имидж – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека окружающими, коллегами, социальным окружением. Составляют имидж личности природные качества, социальные характеристики, образованность, «рабочие» качества (ответственность, обязательность и др.).


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 10. Личность и творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.