Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы предпринимательства

Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развития конкуренции, созданию должной среды и условий предпринимательства. Это прежде всего меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития малого и среднего бизнеса. Антимонопольная направленность законодательства проходит через все законы рыночной экономики, но главным, стержневым является Федеральный закон от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими изменениями, вызванными потребностями совершенствования антимонопольного законодательства.

Конституционно запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Закон закрепляет равные и справедливые условия предпринимательства для участников гражданского оборота. Государство не вправе предоставлять кому-либо исключительные или преимущественные права для занятия любой экономической деятельностью. Запрещается злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения, направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции. Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов, если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию. Далее, к предприятиям-монополистам могут быть применены меры государственного регулирования цен, установления предельного уровня рентабельности и т.д.

На первом этапе реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимыми законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного преобразования. Законы о регулировании рынка ценных бумаг, об АО, об инвестициях и т.д. были приняты в условиях, когда шли интенсивные процессы приватизации, акционирования, формирования финансовых структур. А тем самым развитие предпринимательства не получило должного, эффективного нормативно-правого регулирования.

Нормативно-правовая система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым – и на развитие саморегуляции, о чем свидетельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и т.п. Наряду с разработкой федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства законоположениями закреплены правовые основы и меры по дальнейшему его развитию (утверждение малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рынка, обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в необходимых объемах и условиях, производственно-технологическая поддержка малого бизнеса и т.п.)

Законодательство выходит на новые рубежи – от запретительных к нормам регулятивного характера с тем, чтобы обеспечить экономическую свободу, баланс интересов различных субъектов права. И в этом отношении заслуживает внимания законодательство, закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом (возмещение убытков, причинения ущерба, штрафы за нарушение требований и т.п.).

Законоположения через систему гражданско-правовых сделок – биржевых, посреднических, лизинга, факторинга и т. п. - существенно расширяют инструментарий договорного права, укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных отношений, а вместе с закреплением самостоятельности повышают и ответственность контрагентов за результаты хозяйствования (кредитор обязан доказать факт нарушения обязательств по уплате, наличия убытков и причинно следственную связь с нанесением ущерба, закрепление презумпции вины нарушителя и т.п.).

Заслуживает внимания регулирующая, компенсационная и стимулирующая роль санкций (Закон РФ о защите прав потребителей предусматривает вместе с возмещением материального ущерба взыскание дополнительно с изготовителя или продавца морального ущерба потребителя, а также штрафа в бюджет). По оценкам зарубежных аналитиков, в России подобная практика идет намного быстрее, чем это происходило на Западе.

Механизм обеспечения реализации закона представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-управленческих, юридических, идеологических, социально-психологических средств, направленных на эффективное и реальное действие закона.

Законодательство о налогообложении закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей-налогоплательщиков с налоговой службой. Основополагающим является Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. Также действуют следующие законы: «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г., «О государственной налоговой службе», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. и т.д.

Законодательство в области труда включает:

· Трудовой Кодекс РФ;

· «О занятости населения» 1996 г.;

· «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г.;

· «Об охране труда» 1993 г.;

· «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.

Конституционной основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России. Установление правовых основ единого рынка Конституция РФ относит к ведению Федерации. Характерным является и развитие законотворческой деятельности субъектов Федерации в сферах как исключительной компетенции, так и их совместного ведения с Федерацией.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники предпринимательского права | Судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.